Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение F
(справочное)
Минимальный объем выборки для ранжирования
F.1 Общие положения
Метод ранжирования может включать два или более продуктов. По аналогии с приложением Е, рассматривающим рейтинговые тесты, приложение F ограничено представлением выражений для расчетов количества испытателей в случае ранжирования относительно двух продуктов. В отношении ранжирования для трех и более продуктов лаборатория может проконсультироваться со специалистами в области статистики.
В сфере гедонических измерений метод ранжирования для двух продуктов называют методом предпочтения. Каждый испытатель получает два продукта, А и В; он должен определить тот продукт, который ему нравится больше: А или В.
F.2 Случай 1: Продемонстрировать предпочтение в отношении двух продуктов - А и В
Количество испытателей n задается формулой (F.1):
,
(F.1)
где - квантиль (1 -
) нормального распределения, соответствующий риску
, выбранному в случае двусторонней альтернативной гипотезы. Для
= 5 %,
= 1,960. В случае односторонней гипотезы,
заменяют на
(где:
= 1,645 для
= 5 %);
- квантиль (1 -
) нормального распределения, соответствующий требуемой мощности Р, где Р = 1 -
;
р0 - вероятность предпочтения, соответствующая нулевой гипотезе Н0; всегда равна 0,50 в тесте на предпочтение;
ра - вероятность предпочтения более понравившегося продукта, соответствующая альтернативной гипотезе Нa, равна р0 + ;
- различие в предпочтении между двумя продуктами, считающееся заметным.
Примечания
1 Формула (F.1) основана на аппроксимации биномиального распределения нормальным распределением; такая аппроксимация действительна постольку, поскольку две величины и
как минимум равны 5.
2 В настоящем стандарте значение равно разности между вероятностями предпочтения более понравившегося продукта и менее понравившегося продукта. Некоторые авторы выражают значение
в отношении к среднему от этих двух вероятностей, т.е. в отношении р0. Читатель должен обратить внимание, чтобы не спутать эти два способа выражения.
Пример - Для следующих условий
р0 |
|
ра |
А |
|
|
P |
|
0,50 |
0,20 |
1,14 |
0,05 |
1,960 |
0,10 |
0,90 |
1,282 |
Формула (F.1) дает n = 261,8, т.е. 262 испытателя.
Если лаборатория анкетирует 262 потребителя и существует расхождение в частоте предпочтения, равное 0,20 между двумя продуктами А и В, можно с определенностью сделать вывод, что различие в предпочтении происходит в среднем в 9 из 10 испытаний.
Примечание - В случае односторонней гипотезы при А > В, формула (F.1) дает n = 235,6. Если лаборатория опрашивает 236 испытателей и, если истинное предпочтение для А равно 0,60, можно с определенностью сделать заключение о значимом предпочтении в среднем в 9 из 10 испытаний.
F.3 Случай 2: Продемонстрировать, что частота предпочтения для продукта А не меньше частоты предпочтения для продукта В
Количество испытателей задается
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.