Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.7-2017/ISO/TR 31004:2013
"Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1060-ст)
Risk management. Guidance for the implementation of ISO 31000
ОКС 03.100.01
Т59
Дата введения - 1 декабря 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1060-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 31004:2013 "Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000" (ISO/TR 31004:2013 "Risk management - Guidance for the implementation of ISO 31000", IDT).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 262.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
0.1 Общие положения
Организации используют для достижения поставленных целей различные методы менеджмента риска (выявление, обнаружение, понимание и, при необходимости, обработку риска).
Настоящий стандарт может помочь организациям повысить результативность менеджмента риска в соответствии с ИСО 31000, устанавливающим общий подход к менеджменту риска организации.
Настоящий стандарт предназначен для лиц, ответственных за принятие решений, воздействующих на достижение целей организации, включая ответственных за менеджмент риска, экспертов в области риска и специалистов отделов по управлению риском. Настоящий стандарт предназначен для использования всеми заинтересованными лицами, связанными с деятельностью в области риска, включая преподавателей, студентов, а также лиц, участвующих в разработке законодательных и обязательных требований.
Настоящий стандарт следует применять вместе с ИСО 31000, стандарт применим к организациям всех типов и размеров. Основные концепции и определения, необходимые для понимания ИСО 31000, приведены в приложении А. Общие методы, направленные на приведение в соответствие существующих методов менеджмента риска организации требованиям ИСО 31000, приведены в разделе 3. Настоящий стандарт обеспечивает также динамическое регулирование в соответствии с изменением внутренней и внешней среды организации.
В приложениях приведены дополнительные объяснения и примеры внедрения ИСО 31000.
Примеры, описанные в настоящем стандарте, приведены только для иллюстрации.
0.2 Основные положения и принципы
Некоторые понятия и концепции являются фундаментальными для понимания ИСО 31000 и настоящего стандарта, их объяснение приведено в разделе 2 ИСО 31000:2009 и приложении А.
В ИСО 31000 установлено одиннадцать принципов эффективного менеджмента риска. Принципы являются информационной и руководящей основой во всех аспектах менеджмента риска организации. Принципы устанавливают характеристики эффективного менеджмента риска. Организация должна не просто внедрить принципы менеджмента риска, а включить эти принципы во все аспекты менеджмента. Они служат показателями выполнения менеджмента риска и повышают значение эффективной организации менеджмента риска. Принципы менеджмента риска воздействуют на все элементы процесса в переходный период, описанные в настоящем стандарте, возникающие при этом технические проблемы описаны в приложениях. Более детальные рекомендации приведены в приложении В.
В настоящем стандарте использованы термины "высшее руководство" и "контролирующий орган". Термин "контролирующий орган" относят к лицу или группе лиц, которые направляют деятельность организации и управляют организацией на высшем уровне. Термин "контролирующие организации" относят к лицу или группе лиц, которые дают руководящие указания и проверяют деятельность высшего руководства.
Примечание - Во многих организациях функции "контролирующего органа" могут быть возложены на совет директоров, попечительский совет, наблюдательный совет и т.д.
1 Область применения
В настоящем стандарте приведены руководящие указания по внедрению в организации эффективного менеджмента риска на основе применения требований ИСО 31000. В стандарте приведены:
- структурированный подход, направленный на приведение менеджмента риска организации в соответствие с требованиями ИСО 31000 с учетом особенностей деятельности организации;
- разъяснение основных положений ИСО 31000;
- руководящие указания по внедрению принципов и структуры менеджмента риска, приведенных в ИСО 31000.
Настоящий стандарт может быть использован государственными, частными и/или общественными организациями, ассоциациями, группой лиц или отдельными лицами.
Примечание - Для удобства различные пользователи настоящего стандарта далее объединены общим термином "организация".
