Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Официальная статистическая методология по наблюдению за ценами на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 18.07.2018 N 447

 

Официальная статистическая методология
по наблюдению за ценами на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями

 

I. Общие положения

 

Целью настоящей Официальной статистической методологии (далее - Методология) является определение порядка сбора статистической информации, формирования системы весов, методов расчета средних цен и индексов цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.

Методология разработана в целях обеспечения формирования официальной статистической информации и предназначена для использования специалистами Росстата и его территориальных органов.

Разработка Методологии осуществлена в соответствии с принципами официального статистического учета, определенными Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ).

Формирование показателей, характеризующих средние цены и индексы цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, основывается на действующих методологических принципах расчета системы показателей статистики цен и осуществляется в соответствии с международными стандартами.

Приведенные ниже понятия используются исключительно для целей настоящей Методологии:

Товарная группа представляет собой совокупность однородных товаров-представителей.

Товар (услуга) - представитель - совокупность определенных видов товаров, однородных по своему назначению, отличающихся друг от друга незначительными особенностями (например, марками, производителями, параметрами).

Вид товара (услуги) - конкретизированная единица продукции (услуги), обладающая определенными качественными характеристиками, признаками, свойствами, спецификациями и входящая в товар (услугу) - представитель.

 

II. Система показателей статистики цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями

 

Система показателей статистики цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями, включает следующие показатели:

Индексы цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, являются относительными показателями динамики цен, характеризующими изменение цен на сопоставимые виды товаров во времени при неизменном объеме их приобретения в сравниваемых периодах.

Средние цены на промышленные товары (услуги) - представители, приобретенные сельскохозяйственными организациями, определяются исходя из цен на отдельные виды товаров с конкретными качественными характеристиками как частное от деления общей стоимости товаров, приобретенных за отчетный год, на их годовой объем в принятых для наблюдения единицах измерения. Средние цены приобретения помимо непосредственно ценового фактора формируются под влиянием ассортиментных сдвигов, территориальных различий и других факторов.

 

III. Основные этапы организации статистического наблюдения за ценами на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями

 

3.1. Формирование перечня наблюдаемых товаров (услуг) - представителей

 

3.1.1. Основными принципами отбора товаров (услуг) - представителей являются представительность отобранных видов товаров для наблюдения за ценами и для характеристики динамики цен товарной группы, которую они представляют, а также стабильность и массовость в приобретении отобранных товаров (услуг) - представителей.

3.1.2. Росстатом централизованно формируется перечень товаров (услуг) - представителей и товарных групп, необходимых для расчета индекса цен на приобретенные промышленные товары и услуги, в котором приведена общая характеристика товаров (услуг) - представителей. Перечень доводится до территориальных органов Росстата, которые в обязательном порядке на его основе организуют наблюдение за ценами на товары (услуги) - представители, приобретенные сельскохозяйственными организациями, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации.

Перечень товаров (услуг) - представителей может быть уточнен не чаще одного раза в год в связи с изменением спроса сельскохозяйственных организаций на те или иные виды промышленных товаров (услуг), появлением новых видов техники, исчезновением устаревших видов машин и оборудования.

3.1.3. Товары (услуги) - представители агрегируются в следующие группы:

Твердое и газообразное топливо

Корма для птиц, свиней и крупного рогатого скота

Материалы из древесины

Материалы для строительства

Жидкое топливо и смазочные материалы

Пестициды и агрохимические продукты прочие

Препараты, вакцины и анатоксины, применяемые в ветеринарии

Тракторы

Машины сельскохозяйственные для растениеводства

Машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства

Средства автотранспортные

Удобрения и соединения азотные

Услуги, связанные с растениеводством, животноводством и ветеринарией

3.1.4. На региональном уровне исходя из анализа всех промышленных товаров (услуг), приобретенных сельскохозяйственными организациями, отбираются от 2 до 5 наиболее представительных видов для каждого из наблюдаемых в данном субъекте Российской Федерации товара (услуги) - представителя.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации видов товаров (услуг) служит их удельный вес в общем объеме приобретенных товаров (услуг) - представителей (не менее 50%).

В состав отобранных для наблюдения товаров включаются те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация, а также товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить либо ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений, либо непостоянного их приобретения, однако имеющие значительный объем приобретения в субъекте Российской Федерации. Отбор для регистрации только товаров, в отношении которых доступна ценовая информация, для наблюдения может привести к искажению сводного индекса цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями.

