Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Российская академия образования
Психологический институт
Международный
Образовательный и Психологический Колледж
(Общая характеристика)
Москва, 1995
Международный Образовательный и Психологический Колледж
Международный Образовательный и Психологический Колледж создан в 1993 году как негосударственное высшее учебное заведение и является ассоциированным структурным подразделением Психологического Института Российской Академии Образования и Международного Университета.
Основной целью деятельности Колледжа является подготовка высококвалифицированных кадров для работы в области образования, практической психологии, психотерапевтики и менеджмента кадров.
В настоящее время в Колледже открыты факультеты дошкольного и начального школьного образования, факультет практической психологии и факультет менеджмента кадров.
После поступления студенты всех факультетов учатся три года в Образовательном и Психологическом Колледже, получая систематическое психолого-ориентированное образование. По окончании Колледжа и получении соответствующего сертификата студенты продолжают свое образование в одной из четырех профессиональных школ (срок обучения 2 года).
После окончания обучения на этих факультетах (профессиональных школах) студенты получают степень бакалавра с выдачей диплома по следующим специальностям: педагог-проектировщик (со специализацией в области дошкольного или начального школьного образования), психолог (со специализацией в области педагогической, возрастной и практической психологии), психолог-консультант (психотерапевт), менеджер по работе с персоналом.
Полный курс обучения для студентов очного отделения рассчитан на пять учебных лет.
При Колледже открыто также заочное отделение для специалистов с высшим педагогическим образованием и ориентированное на их переподготовку в области практической психологии, новых педагогических технологий, психологического консультирования. Срок обучения студентов на заочном отделении Колледжа - два года (на отделении психологического консультирования - три года).
Колледж удобно расположен в Центре Москвы. Занятия проводятся в двух зданиях - в главном здании Психологического Института (по адресу - Моховая ул., 9 "в") и в здании колледжа (по адресу - ул. Герцена, 16).
Колледж располагает аудиториями для лекционных и семинарских занятий, компьютерным классом, современной аудиовизуальной и видеокомпьютерной техникой.
Студенты Колледжа получают право пользоваться библиотеками Психологического Института и Психологического факультета МГУ.
За небольшую плату студенты могут ксерокопировать необходимую им учебную литературу.
Питание студентов организовано в столовой Консерватории, которая расположена в 5 минутах ходьбы от Колледжа.
Студенты учатся по 5 (6)-дневной учебной неделе. Расписание в течение дня предусматривает перерыв на обед (40 мин).
Принципы построения образовательного процесса в Колледже
Основными принципами образовательного процесса в колледже являются:
- систематическая психологическая подготовка студентов, позволяющая им в дальнейшей профессиональной деятельности осуществлять не только преподавание того или иного учебного предмета, но и формировать развитие учащихся, т.е. приобрести квалификацию учителя-психолога;
- содержательная подготовка студентов в области логики построения учебных предметов (методология науки), позволяющая ориентироваться в логике построения научного знания и базовых типах деятельности, связанных с ней;
- подготовка студентов как разработчиков образовательных технологий, а не как пассивных получателей готовых учебно-методических материалов;
- практико-ориентированный характер обучения в Колледже основан на участии студентов в учебно-методической и учебно-исследовательской работе на системе ассоциированных с Колледжем экспериментальных площадок разного типа, консультационной работе (психологических консультациях), позволяющих студентам совершить процесс самоопределения и выбора того типа образовательной практики, в рамках которой они намерены профессионально работать;
- культурно-образовательная подготовка студентов ориентированная на введение в образование как часть культуры и средство социокультурного развития;
- соответствие учебного процесса мировым стандартам обучения, основанное на тесном взаимодействии с рядом американских и европейских университетов и преподавании профессоров этих университетов студентам Колледжа.
Последовательная реализация отмеченных выше принципов подготовки студентов позволяет подготовить для новой образовательной практики высококвалифицированных специалистов, совмещающих в своей профессиональной деятельности позиции психолога, разработчика и особенности учителя.