Настоящий стандарт может быть применен ко всем видам деятельности и всем подразделениям организации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO 31000:2009 Risk management - Principles and guidelines (Менеджмент риска - Принципы и руководящие указания)
3 Внедрение ИСО 31000
3.1 Общие положения
В данном разделе приведено руководство по приведению существующего менеджмента риска организации в соответствие с принципами и требованиями ИСО 31000, при этом необходимо обеспечить непрерывность соответствия менеджмента риска организации этим требованиям.
Приведенная в стандарте общая методология применима при плановом подходе всеми организациями независимо от особенностей мероприятий менеджмента риска организации и включает в себя следующее:
- сравнение существующей деятельности с требованиями ИСО 31000;
- идентификацию необходимых изменений и подготовку плана внедрения этих изменений;
- выполнение непрерывного мониторинга и анализа для обеспечения постоянного улучшения.
Осуществление этих действий позволит организации достичь понимания своего риска и обеспечить соответствие риска критериям и отношению организации к риску.
Независимо от причин внедрения ИСО 31000 применение его положений и требований может позволить организации лучше управлять своими рисками и эффективно достигать поставленных целей. Все организации до некоторой степени управляют риском. Стратегия внедрения ИСО 31000 должна отражать способ управления риском в организации.
Процесс внедрения, описанный в 3.2, позволяет провести сравнительную оценку существующего менеджмента риска организации с требованиями ИСО 31000 и, в случае необходимости, адаптировать и внести необходимые изменения.
В ИСО 31000 идентифицированы различные элементы структуры менеджмента риска. Если эти элементы интегрированы в управление, функции и процессы организации, она может достичь целого ряда преимуществ в работе, связанных со скоростью принятия решений, результативностью и эффективностью работы. Ниже перечислены основные преимущества такой интеграции.
a) Менеджмент риска может быть встроен в общую систему менеджмента и принятия решений организации; независимо от того, является система формальной или неформальной; существующие процессы менеджмента могут быть улучшены в соответствии с ИСО 31000.
b) Понимание неопределенности при управлении организацией становится неотъемлемой частью системы менеджмента, при этом могут быть установлены общие принципы менеджмента организации.
c) Внедрение процесса менеджмента риска учитывает особенности, размер и требования организации.
d) Управление политикой, структурой и процессом(ами) в области менеджмента риска может быть интегрировано в существующие системы менеджмента организации.
e) Отчетность в области менеджмента риска может быть интегрирована в общую отчетность организации.
f) Выполнение действий менеджмента риска становится неотъемлемой частью общего подхода к работе организации.
g) Взаимодействие и связь между отдельными областями менеджмента риска организации (например, менеджмент риска подразделения, финансовый менеджмент риска, менеджмент риска проекта, менеджмент безопасности, обеспечение непрерывности бизнеса, страховой менеджмент) могут быть достигнуты и/или улучшены путем учета риска при достижении целей и урегулировании проблем организации.
h) Организация может улучшить обмен информацией о неопределенности и риске между группами, участвующими в менеджменте риска и различными уровнями управления организации.
i) Направление действий в области менеджмента риска организации могут быть сосредоточены на достижении целей и приняты за общее направление работы организации. Организация может получить косвенные социальные выгоды, поскольку внешние заинтересованные лица организации могут быть мотивированы на улучшение их деятельности в области менеджмента риска.
j) Обработка риска, средства и методы контроля риском могут стать неотъемлемой частью ежедневной деятельности организации.
3.2 Способы внедрения ИСО 31000
В стандарте ИСО 31000 приведено разъяснение способов эффективного менеджмента риска, однако способы интеграции менеджмента риска в процессы менеджмента организации в стандарте рассмотрены недостаточно. Существуют различные организации с разными отправными точками в области менеджмента риска, однако общий и систематический подход к внедрению применим во всех случаях. Организация должна определить необходимость внесения изменений в существующую структуру менеджмента риска, спланировать и внедрить эти изменения и затем проводить непрерывный мониторинг результативности. Это позволит организации:
- привести существующий в организации менеджмент риска в соответствие с принципами и требованиями, установленными в ИСО 31000, пункт 3;
- применять процесс менеджмента риска, описанный в ИСО 31000, пункт 5;
- установить признаки улучшенного менеджмента риска в соответствии с А.3 приложения А ИСО 31000;
- достигнуть ключевых результатов (см. ИСО 31000, пункт 2).