 

3.2. Отбор базовых сельскохозяйственных организаций

 

Наблюдение за ценами на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, осуществляется по выборочной совокупности базовых организаций, имеющих вид экономической деятельности, относящийся к классу 01.01.АГ "Сельское хозяйство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, сформированной с использованием комплекса ЭОД "Формирование выборочной сети сельскохозяйственных организаций для наблюдения за ценами на продукцию (услуги)".

Основным информационным источником формирования выборки базовых организаций является автоматизированная система ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН), включающая сведения об организациях, прошедших государственную регистрацию и идентифицированных кодами в соответствии с общероссийским классификатором технико-экономической и социальной информации. В выборку не включаются крестьянские и фермерские хозяйства.

Наблюдение за ценами на приобретенную сельскохозяйственными организациями промышленную продукцию и услуги осуществляется в тех же организациях, которые отобраны для регистрации цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию.

Совокупность отобранных организаций должна быть репрезентативна и охватывать 25% от общего количества крупных и средних сельскохозяйственных организаций субъекта Российской Федерации, относящихся к классу ОКВЭД2 01.01.АГ "Сельское хозяйство".

Для отбора базовых сельскохозяйственных организаций используется комбинированный метод статистического наблюдения: сочетание сплошного наблюдения с выборочным. Из всей совокупности сельскохозяйственных организаций субъекта Российской Федерации отбираются крупные, специализированные по видам производимых сельскохозяйственных товаров, а также нетипичные организации (организации, производящие малораспространенные виды сельскохозяйственных товаров); для остального массива организаций строятся выборочные совокупности с применением методологии стратифицированной (расслоенной) выборки с равномерным размещением (из каждого слоя отбирается равное число единиц).

Актуализация перечня сельскохозяйственных организаций осуществляется специалистами территориальных органов Росстата ежегодно перед началом сбора информации о ценах.

 

3.3. Порядок регистрации цен и сбора ценовой информации

 

3.3.1. Информация о ценах на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, предоставляется базовыми организациями по форме федерального статистического наблюдения N 1-цены приобретения "Сведения о ценах (тарифах) на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями" с годовой периодичностью в срок, установленный Федеральной службой государственной статистики.

Регистрации подлежат конечные цены приобретения сельскохозяйственной организацией определенных видов промышленных товаров с учетом налога на добавленную стоимость, транспортных, сбытовых, посреднических и других расходов, осуществляемых силами сторонних организаций. Цены на промышленные товары, приобретенные по бартерным операциям, например, в обмен на сельскохозяйственную продукцию, рассчитываются исходя из стоимости сельскохозяйственной продукции и дополнительных расходов (например, на транспортировку, погрузку).

Количество приобретенных промышленных товаров или объем выполненных работ отражается в натуральном выражении в тех единицах измерения, которые предусмотрены в бланке формы.

3.3.2. Основанием для заполнения формы служат сведения о ценах и количестве, содержащиеся в первичной учетной документации, счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных и других платежных документах на приобретенные товары (услуги).

3.3.3. По каждому товару-представителю в одной сельскохозяйственной организации может быть зарегистрировано несколько видов промышленных товаров. Специалисты территориальных органов Росстата по каждому товару (услуге) - представителю отбирают 2-3 вида продукции, наиболее представительных для данной сельскохозяйственной организации.

При заполнении формы N 1-цены приобретения в соответствующих номенклатурных позициях указывается информация о приобретенном в отчетном году товаре (услуге) по конкретным видам, подвидам и маркам; приводится подробное описание качественных характеристик (мощность, грузоподъемность, % действующего вещества, размер, длина и другие параметры) и условий приобретения ("на основе договора лизинга", "льготные условия", "по бартеру"); а также другие пометки типа "б/у", если продукция не новая, или "имп", если она импортного производства.

Подробное описание видов промышленных товаров и услуг необходимо для определения их сопоставимости в базисном и отчетном периодах для последующего расчета средних цен и индексов цен по товарам (услугам) - представителям.

3.3.4. В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 282-ФЗ первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения и полученные от отчитывающихся организаций, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

 

3.4. Особенности регистрации цен на приобретенные промышленные товары и услуги

 

3.4.1. Годовая периодичность регистрации цен обусловлена тем, что некоторые виды товаров и услуг приобретаются достаточно редко, как правило, перед началом сезонных сельскохозяйственных работ.

