Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Комиссии референдума
Статья 21. Система комиссий референдума
1. Подготовку и проведение референдума, реализацию и защиту прав граждан при проведении референдума осуществляют:
областная комиссия референдума Новосибирской области;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии референдума;
участковые комиссии референдума.
Решения вышестоящей комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума.
2. Решение комиссии референдума, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Новосибирской области либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.
3. Комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе кампании референдума обращения о нарушении федеральных законов, настоящего Закона и иных законов Новосибирской области в части организации подготовки и проведения референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, эта инициативная группа, иная группа участников референдума или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
5. Комиссии референдума вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений действующего законодательства о референдумах в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
5.1. В случае нарушения инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона областная комиссия референдума Новосибирской области вправе вынести инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума предупреждение, которое доводится до сведения участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
6. Комиссии референдума обеспечивают информирование участников референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе кампании референдума, а также об инициативной группе по проведению референдума, иных группах участников референдума.
7. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в том числе для хранения документации референдума до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
8. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
9. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - телерадиовещание), и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям референдума эфирное время для информирования участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Новосибирской области, и печатную площадь для опубликования решений комиссий референдума и размещения иной информации.
При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
10. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям референдума безвозмездно.
11. Порядок формирования, расформирования комиссий референдума, организация деятельности, срок полномочий, статус членов комиссии референдума определяются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Законом Новосибирской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области.
Статья 22. Областная комиссия референдума Новосибирской области
1. Комиссией, организующей в соответствии с настоящим Законом подготовку и проведение референдума, является областная комиссия референдума Новосибирской области (далее - областная комиссия референдума).
2. Областная комиссия референдума при проведении референдума осуществляет следующие полномочия:
а) осуществляет на территории Новосибирской области контроль за соблюдением права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;
б) обеспечивает единообразное применение настоящего Закона, давая разъяснения по его реализации, и издает инструкции по вопросам подготовки и проведения референдума, обязательные для нижестоящих комиссий, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума и иных участников референдума;
в) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий референдума, осуществляет на территории Новосибирской области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий референдума, обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, изданием необходимой печатной продукции;
г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;
д) осуществляет меры по обеспечению при проведении референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования и определения результатов референдума, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов референдума;
е) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения референдума, распределяет выделенные из областного бюджета Новосибирской области средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контролирует их целевое использование;
ж) утверждает форму регистрационного свидетельства, выдаваемого инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума;
з) регистрирует инициативную группу по проведению референдума, иные группы участников референдума, выдает им регистрационные свидетельства установленного образца;
и) обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в кампании референдума для всех участников кампании референдума;
к) устанавливает форму бюллетеня и других документов в соответствии с настоящим Законом, утверждает текст бюллетеня, устанавливает количество бюллетеней, размещает заказ на их изготовление в полиграфической организации;
л) утверждает текст и число открепительных удостоверений, размещает заказ на изготовление открепительных удостоверений, обеспечивает изготовление открепительных удостоверений и снабжение ими территориальных комиссий референдума;
м) обеспечивает изготовление бюллетеней и передачу их в нижестоящую комиссию референдума в соответствии с настоящим Законом;
н) контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума;
о) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума;
п) заслушивает сообщения исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
р) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
с) устанавливает общие итоги голосования и результаты референдума и сообщает их средствам массовой информации;
т) утверждает образцы печатей комиссий референдума, порядок пересылки и хранения документов;
у) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета) избирателей, в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума;
ф) Утратил силу;
См. текст подпункта ф) пункта 2 статьи 22
х) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Новосибирской области, настоящим Законом и иными законами Новосибирской области.
Статья 23. Полномочия территориальной комиссии референдума
1. Территориальная (районная, городская и другие) комиссия референдума на соответствующей территории:
а) осуществляет контроль за соблюдением прав граждан на участие в референдуме;
б) составляет списки участников референдума на соответствующей территории отдельно по каждому участку референдума, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
в) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, передает по акту участковым комиссиям референдума списки участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования;
г) контролирует обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортными средствами, средствами связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения референдума;
д) информирует население о месте нахождения участковых комиссий референдума, ходе кампании референдума;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям референдума;
ж) осуществляет организационно-техническую работу по подготовке и проведению референдума, координирует работу участковых комиссий референдума;
з) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, и распределяет их между участковыми комиссиями референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
и) осуществляет меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
к) обладает правом вышестоящей комиссии референдума в отношении участковых комиссий референдума, рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) этих комиссий референдума и принимает по жалобам и заявлениям мотивированные решения;
л) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, в архив или вышестоящую комиссию референдума;
м) заслушивает сообщения исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
н) Утратил силу;
См. текст подпункта н) пункта 1 статьи 23
о) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
2. Полномочия территориальной комиссии референдума по решению областной комиссии референдума, принятому по согласованию с представительным органом местного самоуправления, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума
1. Участковая комиссия референдума:
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) уточняет список участников референдума, производит ознакомление участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
г) обеспечивает информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
д) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума;
е) выдает открепительные удостоверения;
ж) организует на участке референдума голосование в день голосования;
з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию референдума;
и) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение федерального законодательства, настоящего Закона и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л) Утратил силу;
См. текст подпункта л) пункта 1 статьи 24
м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
2. Срок полномочий участковой комиссии референдума прекращается через десять дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в вышестоящую комиссию референдума не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии референдума, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.
В случае обжалования итогов голосования на соответствующем участке референдума полномочия участковой комиссии референдума прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией референдума решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Статья 25. Гласность в деятельности комиссий референдума
1. На всех заседаниях комиссий референдума, а также при подсчете голосов участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями референдума работы со списками участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума и работники их аппарата, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов участников референдума, осуществляется работа с указанными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения комиссий референдума, непосредственно связанные с подготовкой и проведением референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, установленные настоящим Законом.
3. С момента начала работы участковой комиссии референдума в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
4. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, общественным объединением. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий референдума с правом решающего голоса.
5. В помещение участковой комиссии референдума, сформированной на участке референдума, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, аэропорту, на вокзале, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.
7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и проставление печати не требуются.
8. Указанный в пункте 7 настоящей статьи документ может быть предъявлен в участковую комиссию референдума в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную комиссию референдума, областную комиссию референдума - в период с начала голосования на участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии референдума, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
9. Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании участников референдума вне помещения для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников референдума, бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии референдума, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии референдума, нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством, действия (бездействие) участковой комиссии референдума, иной комиссии референдума в вышестоящую комиссию референдума, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
з) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;
и) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественного объединения, направившего наблюдателя в комиссию референдума.
10. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;
ж) проводить агитацию среди участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией референдума.
11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения референдума, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий референдума;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий референдума производится председателем или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии референдума.При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии референдума.
13. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей, порядок их въезда на территорию Российской Федерации, порядок их аккредитации регулируются федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.