Данный подход также применим к организациям, в которых достигнуто соответствие требованиям ИСО 31000, для выполнения требований ИСО 31000, пункты 4.6 и 5.6, относительно постоянного улучшения структуры и процессов менеджмента риска.
При внесении изменений в менеджмент риска организации рекомендовано использовать опыт других организаций по управлению аналогичными типами риска или аналогичными процессами.
3.3 Интеграция требований ИСО 31000 в процессы менеджмента организации
3.3.1 Общие положения
Стандарт ИСО 31000 устанавливает структуру и основной процесс менеджмента риска организаций всех типов и их отдельных частей. Рекомендации данного подраздела помогают интегрировать элементы ИСО 31000 в общий менеджмент организации, включая действия, процессы и функции. Организации могут интегрировать положения ИСО 31000 в существующие процессы и/или разработать и внедрить новый подход, основанный на ИСО 31000. В данном подразделе установлены основные элементы структуры, процесса и действий, необходимых для успешной интеграции этих элементов и достижения целей организации. Существует много способов внедрения стандарта ИСО 31000 в организации. Выбор и порядок внедрения элементов должны соответствовать потребностям организации и ее заинтересованным сторонам. Необходимо учесть, что менеджмент риска должен поддерживать общую стратегию управления бизнесом, т.е. помогать организации в достижении цели, защите бизнеса и создании дополнительной ценности организации. Следует также учитывать особенности культуры организации, а также методы управления изменениями и проектами.
Внедрение стандарта ИСО 31000 является динамическим итеративным процессом. Внедрение структуры связано с процессом менеджмента риска, описанным в пункте 5 ИСО 31000. Преимущества от внедрения можно получить от интеграции и постоянного улучшения менеджмента риска во всей организации.
Интеграцию следует рассматривать в условиях динамического изменения среды организации. Организация должна проводить мониторинг изменений, которые вызваны процессом внедрения, а также изменений внутренней и внешней среды. При этом может возникнуть потребность в изменении критериев риска.
3.3.2 Полномочия и обязательства
Все действия по управлению бизнесом обычно начинают с анализа их целесообразности, разработки этапов процесса и оценки экономической эффективности. Эти действия обычно основаны на решении высшего руководства и контролирующего органа о внедрении, выделении необходимых ресурсов и наделении ответственных лиц необходимыми полномочиями.
Обычно процесс внедрения включает следующее:
a) получение необходимых полномочий и принятие обязательств;
b) анализ слабых мест;
c) индивидуальную адаптацию и определение масштаба работ, на основе потребностей, культуры, создания и защиты ценности организации;
d) сравнительную оценку риска, связанную с переходом;
e) разработку бизнес-плана:
- установление целей, приоритетов и показателей;
- разработка экономического обоснования ситуации, включая соответствие целям организации;
- определение области применения, подотчетности, графика работ и ресурсов;
f) идентификацию условий внедрения менеджмента риска, включая обмен информацией с заинтересованными сторонами.
3.3.3 Проектирование и разработка структуры
3.3.3.1 Организация должна оценить существующие подходы к менеджменту риска, включая область применения, среду и культуру.
a) Необходимо провести анализ всех законодательных и обязательных требований, требований потребителей и требований сертификации, исходя из применяемых организацией стандартов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы при проектировании и разработке структуры и плана внедрения менеджмента риска учесть индивидуальные особенности организации и адаптировать их в соответствии со структурой, культурой и общей системой менеджмента организации.
b) Важно рассмотреть процесс менеджмента риска и аспекты существующей структуры менеджмента риска, обеспечивающей этот процесс.
c) Необходимо установить соответствующие критерии риска. Критерии риска должны быть совместимы с целями и отношением организации к риску. При изменении целей необходимо соответственно изменять критерии риска.