Сельскохозяйственные организации приводят в форме N 1-цены приобретения те цены, по которым в отчетном году приобретались наблюдаемые виды товаров, и в случае значительного повышения или понижения цены по сравнению с ценой, приведенной в предыдущем периоде, должны указать конкретную причину изменения. При этом в случае, если на изменение цены повлияли два фактора - инфляционный и качественный, специалисты территориальных органов Росстата совместно со специалистами отчитывающихся организаций для проведения индексных расчетов приводят цены к сопоставимому виду, так как при расчете индексов цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, должен быть учтен только один фактор - инфляционный.

3.4.2. В условиях изменения качественных характеристик наблюдаемых товаров, различного времени использования приобретенных товаров, а также различных каналов приобретения должна быть обеспечена сопоставимость информации о ценах на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями.

Сопоставимость цен обеспечивается следующим образом: для наблюдения отбираются сопоставимые в отчетном и базисном периодах конкретные виды товаров с соответствующими качественными характеристиками (такими как марки, производители, показатели качества).

Для расчета средних цен и индексов цен на промышленные товары (услуги), приобретенные сельскохозяйственными организациями, за основу принимаются те их виды, которые были приобретены в отчетном периоде.

К отобранным для расчета средних цен и индексов цен видам товаров (услуг) подбирается сопоставимый по качественным характеристикам товар (услуга), приобретенный сельскохозяйственной организацией в предыдущем году.

3.4.3. Однако в условиях нестабильного ассортимента приобретенных сельскохозяйственными организациями промышленных товаров и услуг наблюдение за ценами на один и тот же вид товара с определенными техническими параметрами в течение продолжительного периода затруднительно. В связи с этим для исчисления индексов цен осуществляется расчет условно-расчетных цен, исключающих влияние качественных изменений при смене ассортимента (моделей, видов) приобретенных товаров.

Расчет условно-расчетной базисной цены для данного товара осуществляется с использованием следующей информации:

изменение цен на аналогичные виды товаров по другим сельскохозяйственным организациям;

изменение цен на те виды товаров, которые не участвуют в расчетах, но входят в данную товарную группу;

изменение цен производителей промышленных товаров на аналогичную продукцию за отчетный период.

В отдельных случаях может быть использована базисная цена на аналогичный товар (услугу) - представитель в других субъектах Российской Федерации, где осуществлялось его приобретение.

 

3.5. Регистрация цен на сельскохозяйственные машины и оборудование

 

Сельскохозяйственные машины и оборудование, участвующие в наблюдении за ценами приобретения, можно условно разделить на три группы: машины сельскохозяйственные для растениеводства (например, почвообрабатывающие, для посева, посадки, внесения удобрений, уборки различных видов продукции растениеводства); машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; а также сельскохозяйственная техника общего назначения (тракторы, автомобили, прицепы и полуприцепы).

В случаях приобретения бывших в употреблении сельскохозяйственных машин и оборудования, цены которых значительно ниже (более чем в 5 раз) уровня цен на аналогичные виды новой техники, ценовая информация по таким видам сельскохозяйственных машин и оборудования не включается в расчеты статистических показателей. В остальных случаях такая техника включается в наблюдение как самостоятельный вид товара. Для обеспечения сопоставимости для данных видов товаров в базисном периоде отбираются аналогичные по изношенности товары.

В отдельных случаях сельскохозяйственные машины и оборудование приобретаются сельскохозяйственными организациями на льготных условиях. В этом случае в форме указывается фактическая цена, по которой была приобретена техника (льготная цена).

При приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях лизинга регистрации подлежит полная согласованная цена с учетом НДС, транспортных и других расходов, предусмотренная договором.

Для оценки сопоставимости помимо технических характеристик наблюдаемых товаров могут использоваться показатели качества. Для сельскохозяйственных машин показателем качества является производительность (га в час, тонн в час), для тракторов - мощность (в лошадиных силах), для грузовых автомобилей - грузоподъемность (в тоннах).

В перечень наблюдаемых видов машин и оборудования включены отдельные конкретные товары-представители, например, "культиваторы" или "комбайны зерноуборочные". Однако, есть позиции, объединяющие значительно отличающиеся по качественным характеристикам виды продукции, и по сути являющиеся групповыми позициями. Например, "Машины для уборки и первичной обработки льна" или "Части прочих машин и оборудования для сельского хозяйства". Цены на отдельные виды машин и оборудования, входящие в такую группу, значительно дифференцированы. В этом случае для наблюдения отбираются конкретные сопоставимые по техническим и качественным характеристикам виды товаров, цены на которые отслеживаются в течение нескольких лет.