Учебный план Международного Образовательного и Психологического Колледжа
Учебный план обоих факультетов на 1-3 курсах обучения включает следующие основные циклы учебных дисциплин:
1. Общегуманитарная подготовка:
1) высшая математика
2) литература и русский язык (интегрированный курс)
3) английский язык
4) введение в историко-культурное пространство
5) информационные технологии
6) история.
2. Предметы по специальностям:
1) общая психология
2) возрастная психология
3) педагогическая психология
4) история философии
5) логика
6) философия
7) общая психодиагностика
8) антропология
9) физиология
10) история образовательных систем
11) педагогика
12) история психологии.
3. Предметы специализации (начиная с 4-го курса):
1) методика преподавания математики
2) методика преподавания литературы и русского языка
3) методика преподавания изобразительного искусства
4) методика преподавания философии
5) психодиагностика умственного развития дошкольников
6) психология учебной деятельности
7) социальная психология
8) комплекс психотерапевтических дисциплин.
О тенденциях развития службы практической психологии образования регионов России
(Аналитическая справка)
Для того чтобы иметь представление о выборе путей и форм развития практической психологии в образовательных учреждениях, был проведен качественный и количественный анализ некоторых показателей, характеризующих специфику психологической практики в различных регионах России.
Анализ проводился согласно информационному письму Минобразования России от 29.09.1994 года N 14-340-6, в соответствии с которым всем субъектам образовательного пространства было предложено представить в Министерство образования информацию о деятельности региональных психологических служб по двум формам, отражающим практическую деятельность психолога в образовательных учреждениях, потребность и формы подготовки психологических кадров.
Всего на территории России существует 91 региональный субъект образовательного пространства, включающего республики, области, края, округа, крупные экономические центры. Информация о состоянии психологических служб была получена из 67 территорий, относящихся к 12 географическим районам: Северному, Северо-Западному, Центральному, Волго-Вятскому, Центрально-Чернозёмному, и т.д. до Дальневосточного.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие заключения:
1) Во многих регионах России психологическая практика стала реальностью, количество работающих специалистов исчисляется не единицами, а сотнями человек. Практически во всех территориальных образованиях наблюдается тенденция к росту числа профессиональных психологических кадров (рис. 1).
2) Обеспеченность психологическими кадрами различных образовательных учреждений широко варьируется. Наименее насыщены профессиональными специалистами детские дошкольные учреждения, профессиональные технические училища и массовые общеобразовательные школы. Наибольшая обеспеченность наблюдается в образовательных учреждениях инновационного типа: гимназии, лицеи, колледжи, а также учреждения специального образования: специнтернаты, санаторные школы, специализированные учебные заведения для детей с нарушениями различного типа. Данное положение объясняется, по-видимому, меньшим их числом по сравнению с количеством массовых школ, а также более четкой постановкой задач специализированной помощи субъектам образовательного пространства. Типичный профиль распределения психологических кадров по образовательным учреждениям различного профиля представлен на примере Пермской области (рис. 2).
3) В каждом из регионов России распределение по типам образовательных учреждений отличается своеобразием и отражает специфику развития инфраструктуры образовательного пространства. Так, например в Центральном районе наибольшая насыщенность психологическими кадрами приходится, в основном, на учреждения инновационного типа (1.2-1.4 "психолога" на одно образовательное учреждение этого типа). В Ставропольском крае, Ростовской области, а также в Кабардино-Балкарии (Северо-Кавказский регион) отмечается достаточная насыщенность психологами в системе ПТУ 16-19 психологов на 100 образовательных учреждений. Челябинская область представила данные, по которым в системе массовой школы и ПТУ 100% насыщенность психологических кадров (1.0-1.25 на одно образовательное учреждение).
Проведенный анализ позволил определить проблемные зоны на региональном уровне. Так, в Западно-Сибирском регионе самая низкая обеспеченность психологических кадров приходится на систему специального образования (3-8 психологов на 100 образовательных учреждений данного профиля) и систему профессионально-технических училищ (3-5 психологов на 100 ПТУ). Исключение в данном регионе составляет Тюменская область, профиль распределения психологических кадров близок к распределению Уральского региона.
В Восточно-Сибирском регионе практически отсутствуют психологи в системе ПТУ.