Для проектирования и разработки новой структуры необходимо провести сравнительную оценку:
- принципов и альтернативных характеристик в соответствии с ИСО 31000;
- предыдущей структуры, оценка которой должна помочь сравнить особенности существующей практики менеджмента риска с требованиями следующих подразделов ИСО 31000:
- 4.3.2 (политика в области менеджмента риска);
- 4.3.3 (распределение ответственности и полномочий);
- 4.3.4 (интеграция в процессы организации);
- 4.3.5 (ресурсы);
- 4.3.6 и 4.3.7 (внутренний и внешний обмен информацией и отчетность);
- процесса менеджмента риска, путем сравнения элементов существующих процессов с требованиями пункта 5 ИСО 31000 и анализа основных принципов, которые лежат в основе и обеспечивают целесообразность процесса с точки зрения принципов, установленных в ИСО 31000, пункт 3 (например, применим ли данный процесс к принятию решений на всех уровнях и во всех подразделениях организации). Необходимо оценить:
- обеспечивает ли текущий процесс лицам, принимающим решения, необходимую информацию о риске, чтобы принятые решения были качественными и соответствовали целям организации или превышали их;
- достаточен ли существующий подход к менеджменту риска для управления связанными рисками и рисками, возникающими в нескольких местах.
3.3.3.2 Требования к проектированию и разработке структуры должны быть идентифицированы.
Организация должна на основе сравнительной оценки (см. 3.3.3.1) принять решение о том, какие аспекты текущего менеджмента риска:
a) можно использовать в будущем (распространить на другие типы принятия решений);
b) требуют исправления и улучшения;
c) больше не увеличивают ценность и должны быть исключены.
Организация должна разрабатывать, документировать способы управления риском и проводить обмен информацией о них. Объем и содержание внутренних стандартов, руководящих принципов и моделей, связанных с менеджментом риска, должны отражать культуру и среду организации.
В документах может быть определено следующее:
- риск, которым необходимо последовательно управлять во всей организации;
- разные уровни ответственности в области менеджмента риска;
- требования к компетентности и обязанностям всех лиц, ответственных за менеджмент риска;
- вовлеченные внутренние и внешние заинтересованные стороны посредством всестороннего обмена информацией и консультаций;
- информация о риске и результатах применения процесса менеджмента риска, которые должны быть последовательно и безопасно зарегистрированы, с соответствующим доступом к этой информации.
Организация должна проводить анализ требований менеджмента риска, необходимых методов, обучения и ресурсов через запланированные интервалы времени, при значимых изменениях организации и/или ее среды или в ситуации, когда в результате мониторинга и анализа идентифицированы пробелы или неэффективность работы.
3.3.3.3 Должны быть определены область применения, цели, задачи, ресурсы, показатели результативности и критерии мониторинга и анализа.
3.3.3.4 Должны быть установлены методы внутреннего и внешнего обмена информацией и отчетности.
3.3.4 Внедрение менеджмента риска
Необходимо разработать детальный план внедрения менеджмента риска, чтобы обеспечить осуществление последовательных изменений и требуемые ресурсы. План должен быть поддержан ресурсами, необходимыми для его выполнения, при этом бюджетирование должно стать частью процесса планирования.
План внедрения менеджмента риска необходимо проанализировать в соответствии с ИСО 31000:2009, пункт 5.4 результаты сравнения должны быть переведены в действия по обработке риска.
План должен помочь прослеживать действия по внедрению менеджмента риска и помочь обмену информацией с высшим руководством и контролирующим органом. План необходимо анализировать и пересматривать через запланированные интервалы времени.