 

3.6. Регистрация цен на минеральные удобрения, средства защиты растений химические, комбикорма

 

Приобретаемые сельскохозяйственными производителями минеральные удобрения различаются по составу, месту производства и содержанию питательных веществ, что обуславливает значительный разброс цен на них. Чтобы избежать несопоставимость приобретенных видов минеральных удобрений при заполнении формы N 1-цены приобретения удобрения отечественного производства и импортные наблюдаются отдельно. Также производится пересчет каждого вида товара на 100% питательных веществ по следующей формуле:

 

Q 100%=(Q %*% спв)/100 (1),

 

P 100%=(P %*100)/% спв (2),

 

где

Q 100% - количество удобрения в пересчете на 100% питательного вещества;

Q % - количество удобрения с фактическим содержанием питательного вещества;

% спв - процент содержания питательного вещества;

P 100%- цена удобрения в пересчете на 100% питательного вещества;

P % - цена удобрения с фактическим содержанием питательного вещества.

Кроме того, сельскохозяйственными производителями приобретаются сложные минеральные удобрения, в составе которых содержится два или более питательных для растений элементов, получаемых в едином технологическом процессе. В случае отсутствия информации об общем содержании питательных веществ, их фактическое содержание определяется как сумма процентного содержания составляющих минеральное удобрение элементов.

Для сопоставления отбираются одинаковые по маркам и процентному содержанию питательных веществ виды минеральных удобрений в двух смежных периодах.

В целях обеспечения сопоставимости химических средств защиты растений и комбикормов в отчетном и базисном периодах учитывается концентрация активного вещества химических средств защиты растений, их внешние признаки (порошки, эмульсии, гранулы, аэрозоли), содержание сырого протеина в комбикормах.

 

IV. Формирование системы взвешивания, расчет средних цен и индексов цен

 

4.1. Расчет средних цен

 

4.1.1. Расчет средних цен по товарам (услугам) - представителям производится по формуле средней арифметической взвешенной, где в качестве весов используется количество приобретенных промышленных товаров или объем услуг в отчетном периоде.

4.1.2. На основе полученной в отчетном периоде информации о ценах на отдельные виды промышленных товаров и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями, последовательно рассчитываются средние цены для каждого товара (услуги) - представителя по сельскохозяйственной организации и далее по товарам (услугам) - представителям по субъекту Российской Федерации и России в целом:

1) Средняя цена приобретения товара (услуги) - представителя по отдельной сельскохозяйственной организации за отчетный период рассчитывается путем деления суммарной стоимости приобретенных конкретной сельскохозяйственной организацией видов товаров (услуг), входящих в данный товар (услугу) - представитель, на их общее количество. Данный показатель рассчитывается на региональном уровне.

 

(3),

 

где

k - сельскохозяйственная организация;

j - товар (услуга) - представитель;

f - вид товара (услуги);

n - количество видов товаров;

- средняя цена приобретения j-oгo товара (услуги) - представителя по k-ой организации в субъекте Российской Федерации;

p kf1 - цена f-oгo вида товара (услуги), приобретенного k-ой организацией в отчетном периоде 1;

q kf1 - количество f-oгo вида товара (объем услуги), приобретенного k-ой организацией в отчетном периоде 1.

2) Средняя цена приобретения товара (услуги) - представителя в целом по субъекту Российской Федерации за отчетный период рассчитывается делением суммарной стоимости приобретенного всеми сельскохозяйственными организациями товара (услуги) - представителя на общее количество его приобретения по субъекту Российской Федерации. Данный показатель рассчитывается на региональном уровне.

 

(4),

 

где

j - товар (услуга) - представитель;

k - сельскохозяйственная организация;

v - количество сельскохозяйственных организаций;

- средняя цена приобретения j-oгo товара (услуги) - представителя по субъекту Российской Федерации;

- средняя цена приобретения товара (услуги) - представителя k-ой сельскохозяйственной организацией в отчетном периоде 1;

q kj1 - количество приобретения товара-представителя (объем услуги-представителя) k-ой сельскохозяйственной организацией в отчетном периоде 1.

3) Аналогичным образом рассчитываются средние цены на товары (услуги) - представители в целом по Российской Федерации (федеральному округу) путем деления суммарной стоимости каждого товара (услуги) - представителя по всем субъектам Российской Федерации (субъектам, входящим в федеральный округ) на соответствующее суммарное количество приобретения этого товара (услуги) - представителя.

 

4.2. Формирование структуры базисных весов

 

При формировании индексов цен на товары (услуги) - представители, приобретенные сельскохозяйственными организациями, в качестве базисных весов используется количество приобретенных промышленных товаров и услуг в натуральном выражении за предыдущий период.