Существуют, по-видимому, сложности и в работе психологических кадров Дальневосточного региона, в котором практически отсутствуют психологические кадры в детских дошкольных учреждениях, системе специального образования, а также в профессионально-технических училищах.
Проведенный анализ позволяет получить некоторое представление об общих закономерностях распределения психологических кадров в системе образования России.
Из диаграммы, представляющей распределение психологических кадров, очевидно, что психологов, работающих в детских дошкольных учреждениях, практически везде на порядок меньше, чем в массовых школах. Их численность, как правило, не превышает от 1 до 12 психологов на 100 детских дошкольных учреждений. Средняя насыщенность психологическими кадрами общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений в расчете на 100 образовательных учреждений представлена на рис. 3.
К проблемным ситуациям можно отнести распределение психологических кадров в системе профессионально-технических училищ. В большинстве регионов России количество психологов, работающих в этой системе, составляет от 1 до 8 психологов на 100 ПТУ. В некоторых регионах, таких как Санкт-Петербург, Брянская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Пензенская, Читинская, Магаданская области, работающих психологов в профессионально-технических училищах (по сведениям территорий) нет.
Однако можно выделить регионы, на территории которых в системе ПТУ трудится достаточно значительное количество психологов, оказывающих помощь подросткам.
Карелия |
- |
14 психологов/100 ПТУ |
Рязанская обл. |
- |
15/100 |
Республика Адыгея |
- |
50-70/100 |
Кабардино-Балкария |
- |
14-15/100 |
Краснодарский край |
- |
16-19/100 |
Челябинская обл. |
- |
100-125/100 (за счёт сокращения ПТУ) |
Алтайский край |
- |
14-18/100 |
Можно отметить наблюдающуюся в некоторых регионах тенденцию сокращения работающих психологов за последний год в системе ПТУ.
Система специального образования практически полностью укомплектована психологами. Существующие проблемы у практических психологов, работающих в системе специального образования, относятся прежде всего к области содержательной деятельности. Психолог часто слабо владеет специфическими способами работы с детьми группы риска и порой не знает, что и как делать в конкретной специфической социальной ситуации.
В отечественной психологии, несмотря на ее многочисленные методические разработки, практика не может в значительной мере удовлетворить существующую потребность в дифференцированном подходе к деятельности психолога в образовательных учреждениях разного профиля. И на этот факт следует обратить особое внимание.
Обращает на себя внимание специфика деятельности психологов, работающих в системе управления образования. Несмотря на широкую сеть практических психологов, работающих в образовательных учреждениях а также значительное количество психологов, работающих в различных психологических Центрах, в управленческих структурах присутствует незначительное количество психологов, по большей части без базового или специального психологического образования. Должное внимание психологизации управленческих структур уделяется в Республике Карелия, Архангельской, Псковской, Брянской, Ярославской, Курской, Волгоградской областях, Республике Бурятия. Отсутствие психологических кадров в структурах управления образованием отмечается в Новгородской области, Ивановской, Рязанской, Кировской, Белгородской, Воронежской, Пензенской, Новосибирской областях, Республике Тува, Красноярском крае.
В большинстве случаев на сотрудника управления образованием, занимающегося психологической практикой, возлагается ряд обязанностей, затрудняющих продуктивную деятельность по развитию психологических служб. Достаточно эффективным в сложившейся обстановке является решение о привлечении кафедр психологии педагогических институтов или университетов к профессиональному сопровождению развития психологических служб в регионе. Примером такого процесса может послужить совместная деятельность Главного управления образованием Пермской области и кафедры практической психологии Пермского Государственного Университета, а также деятельность Курского областного управления образованием и кафедры практической психологии Курского Государственного педагогического университета.
