Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы саморегулируемой организации "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ", установил:
1. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" был дополнен статьей 3.3.
Саморегулируемая организация "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" оспаривает конституционность части 13 данной статьи, согласно которой юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с данной статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель; в указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение; при этом при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с данной частью, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации; ответственность по обязательствам таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несет саморегулируемая организация, в члены которой приняты такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, со дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе в связи с причинением вреда вследствие недостатков работ, которые осуществлялись до дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации.
Как следует из представленных материалов, решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 марта 2017 года, от 7 августа 2017 года, от 11 августа 2017 года и от 28 августа 2017 года (оставлены без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций), а также постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 марта 2018 года были удовлетворены исковые требования нескольких хозяйственных обществ об обязании заявителя перечислить на расчетные счета иных саморегулируемых организаций в области строительства средства компенсационного фонда, являющиеся взносами этих хозяйственных обществ, в общей сумме 2 700 000 руб.
Принимая указанные решения, арбитражные суды исходили из положений части 13 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ, в том числе обязывавших саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации такого юридического лица, индивидуального предпринимателя, перечислить по заявлению такого юридического лица, индивидуального предпринимателя внесенный им взнос в компенсационный фонд данной саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходит такое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в течение семи дней со дня получения указанного заявления.
При этом суды отклонили ссылки заявителя на положения части 13.2 той же статьи (введена пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 18 июня 2017 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"), предусматривающие возможность принятия общим собранием членов саморегулируемой организации решения об установлении размера подлежащих перечислению денежных средств меньше размера внесенного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем взноса (в том числе с учетом отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций либо введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитных организаций, в которых размещались указанные средства, а также осуществленных выплат из средств компенсационного фонда в результате наступления солидарной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации), указав, что эти положения не подлежат применению к отношениям с участием заявителя.
Нарушение примененной в его деле частью 13 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" прав и свобод, гарантированных статьями 19 (часть 1), 30 (часть 1) и 34 Конституции Российской Федерации, заявитель усматривает в том, что в системе действующего законодательства, в том числе с учетом непридания обратной силы положениям, введенным пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 18 июня 2017 года N 126-ФЗ, она обязывает саморегулируемую организацию перечислять взнос в компенсационный фонд иной саморегулируемой организации в полном объеме, невзирая на отзыв (аннулирование) лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, в которых размещались средства компенсационного фонда, тем самым возлагая чрезмерное финансовое бремя на такую саморегулируемую организацию и ухудшая положение сохранивших в ней членство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалобы саморегулируемой организации "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" к рассмотрению.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемые организации не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, лицо, заключая договор банковского вклада с целью получения процентов, осуществляет иную не запрещенную законом экономическую деятельность, предполагающую определенный финансовый риск, связанный с тем, что деятельность кредитных организаций, принимающих деньги вкладчиков во вклады, представляет собой предпринимательскую деятельность, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (пункт 1 статьи 2 ГК Российской Федерации); этот финансовый риск включает в себя и вероятность отрицательного финансового результата в деятельности кредитной организации вплоть до ее банкротства, и последующую невозможность страхового возмещения по вкладу в случаях, прямо установленных законом (Постановление от 22 июля 2002 года N 14-П, Определение от 9 ноября 2017 года N 2515-О).
Относя к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации установление правил размещения и инвестирования средств компенсационных фондов, принятие решения об инвестировании средств компенсационного фонда возмещения вреда, определение возможных способов размещения средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в кредитных организациях, Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов обязывает саморегулируемую организацию размещать на своем сайте в сети "Интернет" наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", в том числе информацию о кредитной организации, в которой размещены средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае формирования такого компенсационного фонда) (пункт 4 статьи 55.9 и пункт 5.1 статьи 55.10). Приведенные законоположения предоставляют всем членам саморегулируемой организации возможность косвенным образом осуществлять контроль за судьбой размещенных в кредитной организации денежных средств, а потому оправдывают возложение на них дополнительного финансового бремени в случае ее банкротства.
Как указывается в жалобе саморегулируемой организации "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ", у банков, в которых размещалось около 80 процентов средств ее компенсационного фонда, отозваны лицензии, в их отношении начато конкурсное производство, требования заявителя включены в третью очередь кредиторов, дело о банкротстве на момент подачи жалобы не завершено.
Между тем согласно части 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с данным Кодексом, члены саморегулируемой организации, указанные в частях 7-9 той же статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях его увеличения в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам. Поэтому нет оснований считать, что непридание обратной силы положениям, введенным Федеральным законом от 18 июня 2017 года N 126-ФЗ в статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (часть 13.2), само по себе означает возникновение законодательного пробела, который повлек нарушение конституционных прав заявителя как саморегулируемой организации.
Кроме того, до момента завершения конкурсного производства в отношении кредитного учреждения размещенные в нем средства саморегулируемой организации учитываются при определении размеров компенсационных фондов, и, следовательно, поскольку до указанного момента размер утраченных средств (убытков) саморегулируемой организации определен быть не может, факт размещения ею соответствующих денежных средств в этом кредитном учреждении сам по себе не является безусловным основанием для предъявления требований к членам данной саморегулируемой организации, оставшимся в ее составе после перехода иных членов в другую саморегулируемую организацию по месту их регистрации, о восстановлении компенсационного фонда путем осуществления новых платежей. Во всяком случае, к жалобе не приложены материалы, которые свидетельствовали бы о том, что права и законные интересы членов саморегулируемой организации "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ", оставшихся в ее составе, даже если считать жалобу поданной в их интересах, были затронуты оспариваемым регулированием.
Таким образом, данная жалоба не отвечает критерию допустимости обращений, как он определен статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", что является основанием для отказа в принятии ее к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы саморегулируемой организации "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. N 1677-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы саморегулируемой организации "Ассоциация компаний строительного комплекса "СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 13 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 июля 2018 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2018 г., N 5