Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Пояснения к терминам, приведенным в стандарте
К термину "Наименование изделия" (3.2)
Правильное формирование наименований изделий играет важную роль при осуществлении интегрированной логистической поддержки (особенно с использованием автоматизированных информационных технологий). Правила присвоения наименования изделия - по ГОСТ 2.109.
К термину "Обозначение изделия" (3.3)
При разработке и производстве изделия обозначение присваивает разработчик по ГОСТ 2.201. При этом обозначение изделия одновременно является обозначением его основного конструкторского документа. Указанное обозначение является внутренним уникальным идентификатором (кодом) в организациях разработчика и изготовителя изделия.
При поставке изделия ему может быть присвоено другое обозначение, являющееся идентификатором либо комплектующего изделия для целей его использования при сборке и эксплуатации (ремонте) сложного изделия, либо самого такого сложного изделия (например, автомобиль Лада Гранта, самолет Ту-214, насос НС-3051, блок управления 6308 и т.п.).
К термину "Изделие покупное комплектующее" (3.6)
К числу покупных не относят изделия, получаемые в порядке кооперирования по ГОСТ 2.101. Покупное комплектующее изделие выпускается по своей технической документации и, как правило, снабжается собственным формуляром, паспортом или этикеткой по ГОСТ 2.601.
К термину "Интегрированная логистическая поддержка (процессов технической эксплуатации изделия)" (3.8)
Термин "интегрированная логистическая поддержка" является широко распространенным переводом аналогичного английского термина для описания деятельности по формированию системы технической эксплуатации изделия. Поскольку системообразующим элементом в указанной системе является само изделие в части его эксплуатационно-технических характеристик, то интегрированная логистическая поддержка охватывает комплекс технологий управления этими характеристиками изделия при его создании и на последующих стадиях его жизненного цикла.
Для координации деятельности в области интегрированной логистической поддержки вновь создаваемого (особенно сложного) изделия формируют комплексную программу обеспечения его эксплуатационно-технических характеристик, которая определяет конкретные мероприятия и виды ресурсов, используемых для решения задач интегрированной логистической поддержки. Эта программа является организационным техническим документом, определяющим содержание работ, их результаты и исполнителей работ, подлежащих выполнению на стадиях жизненного цикла изделия для обеспечения высокого уровня его эксплуатационно-технических характеристик. Программа должна предусматривать увязку технологии управления эксплуатационно-техническими характеристиками с другими технологиями управления жизненным циклом изделия (технологии управления требованиями и конфигурацией, технологиями информационной поддержки изделия и др.).
В случае проведения работ в области интегрированной логистической поддержки применительно к существующему серийному изделию в рамках подготовки и осуществления его поставки, вместо указанной комплексной программы (разрабатываемой для вновь создаваемого изделия) возможна разработка плана интегрированной логистической поддержки, содержащего ограниченный комплекс мероприятий по управлению эксплуатационно-техническими характеристиками серийного изделия на стадиях производства и эксплуатации (капитального ремонта, при необходимости).
К терминам "Эксплуатационно-технические характеристики", "Отказоустойчивость", "Надежность", "Контролепригодность", "Эксплуатационная технологичность конструкции изделия" (3.11-3.15)
Понятие "эксплуатационно-технические характеристики" вводится для общего случая создания и эксплуатации (ремонта) изделий, которые могут быть весьма сложными техническими системами, для которых эффективное управление процессами жизненного цикла с использованием только понятия "надежность" невозможно. Для случая простых изделий, характерных для потребительского рынка, понятие эксплуатационно-технических характеристик может быть сведено к надежности, как комплексному свойству по ГОСТ 27.002, включающему безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.
При использовании для сложного изделия (технической системы) не понятия "надежность", а более широкого понятия "эксплуатационно-технические характеристики", при этом и вместо понятия "ремонтопригодность" (из числа свойств надежности) применяют понятие "эксплуатационной технологичности". Эти понятия связаны с затратами труда, времени и материальных средств, обусловленными выполнением работ планового технического обслуживания (ремонта) и сопутствующих неплановых работ.
Для некоторых сложных изделий предусматривают плановый капитальный ремонт. В этом случае дополнительно используют понятие "ремонтная технологичность". Ремонтная технологичность в отличие от эксплуатационной технологичности характеризует приспособленность конструкции изделия к выполнению планового ремонта, выполняемого на условиях вывода изделия из эксплуатации (капитального ремонта). Состав используемых показателей и методика их расчета при выполнении работ как в области эксплуатационной, так и ремонтной технологичности конструкции не имеют принципиальных отличий.
К терминам "Техническая эксплуатация", "Система технической эксплуатации" (3.16; 3.17)
Техническая эксплуатация включает комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемых при использовании изделия по назначению, его хранении, транспортировании, приведении в установленную степень готовности к использованию по назначению и поддержании в этой степени готовности. Номенклатура видов ремонтов, выполняемых на стадии эксплуатации и (или) требующих вывода из эксплуатации, устанавливается в технической документации отдельных видов техники с учетом их специфики.