Однако, несмотря на серьезные проблемы роста профессионального уровня практических психологов, существует ряд факторов, которые говорят о позитивной динамике ее развития. Прежде всего можно отметить то, что профессиональная психологическая помощь субъектам образовательного пространства начинает переходить на принципиально иной уровень. Это появление и интенсивное развитие психологических центров различной ориентации: Центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, реабилитационные и многие другие, которые решают две принципиально важные задачи:
1) Оказывают высококвалифицированную, многопрофильную помощь субъектам образовательного пространства (детям, родителям, педагогам, администрации, управлению);
2) Оказывают профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях. Число таких центров растет, возрастает и их общественная значимость. Так, в Республике Карелия, в Архангельской, Калужской и Тульской областях насчитывается на сегодняшний день 7 Центров различной ориентации; в Санкт-Петербурге - 7; в Брянской области в 1993-94 г. - 6, а в 1994-95 г. - 19 психологических центров помощи детям (центры Брянской области были созданы в контексте Федеральной программы "Дети Чернобыля"); в Московской области - 6; в Пермской, Свердловской областях - 9. Опыт Оренбургского региона показывает, что развитие практической психологии в силу местных условий развивается в четырех центрах по географическому принципу и трех городских координационных центрах. По полученным данным из территориальных управлений образованием не имеет должного развития деятельность по организации психологических центров в Новосибирской, Омской, Амурской, Саратовской, Воронежской областях, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Ставропольском крае.
Следует отметить, что целенаправленная деятельность государственных программ, таких как Федеральная программа "Дети Чернобыля", "Дети России" оказывает существенное влияние на развитие региональной психологической службы. Это влияние сказывается в методологической и профессиональной помощи высококвалифицированных специалистов и объединений, формирующих базисные представления о деятельности, целях, задачах и способах работы практических психологов в образовании. Результатом этой деятельности являются как достаточно сформированные психологические структуры Брянской, Тульской, Калужской, Белгородской, Курской областей, так и отработка концептуальных основ психологической службы, как например, "Концепция специализированной помощи детям в районах Чернобыльского следа".
Следует отметить, что на сегодняшний момент уровень подготовки и переподготовки психологических кадров становится неудовлетворительным. Во многих областях России потребность в количестве психологов за прошедший год снизилась:
Санкт-Петербург |
на 13% |
Псковская область |
68% |
Брянская область |
25%* |
Орловская область |
17.8% |
Ярославская область |
5% |
Липецкая область |
9.1% |
Тамбовская область |
42% |
Пермская область |
2.1% |
Челябинская область |
13.1% |
Новосибирская область |
18% |
Бурятия |
8% |
Снижение потребности можно объяснить не только заполнением существующих вакансий, но и тем, что руководители образовательных учреждений хотят видеть прежде всего специалиста высокого профессионального уровня, и качество подготовки во многих высших учебных заведениях не устраивает их на сегодняшний день. Потребность в высокопрофессиональных кадрах, к сожалению, не реализуется во многих государственных учреждениях, а система хозрасчетных курсов не способна дать необходимое психологическое образование.
Неоднократно поднимался и поднимается вопрос о формировании системы повышения профессиональной компетенции практических психологов, о системе лицензирования и государственной аккредитации вузов, подготавливающих кадры для системы образования. Все это свидетельствует о том, что возрастает система предъявляемых к психологу требований.
Для определения стратегического направления развития службы практической психологии образования были сформулированы первоочередные задачи ее развития:
- определить статус практического психолога в соответствии с требованиями на самостоятельную и равноправную профессию;
- ввести учреждения психологической направленности в перечень образовательных учреждений;
- внести изменения в положение о психологической службе, отражающие современные тенденции ее развития;
- определить возможность создания научно-методического совета при Министерстве образования Российской Федерации, координирующего процессы становления психологических служб;
- предоставить базисные положения о Центрах и психологических структурах, позволяющих создавать Центры психологической поддержки с учетом региональных особенностей;
- определить меры по государственному лицензированию и аттестации при подготовке и переподготовке практических психологов образования;
- определить критерии оценки профессиональной деятельности педагога-психолога для определения условий и процедуры его аттестации.
Заместитель Министра |
М.Н. Лазутова |
Начальник отдела |
Н.В. Морозова |
Регионы России:
1. |
Северный |
7. |
Северо-Кавказский |
2. |
Северо-Западный |
8. |
Уральский |
3. |
Центральный |
9. |
Западно-Сибирский |
4. |
Волго-Вятский |
10. |
Восточно-Сибирский |
5. |
Центрально-Черноземный |
11. |
Дальневосточный |
6. |
Поволжский |
12. |
Прибалтийский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.