Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N 66-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области о признании не действующим постановления Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 г. N 72-пп "О переводе земельного участка", по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Бриз" и Правительства Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 05 марта 2018 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Бриз" Смолькиной Л.В., пояснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Подвигиной А.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 г. N 72-пп "О переводе земельного участка" в части перевода земельного участка с кадастровым номером 38:13:000022:28 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства туристической базы.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение требований земельного законодательства, а также законов "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и "Об охране озера Байкал".
Решением Иркутского областного суда от 05 марта 2018 г. заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Иркутской области и общество с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз") обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб Минприроды России и прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
Представители Правительства Иркутской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Сибирского отделения ФГБУ "Росгеолфонд", службы архитектуры Иркутской области, службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, ФГБУ "Заповедное Прибайкалье", прокуратуры Иркутской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на неё, выслушав, представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 25 февраля 2014 г. N 72-пп "О переводе земельного участка", земельный участок с кадастровым номером 38:13:000022:28, площадью 15000,06 кв.м переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства туристической базы.
Постановление опубликовано в общественно-политической газете "Областная" от 04 апреля 2014 г. N 36, которое на момент рассмотрения дела является действующим нормативным правовым актом.
Согласно материалам дела на основании договора аренды от 29 июня 2006 г. ООО "Бриз" является арендатором указанного земельного участка, сроком аренды на 49 лет категории земель сельскохозяйственного назначения, для строительства туристической базы. В последствии ООО "Бриз" приобрело указанный земельный участок в собственность на основании договора купли-продажи от 28 мая 2015 г. зарегистрированного в ЕГРП 06 июля 2015 г. с измененной категорией земель в особо охраняемых территорий и объектов, предназначенный для строительства базы отдыха.
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что рассматриваемый земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, в связи с чем Правительство Иркутской области не обладало полномочиями на изменение его целевого назначения и осуществление перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 2 Приложения N 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 в Иркутской области создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства с предоставлением в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда, с включении в его состав 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории, в том числе центральной экологической зоны. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой также отображены границы Прибайкальского национального парка.
В 2011 г. уточнены границы земель, включенных в Прибайкальский национальный парк, сформировано землеустроительное дело, включающее карту (план) и содержащее сведения об объекте землеустройства и местоположении его границ.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:000022:28, площадью 15000,06 кв.м, расположен в границах Прибайкальского национального парка, находится в зоне с особыми условиями использования территории, в границах водоохранной зоны озера Байкал.
Факт нахождения земельного участка в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах Прибайкальского национального парка подтверждается картой Байкальской природной территории в масштабе 1:1000000 от 2012 г., в которой учтены картографические изменения, произошедшие в период с 2007 г. по 2011 годы после предыдущего издания карты в 2006 году, составленной ФГУНПП "Российский Федеральный геологический фонд" (в настоящее время - ФГБУ "Росгеолфонд"), а также картой центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200 000 (редакция 2).
Специальное содержание карты в масштабе 1:1000000 от 2012 г., предоставлено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" уполномочено осуществлять государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Зонирование территории национального парка, в том числе рекреационной зоны, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно дежурным картам и карте Байкальской природной территории населенный пункт местности Курма, Ольхонского района Иркутской области в которой расположен земельный участок, находится в границах Прибайкальского национального парка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Таким образом, земельный участок на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области относился к землям федеральной собственности.
Поскольку земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен на территории Прибайкальского национального парка федерального значения, то Правительство Иркутской области, осуществляя перевод земель в категорию особо охраняемых природных территорий, действовало с превышением своих полномочий.
Довод изложенный в апелляционных жалобах о том, что земельный участок не находится на территории Прибайкальского национального парка, поскольку сведения о его границах не внесены в государственный кадастр недвижимости, а следовательно, не установлены, отклоняется.
Наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены. Такие сведения имеются у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. Уточнение границ в 2011 году обусловлено проведением землеустроительных работ.
Исследовав судом карту национального парка "Прибайкальский" и Байкальской природной территории, на которой отображены границы Прибайкальского национального парка и сопоставив их со сведениями о границах земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нахождении земельного участка на территории Прибайкальского национального парка.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах являлись предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 05 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Иркутской области и общества с ограниченной ответственностью "Бриз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 июля 2018 г. N 66-АПГ18-14
Текст определения официально опубликован не был