Понятие системы технической эксплуатации используется при организации системного подхода к работам в области интегрированной логистической поддержки изделий. Оно предусматривает рассмотрение в единой системе:
- самого изделия в части его эксплуатационно-технических характеристик;
- той части средств эксплуатации, которые необходимы для проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и другим в рамках технической эксплуатации определенной совокупности изделий;
- исполнителей работ и услуг в области технической эксплуатации;
- технической и иной документации (конструкторской, включая эксплуатационную, ремонтную и др.), необходимой для подготовки и осуществления технической эксплуатации.
В ГОСТ 18322 установлен близкий по смыслу термин "система технического обслуживания и ремонта техники", а в ГОСТ 25866 - "система эксплуатации".
К терминам "Средства эксплуатации", "Средства технического обслуживания (ремонта)", "Средства эксплуатационного контроля" (3.18; 3.52; 3.53)
Для целей анализа логистической поддержки в составе средств эксплуатации по ГОСТ 25866 выделяют две взаимосвязанные категории средств, определяемые понятиями: "средства технического обслуживания (ремонта)" и "средства эксплуатационного контроля". Раздельное использование двух этих понятий предусмотрено в основном для сложных технических систем (самолетов, кораблей, ракет и т.п.).
Примерами средств технического обслуживания (ремонта) являются: оснастка, лестницы, подъемники, домкраты, площадки, тягачи, водила, заправочные машины, моечные машины и т.д. В зависимости от вида (сложности) финального изделия универсальный и специальный инструмент может входить в состав средств технического обслуживания или рассматриваться в качестве отдельного вида средств.
Примерами средств эксплуатационного контроля являются: встроенные и внешние системы и приборы контроля, системы регистрации параметров при применении изделия по назначению и в процессе его технической эксплуатации, различные измерительные и диагностические средства и т.д. В зависимости от вида (сложности) финального изделия средства эксплуатационного контроля могут входить в состав средств технического обслуживания или рассматриваться в качестве отдельного вида средств, а также входить в состав конструкции рассматриваемого изделия или создаваться как самостоятельные изделия.
К термину "Цикл применения по назначению" (3.20)
Данное понятие необходимо для задания требований к изделию и организации управления его жизненным циклом, в том числе с использованием технологий интегрированной логистической поддержки. Продолжительность и другие параметры типового цикла применения по назначению (миссии) могут задаваться и оцениваться в различных единицах измерения. При необходимости выделяют отдельные этапы цикла применения по определенному назначению (одному из предусмотренных для изделия) и разные циклы применения (миссии) для одного и того же изделия, имеющего несколько назначений. Для сложных изделий (автомобилей, кораблей, самолетов и т.п.) контролируют не только параметры собственно изделия, но и сроки его эксплуатации (в единицах календарного времени, наработки в часах или рабочих циклах и т.д.).
К терминам "Анализ логистической поддержки", "База данных анализа логистической поддержки", "Техническое обслуживание, обеспечивающее надежность", "Уровень технического обслуживания (ремонта)" (3.21; 3.22; 3.35; 3.36)
Анализ логистической поддержки является основой процессов интегрированной логистической поддержки и обеспечивает взаимную увязку требований к конструкции изделия и к другим элементам системы его технической эксплуатации, начиная с ранних этапов создания изделия. Исходные данные и результаты такого анализа хранятся в специализированной базе данных. Базовым процессом в рамках анализа логистической поддержки является планирование технического обслуживания и ремонта изделия путем обоснования требований к составу и периодичности соответствующих работ и формирования плана технического обслуживания и ремонта, обеспечивающего заданный уровень надежности изделия. В процессе обоснования такого плана проводят также анализ уровней технического обслуживания (ремонта) для выбора применительно к рассматриваемым работам, особенно восстановительным, оптимального организационного уровня их выполнения из числа рассматриваемых в модели системы технической эксплуатации. Критериями выбора являются: наиболее эффективное использование имеющихся инфраструктуры технической эксплуатации, средств технического обслуживания и ремонта, а также сроки завершения и затраты на выполнение рассматриваемых видов работ с учетом возможных технологий их выполнения.
К термину "Функция (изделия)" (3.24)
При использовании данного понятия для описания функций изделия используют разные параметры, связанные с назначением и конструктивным исполнением изделия. Примерами параметров, используемых при описании функций изделия и его составных частей, являются: рабочее давление (для насоса), напряжение на выходе (для источника электропитания), скорость и диапазон перемещения выходного звена (для силового привода) и т.п.