В связи с тем, что приобретение сельскохозяйственными организациями отдельных видов промышленных товаров и услуг носит несистематический характер, возникают ситуации несопоставимости перечня приобретенных промышленных товаров и услуг в предыдущем и отчетном периодах. Поэтому перед началом расчета индексов цен базисные веса корректируются:

удаляется информация за предыдущий период о количестве товаров и объеме услуг, которые не приобретались в отчетном периоде;

в тех случаях, когда в отчетном периоде приобретались промышленные товары и услуги, которые не наблюдались в базисном периоде, и, соответственно, количество товара или объем услуг по ним в базисном периоде отсутствует, в качестве весов по данным видам товаров (услуг) используется информация о количестве или объеме приобретения их в отчетном периоде. В качестве базисной цены в данном случае применяется условно-расчетная цена, определяемая одним из способов, описанных в п. 3.1 раздела III.

 

4.3. Расчет индивидуальных и сводных индексов цен

 

4.3.1. Индивидуальный индекс цен представляет собой отношение цены конкретного вида товара (услуги) в отчетном периоде к цене сопоставимого товара (услуги) в предыдущем (базисном) периоде.

По видам промышленных товаров и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями в отчетном периоде, индексы рассчитываются по формуле:

 

(5),

 

где

1 - отчетный период;

0 - предыдущий период;

f - вид товара (услуги);

i f - индивидуальный индекс цен приобретения f-oгo вида товара (услуги);

p f1 - цена приобретения f-oгo вида товара (услуги) в отчетном периоде 1;

p f0 - цена приобретения f-oгo вида товара (услуги) в предыдущем периоде 0.

4.3.2. На основе индивидуальных индексов цен на отдельные виды промышленных товаров и услуг путем агрегации рассчитываются индексы цен на товары (услуги)-представители, индексы цен по группам товаров (услуг), а также сводный индекс цен на приобретенные промышленные товары и услуги в целом.

Для расчета индексов цен на товары (услуги) - представители, сводных индексов цен приобретения сельскохозяйственными организациями промышленных товаров и услуг применяется формула Ласпейреса (со структурой весов базисного периода).

4.3.3. Индекс цен на товар (услугу) - представитель рассчитывается как отношение суммарной стоимости приобретения всеми организациями субъекта Российской Федерации отдельных его видов в ценах отчетного периода к аналогичной суммарной стоимости в ценах предыдущего периода:

 

(6),

 

где

j - товар (услуга) - представитель;

f - вид товара (услуги);

k - сельскохозяйственная организация;

n - количество видов товаров;

v - количество сельскохозяйственных организаций;

I j - индекс цен приобретения j-oгo товара (услуги) - представителя;

p fk1q fk0 - стоимость приобретения f-oгo вида товара (услуги) k-той сельскохозяйственной организации в ценах отчетного периода 1;

p fk0q fk0 - стоимость приобретения f-oгo вида товара (услуги) k-той сельскохозяйственной организации в ценах предыдущего периода 0.

4.3.4. Индекс цен приобретения по товарной группе (группе услуг) определяется как отношение суммарной стоимости приобретения всех товаров (услуг) - представителей, входящих в группу, в ценах отчетного периода к аналогичной их стоимости в ценах предыдущего периода:

 

(7),

 

где

m - товарная группа (группа услуг);

j - товар (услуга) - представитель;

z - количество товаров (услуг) - представителей;

I m - индекс цен приобретения по m-ой товарной группе (группе услуг);

p j1q j0 - стоимость приобретения j-oгo товара (услуги) - представителя в ценах отчетного периода с;

p j0q j0 - стоимость приобретения j-oгo товара (услуги) - представителя в ценах предыдущего периода 0.

Сводный индекс цен в целом по промышленным товарам и услугам, приобретенным сельскохозяйственными организациями субъекта Российской Федерации за отчетный период, рассчитывается путем деления суммарной стоимости всех приобретенных видов товаров и услуг в ценах отчетного периода на их суммарную стоимость в ценах базисного периода.

4.3.5. Аналогично рассчитываются индекс цен на товар (услугу) - представитель, индекс цен на товарную группу (группу услуг) и сводный индекс цен приобретения промышленных товаров и услуг в целом по Российской Федерации (федеральным округам) путем агрегирования стоимостных показателей по субъектам Российской Федерации и отношения суммарной стоимости приобретенных видов товаров и услуг в ценах отчетного периода к суммарной стоимости в ценах базисного периода.