Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 351506-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в целях противодействия коррупции" (об установлении запрета на занятие должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства с определенными лицами),
внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы Р.А. Марданшиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 351506-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в целях противодействия коррупции" (далее - законопроект), внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы Р.А. Марданшиным, и отмечает следующее.
Согласно нормам части 3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нормы статьи 6 Федерального закона N 25-ФЗ предусматривают, что должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В случае, если должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не отнесены к муниципальным должностям, то такие лица должны наделяться статусом муниципальных служащих, и их должности должны относиться к должностям муниципальной службы.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом N 25-ФЗ.
Необходимо также учитывать, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 25-ФЗ данным Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.
Таким образом, статус председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, являющихся муниципальными служащими, различается со статусом председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, которые замещают муниципальные должности, поскольку последние лица осуществляют свою деятельность в силу наделения их особым публичным статусом и не на условиях трудового договора. Однако согласно нормам Федерального закона N 6-ФЗ при осуществлении своей деятельности указанные лица независимо от их статуса наделяются одинаковыми правами, обязанностью и несут одинаковую ответственность.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в части 5 и 6 статьи 7 Федерального закона N 6-ФЗ, распространяющие ограничения на замещение должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъектов Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования, являющихся государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, установленные в настоящее время в отношении граждан, замещающих государственные должности в контрольно-счетном органе субъекта Российской Федерации и муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования.
Согласно действующей редакции данных положений Федерального закона N 6-ФЗ:
- граждане, замещающие государственные должности в контрольно-счетном органе субъекта Российской Федерации, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
В целях реализации принципа независимости контрольно-счетных органов, обеспечения объективного и беспристрастного внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта о целесообразности распространения данных ограничений на указанных лиц.
В то же время необходимо учитывать, что основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих является Федеральный закон N 25-ФЗ. В статье 13 этого Федерального закона установлен перечень ограничений, связанных с муниципальной службой. В частности, согласно пункту 5 части 1 данной статьи Федерального закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В соответствии с частью 1.1 статьи 13 Федерального закона N 25-ФЗ гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.
Кроме того, основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ). В статье 16 Федерального закона N 79-ФЗ установлен перечень ограничений, связанных с гражданской службой. В частности, согласно пункту 5 части 1 данной статьи гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на ней в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данные ограничения, связанные с государственной гражданской службой и муниципальной службой, будут не согласовываться с ограничениями, предусмотренными положениями законопроекта, на замещение должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования, являющихся государственными и муниципальными служащими.
В связи с изложенным полагаем, что указанные в законопроекте ограничения на замещение должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования, являющихся соответственно государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации и муниципальными служащими необходимо продублировать в Федеральном законе N 79-ФЗ и Федеральном законе N 25-ФЗ либо предусмотреть в данных законодательных актах отсылочные нормы на возможность установления соответствующих специальных ограничений в отношении данных лиц в Федеральном законе N 6-ФЗ. По мнению Комитета в данном случае возникнет полная согласованность по указанному вопросу между нормами данных Федеральных законов и Федеральным законом N 6-ФЗ с учетом принятия законопроекта.
Кроме того, по мнению Комитета в законопроекте необходимо конкретизировать понятие руководители судебных и правоохранительных органов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.