Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247
"О профилактике нарушений налогового законодательства"
Федеральная налоговая служба в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований в целях профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поручает организовать проведение мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение таких фактов в отношении налогоплательщиков1.
Для сбора доказательств, свидетельствующих о нарушении положений пункта 5 статьи 80 Кодекса структурным подразделениям, ответственным за проведение камеральных проверок необходимо осуществлять следующие мероприятия налогового контроля:
1. допрос:
- руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В ходе допроса необходимо осуществить проверку полномочий лиц (в том числе, выдавших доверенности) и установить причастность (непричастность) лиц к ведению финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика, подписанию налоговых деклараций, выдаче соответствующих доверенностей, получению сертификатов ключей электронных подписей.
При этом, в ходе допроса необходимо установить указанные выше обстоятельства в отношении всех организаций, в которых лицо является руководителем (учредителем).
- лиц, являющихся учредителями юридического лица, иных лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе лиц, представивших и (или) подписавших документ по доверенности, представляющих интересы при регистрации налогоплательщика в налоговом органе, а также заявителей, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, или лиц, выступающих по доверенности от имени заявителей, в целях установления владельца (распорядителя) сертификата ключа проверки электронной подписи и квалифицированного сертификата и проверки их полномочий.
2. В случае необходимости рекомендуется продолжить осуществление мероприятий налогового контроля, в частности:
2.1. осмотр помещений по адресу юридического лица в пределах места нахождения юридического лица в целях проверки достоверности сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ.
Результаты проведенных налоговым органом допросов лиц, указанных в пункте 1 настоящем поручении, а также результаты осмотров помещений фиксируются в протоколах и в обязательном порядке подлежат отражению в информационном ресурсе "Допросы и осмотры".
2.2. истребование в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса у банков документов (информации) в целях установления и проверки полномочий лиц, обратившихся для открытия счета, а также проверки полномочий лиц, указанных в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счете, при заключении договора банковского счета.
2.3. истребование в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса документов (информации) у удостоверяющего центра с целью установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также получения информации о результатах проверки удостоверяющим центром исполнения лицом положений, установленных Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
При получении доказательств, подтверждающих компрометацию ключа электронной подписи, необходимо руководствоваться письмом Управления информационных технологий ФНС России от 28.08.2017 N 6-3-04/0154дсп@.
2.4. проведение экспертизы документов, а также экспертизы информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Кодекса в целях исключения фактов представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, иных лиц).
Мероприятия, указанные в пунктах 1-2 в отношении налогоплательщиков, необходимо проводить заблаговременно в сроки, достаточные для их завершения до наступления сроков представления в налоговый орган налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
После представления налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль организаций при установлении по результатам проведения вышеуказанных мероприятий налогового контроля совокупности фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком требований, установленных пунктом 5 статьи 80 Кодекса, территориальным налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования таких налоговых деклараций.
В этой связи, территориальному налоговому органу в адрес налогоплательщиков необходимо направить в срок не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования уведомление о признании налоговой декларации недействительной.
Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций приведена в приложении к настоящему письму.
Положения настоящего письма не подлежат применению в отношении налоговых деклараций, по которым срок камеральной налоговой проверки завершен.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить организацию работы в соответствии с настоящим поручением.
Управлениям довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.
Приложение: в электронном виде.
Действительный государственный |
Д.В. Егоров |
------------------------------
1 Налогоплательщики, имеющие ряд признаков, свидетельствующих о возможной непричастности к ведению финансово - хозяйственной деятельности, в частности: представляют уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки; руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз); допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов); руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации; доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ; вновь созданные организации (дата создания (регистрации) 2017 год); организации на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов представляли "нулевую" отчетность; суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов, удельный вес налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) составляет более 98%; организации не находятся по адресу регистрации; договора аренды с собственниками помещений не заключались; среднесписочная численность 1 человек, либо отсутствует; руководители организации не получают доходы, в том числе и в организации руководителем которой являются; налогоплательщики изменяют место постановки на учет; внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности; отсутствуют расчетные счета в течение трех месяцев, с даты создания (регистрации) организации; расчетные счета закрыты; открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10); движение денежных средств по расчетным счетам носит "транзитный" характер; расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации; установлено "обналичивание" денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов; в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации, руководитель (учредитель) не является резидентом РФ и другое.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила, как и в каких случаях налоговые органы могут отозвать (аннулировать) декларации по НДС и налогу на прибыль.
Отзыву (аннулированию) подлежат актуальные декларации, по которым камеральная проверка не закончена. При этом только декларации по налогу на прибыль, которые поданы за год, могут быть отозваны (аннулированы).
Также ведомство указало, какие мероприятия инспекция проводит для того, чтобы установить, что декларация подписана неуполномоченным или неустановленным лицом и обозначило 5 причин для этого:
- руководитель не участвовал в финансово-хозяйственной деятельности организации, не подписывал и не предоставлял декларацию, не выдавал доверенность уполномоченному представителю;
- руководитель дисквалифицирован;
- юрлицо подало декларацию после ликвидации;
- руководитель недееспособен, умер или суд признал его безвестно отсутствующим;
- на момент подписания декларации (лично) руководитель находится в местах лишения свободы.
Для аннулирования декларации нужно получить официальное разрешение вышестоящего налогового органа.
После аннулирования декларацию перенесут в реестр деклараций, которые не подлежат обработке. В течение 5 рабочих дней налогоплательщиков уведомят о признании декларации недействительной.
Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июля 2018 г. N ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24 - 30 июля 2018 г. N 26
В соответствии с письмом ФНС России от 2 ноября 2018 г. N ЕД-4-15/21496@ настоящий документ отозван с исполнения
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 сентября 2018 г. N ЕД-4-15/18411