План должен обеспечить:
- детальное описание конкретных действий, их последовательности, исполнителей и срока завершения. Эти действия могут включать внесение изменений во внутренние стандарты и руководства, возможности для разъяснения и обучения, внесение изменений в распределение ответственности и полномочий и отчетность;
- идентификацию всех действий, выполняемых как часть широкомасштабных действий, связанных с развитием организации, или действий, которые связаны иным способом (например, разработку учебного материала и требований к обучающим лицам);
- определение обязанностей по выполнению плана;
- способы обмена информацией о завершении, продвижении и проблемах в процессе работы;
- идентификацию и регистрацию критериев анализа плана.
Внедрение плана менеджмента риска может занять некоторое время до его завершения, поэтому план должен быть реализован последовательно. Целесообразно уделять первостепенное значение тем изменениям, которые оказывают наибольшее влияние на достижение поставленных целей. Внедрение плана менеджмента риска может быть проведено в различных подразделениях организации и на различных стадиях зрелости организации в области менеджмента риска. Внедрение плана менеджмента риска может быть выполнено более эффективно, если его выполнение объединить с другими программами изменений.
3.3.5 Мониторинг и анализ
Организация должна проводить прослеживание, анализ и регулярный (ежемесячный, ежеквартальный и т.п.) обмен информацией с высшим руководством о продвижении внедрения плана менеджмента риска.
Отчеты о выполнении плана менеджмента риска и предпринимаемых действиях необходимо регулярно валидировать после непредубежденного и объективного рассмотрения и анализа. Результаты анализа должны включать экспертизу структуры, процессов, риска и воздействия на окружающую среду.
Организация должна проводить периодический анализ стратегии выполнения, измерения продвижения и последовательности выполнения плана менеджмента риска, а также идентификации отклонений от этого плана. Анализ должен быть инициирован в случае, если идентифицированы критерии анализа, изложенные в плане.
Необходимо провести сравнительную оценку результативности изменений и управления риском, а также идентифицировать полученный опыт и возможности для улучшений.
О существенных проблемах при проведении мониторинга необходимо незамедлительно информировать ответственных лиц.
Полученные результаты необходимо заново рассмотреть на этапе определения области применения и других ранних этапах. Необходимо идентифицировать новые виды риска, изменения существующего риска, которые были обнаружены. Текущий статус структуры должен быть зарегистрирован для внедрения улучшений (см. ИСО 31000:2009, 4.6 и 5.7).
3.4 Постоянное улучшение
Структура менеджмента риска и процесс менеджмента риска должны быть проанализированы для оценки соответствия их структуры и содержания, а также оценки их влияния на повышения ценности организации в соответствии с поставленными целями. Если результаты анализа и мониторинга показывают, что могут быть осуществлены улучшения, то они должны быть внедрены как можно скорее.
Организации, внедрившие ИСО 31000, должны быть ориентированы на постоянный поиск и внедрение возможностей для улучшения. Действия, используемые в процессе перехода, также могут быть полезны для осуществления периодических проверок отклонений от процесса.
Существуют различные способы внедрения постоянного улучшения, включая следующие:
- обычный мониторинг и анализ структуры менеджмента риска и процесса менеджмента риска, которые идентифицируют возможности улучшения;
- новые знания, к которым получен доступ;
- существенные изменения во внутренней и внешней среде организации.
Библиография
[1] |
ISO 9000, Quality management systems - Fundamentals and vocabulary |
[2] |
ISO 9001, Quality management systems - Requirements |
[3] |
ISO 19011, Guidelines for auditing management systems |
[4] |
ISO Guide 73:2009, Risk management - Vocabulary |
[5] |
IEC 31010, Risk management - Risk assessment techniques |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.7-2017/ISO/TR 31004:2013 "Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2017 г. N 1060-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 декабря 2018 г.