Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N 21-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2018 года, которым удовлетворен административный иск непубличного акционерного общества "Меркурий агропромышленный комплекс "Прохладненский" о признании недействующими отдельных положений Порядка расходования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2016 года N 188-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя непубличного акционерного общества "Меркурий агропромышленный комплекс "Прохладненский" Магадова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 октября 2016 года Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление N 188-ПП, пунктом 1 которого утверждены:
Порядок организации и проведения отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики;
Порядок расходования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - Порядок).
Данное постановление размещено на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 21 октября 2016 года и официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 октября 2016 года, а также опубликовано 28 октября 2016 года в издании газеты "Официальная Кабардино-Балкария" N 41.
Пунктом 1 Порядка установлено, что данный порядок определяет механизм возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно пункту 8 Порядка основаниями для отказа получателю в возмещении ущерба являются:
1) представление не в полном объеме документов либо представление
документов, несоответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 5 Порядка;
2) представление заведомо недостоверных, подложных сведений и документов;
3) наличие договора страхования животных и продуктов животноводства;
4) установление фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний уполномоченных должностных лиц, что послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных, а также в случаях отказа граждан и юридических лиц от проведения плановых профилактических и противоэпизоотических мероприятий.
Непубличное акционерное общество "Меркурий агропромышленный комплекс "Прохладненский" обратилось в суд с административным иском о признании не действующим подпункта 4 пункта 8 Порядка в части слов "установление фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний уполномоченных должностных лиц, что послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных", ссылаясь на его противоречие статье 19 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
Указало, что с 21 по 24 октября 2016 года на основании актов уполномоченных органов осуществлены отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства при ликвидации очага африканской чумы свиней на участке "Репродуктор" НАО "Меркурий АПК "Прохладненский", о чем составлен акт. Согласно названному акту у общества отчуждено 2963 головы свиноматок и 7846 голов молодняка в возрасте до 2 месяцев.
На основании оспариваемой нормы 12 мая 2017 года Управлением ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики обществу отказано в возмещении ущерба, причиненного отчуждением принадлежавших ему животных.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2018 года административный иск непубличного акционерного общества "Меркурий агропромышленный комплекс "Прохладненский" удовлетворен, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 4 пункта 8 Порядка в той части, в которой основаниями для отказа получателю в возмещении ущерба является установление фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний уполномоченных должностных лиц, что послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных.
В апелляционной жалобе Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, и других животных, осуществление
государственного ветеринарного надзора регулируется Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии".
Согласно подпункту 49.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление, отдельные положения которого оспариваются административным истцом.
Статьей 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 данного закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 310, организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (пункт 9 Правил).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил).
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия).
Удовлетворяя административный иск и признавая не действующим подпункт 4 пункта 8 Порядка в той части, в которой основаниями для отказа получателю в возмещении ущерба является установление фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний уполномоченных должностных лиц, что послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных, суд обоснованно исходил из того, что в названной норме установлено не предусмотренное федеральным законодательством условие для выплаты компенсации, а также ограничены права собственников и владельцев животных на компенсацию стоимости изъятого имущества.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку данные доводы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N 21-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был