Earth-moving machinery. Dumper body support and operator's cab tilt support devices
МКС 53.100
Дата введения - 1 июля 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "ИЦ "ЦНИП СДМ" (ООО "ИЦ "ЦНИП СДМ") на основе собственного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2017 г. N 96-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2017 г. N 322-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 13333-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2018 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 13333:1994 "Машины землеройные. Устройства опоры для кузова самосвала и кабины водителя в наклонном положении" ("Earth-moving machinery - Dumper body support and operator's cab tilt support devices", IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 Настоящий стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования"
7 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационным характеристикам и испытаниям механических устройств опоры или подъемных механизмов для кузова самосвала, кабины водителя и специального оборудования, устанавливаемого вместо кузова на землеройно-транспортных машинах, определенных в ISO 6165 и предназначенных для фиксации кузова или кабины в поднятом или наклонном положениях при ремонте, обслуживании или других операциях, не связанных с эксплуатацией машины.
Настоящий стандарт также устанавливает требования к инструкциям по монтажу, хранению, и требования к цветовой окраске устройств опоры.
2 Нормативные ссылки
Для настоящего стандарта применяют следующий ссылочный стандарт. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (со всеми поправками и изменениями).
ISO 6165 Earth-moving machinery - Basic types - Vocabulary (Машины землеройные. Основные типы. Словарь)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:
3.1 самосвальный кузов (dumper body): Кузов самосвала, предназначенный для перевозки грунта или других сыпучих материалов.
3.2 специальное оборудование (dumper body substitute): Оборудование, которое устанавливают вместо самосвального кузова, например цистерна, кран-манипулятор и т.д.
3.3 кабина водителя (operator's cab): Огражденное рабочее место водителя, предназначенное для управления землеройно-транспортной машиной.
3.4 механическое опорное устройство (mechanical support device(s): Устройство, состоящее из одного или нескольких рычагов, канатов, штанг или других конструкций, включая узлы крепления и составные части, предназначенное для удерживания самосвального кузова, специального оборудования или кабины водителя.
3.5 рабочее давление в гидравлическом контуре (working circuit pressure): Номинальное давление, создаваемое гидравлическим насосом (насосами) в конкретном гидравлическом контуре.
3.6 масса самосвального кузова; масса специального оборудования; масса кабины водителя (dumper body mass; dumper body substitute mass; operator's cab mass): Масса самосвального кузова, специального оборудования, кабины водителя, которая воспринимается опорой.
4 Требования к эксплуатационным характеристикам
Механические опорные устройства для самосвальных кузовов, специального оборудования и кабины должны быть спроектированы таким образом, чтобы:
a) выдерживать статическую нагрузку, создаваемую силой опускания при значении рабочего давления в гидравлическом конуре, равном 1,2 от номинального давления, суммированной силой, создаваемой массой незагруженного самосвального кузова или специального оборудования или кабины водителя, а также массой любых приспособлений, креплений и рычажных механизмов опорных устройств;
b) конструкции без принудительного опускания и опорные устройства переломного типа с механической блокировкой, на которые действует только сила тяжести, должны иметь механические устройства опоры, выдерживающие 2-кратное усилие, создаваемое массой незагруженного самосвального кузова или специального оборудования или кабины водителя.
Опорные устройства не должны смещаться при поднятии самосвального кузова или специального оборудования или кабины водителя. Устройства должны сохранять функциональную безопасность при опускании самосвального кузова или специального оборудования или кабины водителя в исходное положение.
При проектировании опорных устройств значения усилий подъема, опускания и всех массовых значений должны быть определены изготовителем с учетом их максимально возможных значений.
5 Дополнительные требования
5.1 Установка опорного устройства
Конструкция опорного устройства должна исключать возможность непреднамеренного смещения или разъединение устройства.
Устройство должно быть независимым от других систем, используемых при эксплуатации машины и в процессе технического обслуживания.
Устройство, установленное в опорное положение, должно исключать возможность непреднамеренного смещения или разъединения и обеспечивать надежную опору.
Опорное устройство используют для обеспечения безопасного доступа при обслуживании и ремонте машины при поднятом самосвальном кузове или специальном оборудовании или кабине водителя. Установка и управление устройством опоры должна осуществляться одним человеком.
5.2 Инструкция по использованию опорного устройства
Табличка с инструкцией по использованию опорного устройства должна быть закреплена рядом с местом непосредственного использования. В инструкции должны быть четко определены опасности:
a) опасность раздавливания самосвальным кузовом, специальным оборудованием или кабиной водителя, если опорное устройство не установлено в безопасное положение, трансмиссия машины не находится в нейтральном положении. Если используют опорное устройство переломного типа, инструкция должна содержать информацию об использовании механической блокировки;
b) техническое обслуживание и ремонт машины должны проводиться при незагруженном самосвальном кузове, специальном оборудовании или кабине.
В руководстве по эксплуатации машины должно быть указано что конструкция опорного устройства рассчитана на массу незагруженного самосвального кузова, специального оборудования или кабины и приведены способы безопасного опускания опорного устройства.
5.3 Хранение
Опорные устройства и его составные части должны храниться на машине в безопасном месте.
5.4 Окраска
Опорные устройства должны быть окрашены в красный цвет. В случаях, когда машина или некоторые ее части имеют красный цвет, устройство окрашивают в желтый цвет.
6 Испытания
Испытания опорных устройств для каждой различной конструкции проводят в соответствии с требованиями пункта 4 настоящего стандарта. Опорное устройство должно выдержать испытания без деформации конструкции или поломки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 13333-2017 "Машины землеройные. Устройства опоры для кузова самосвала и кабины водителя в наклонном положении" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2017 г. N 322-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 июля 2018 г.