К терминам "Структура (изделия) функциональная", "Структура (изделия) конструктивная", "Структура (изделия) логистическая", "Структура экземпляра (изделия физическая)" (3.25-3.28)
Структура функций изделия не содержит технических подробностей их реализации. Ее обычно представляют графом, отображающим иерархию функций для нескольких (трех-четырех) уровней разукрупнения, например, система - подсистема - агрегат - блок, и используют на ранних этапах создания изделия (аванпроект, техническое предложение и т.п.). При описании функциональных элементов с ними могут быть ассоциированы как известные функциональные характеристики, так и необходимые (требуемые), которые задают как функциональные требования.
Конструктивная структура отражает отношения входимости составных частей изделия ("состоит из...", "входит в..."). Ее представляют графом, вершинами которого являются функциональные и конструктивные элементы, с которыми ассоциированы количественные, качественные и иные свойства (характеристики) изделия, в том числе, предусмотренные требованиями.
Логистическая структура имеет две разновидности:
- логистическая структура функций, формируемая в результате анализа функций изделия на основе функциональной структуры и включающая в себя те функции (описываемые функциональными элементами), невыполнение которых может привести к полной или частичной неработоспособности изделия;
- логистическая структура типовой конструкции изделия, формируемая на основе анализа конструкторской структуры вновь создаваемого изделия с учетом мероприятий по обеспечению безотказности изделия и предупреждению негативных последствий возможных видов его отказов, а также с учетом оценки потребности элементов конструкции в техническом обслуживании и ремонте;
- логистическая структура конструкции конкретного экземпляра изделия, создаваемая с целью обеспечения эксплуатации и ремонта экземпляра изделия, для чего используется его физическая структура, элементами которой являются конкретные экземпляры составных частей, идентифицированные заводскими номерами, датами изготовления, установки и другими физическими признаками.
К терминам "Вид отказа", "Категория последствий вида отказа; категория последствий отказа", "Критичность вида отказа; критичность отказа" (3.30; 3.32; 3.33)
Вид нарушения работоспособности изделия определяют по формулировке вида отказа, которая должна для целей анализа логистической поддержки содержать все существенные признаки рассматриваемого вида отказа и не включать в себя избыточной информации (см. ГОСТ 27.310).
Понятие категории последствий отказа необходимо как для оценки негативного влияния возможных отказов на использование изделия, так и для правильного выбора работ по техническому обслуживанию и ремонту изделия в процессе анализа логистической поддержки. См. ГОСТ 27.310 (статья 3.5).
Для оценки критичности отказов в смысле влияния их последствий на применение изделия по назначению используют приемлемый для разработчика изделия параметр функциональной значимости анализируемого вида отказа. Данный параметр функциональной значимости должен характеризовать влияние отказа на работоспособность финального изделия, в которое входит анализируемая составная часть (система, подсистема, агрегат). В ГОСТ 27.310 этим параметром является "показатель критичности отказа". В некоторых зарубежных нормативных документах и технической литературе применяют термин "число критичности" (criticality number).
Для изделия, входящего в состав технической системы, примером параметра функциональной значимости может служить число совместных видов отказов составных частей данной системы, которые вместе с рассматриваемым видом отказа изделия приводят к отказу системы в целом.
К терминам "Модуль данных", "Обозначение модуля данных" (3.38; 3.39)
Модуль данных состоит из идентификационной и содержательной частей. Его разрабатывают и оформляют по определенным правилам, которые позволяют формировать и использовать общую базу данных таких модулей, применяя в качестве идентификатора обозначение модуля данных. Структуру обозначения модуля данных для конкретных проектов устанавливают участники работ в области ИЛП с учетом используемых в проекте национальных и международных стандартов.
К термину "Работа по техническому обслуживанию (ремонту)" (3.47)
Понятие "работа" в системе технической эксплуатации имеет одинаковый смысл как для любого технического обслуживания, так и для планового ремонта (если он предусмотрен для данного вида изделия). Требования к составу и периодичности работ планового технического обслуживания (ремонта) изделия являются одним из основных результатов анализа логистической поддержки проводимого в рамках интегрированной логистической поддержки вновь создаваемого изделия.
К терминам "Конструктивно-сменный блок", "Конструктивно-сменная единица" (3.49; 3.50)
Основное отличие этих понятий заключается в том, что конструктивно-сменные блоки в силу особенностей их конструкции и эксплуатационно-технических характеристик должны иметь возможность замены непосредственно на финальном изделии в эксплуатации без применения специальных средств и оснастки. Для замены же конструктивно-сменных единиц в силу особенностей их конструкции и эксплуатационно-технических характеристик требуется отправка всего финального изделия или демонтированного с него конструктивно-сменного блока (содержащего конструктивно-сменную единицу) в специализированную организацию (поставщику изделия или блока, в сервисный центр, на ремонтное предприятие и т.п.).
<< Назад |
||
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53394-2017 "Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения" (утв. и введен... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.