Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 505745-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (об участии Госкорпорации "Росатом" в функционировании Северного морского пути) (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Законопроектом вносятся изменения в следующие Федеральные законы: "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ; Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации"; Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом" от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ.
Законопроект направлен на решение задачи развития Северного морского пути и обеспечения судоходства в Арктике государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 октября 2017 г. N Пр-2192 (далее - Поручение).
Согласно Поручению предусмотрено создание инфраструктурного оператора на Северном морском пути, который должен обладать компетенциями в сфере судоходства, развития инфраструктуры (портовой и энергетической), безопасности мореплавания, а также осуществление государственных функций, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом.
В целях реализации указанного Поручения статьей 4 рассматриваемого законопроекта Госкорпорация "Росатом" наделяется полномочиями по подготовке предложений по формированию государственной политики по развитию и устойчивому функционированию Северного морского пути, по созданию морских портов Северного морского пути, созданию объектов инфраструктуры портов, в том числе энергетической инфраструктуры; полномочиями по управлению государственным имуществом в морском порту и организации плавания в акватории Северного морского пути. Госкорпорация "Росатом" наделяется функциями по взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
При этом полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере морского (включая морские порты) транспорта, выполнению международных обязательств России, осуществлению контрольно-надзорных функций, в том числе утверждению стандартов/требований безопасности мореплавания, управлению капитанами портов и др. осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
В законопроекте реализован "принцип 2-х ключей" по значительной части положений законопроекта. Так, согласно статье 1 законопроекта, Госкорпорация "Росатом" согласовывает, в то время как Минтранс России, утверждает обязательные постановления в морском порту; правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути, положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов; перечень портовых сборов, взимаемых в каждом морском порту Северного морского пути (пункт 4 статьи 3 законопроекта) и др.
Госкорпорация "Росатом" организует плавание судов в акватории Северного морского пути, а Минтранс России осуществляет контрольно-надзорные функций, в том числе утверждает стандарты/требования безопасности мореплавания.
Законопроектом также предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка навигационно-гидрографического обеспечения Северного морского пути и порядка выдачи разрешений на плавание судов (пункт 1 статьи 1 законопроекта). При этом навигационно-гидрографическое обеспечение Северного морского пути будет осуществляться Госкорпорацией "Росатом" и Росморречфлотом; разрешения на плавание судов будут выдаваться Минтрансом России по согласованию с Госкорпорацией "Росатом".
Пунктом 5 статьи 3 законопроекта предусматривается, что развитие инфраструктуры Северного морского пути будет осуществляться в соответствии с его планом развития инфраструктуры. Указанный план будет разрабатываться, реализовываться Госкорпорацией "Росатом" и утверждаться Минтрансом России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит существенно активизировать развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной магистрали Российской Федерации в Арктике и обеспечить круглогодичное плавание по Северному морскому пути, а также позволит развивать инфраструктуру морских портов Северного морского пути.
Законопроектом не предусматривается выделение дополнительных средств из федерального бюджета и не формируются дополнительные расходные обязательства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 505745-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (об участии Госкорпорации "Росатом" в функционировании Северного морского пути) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.