Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-04-06/52404
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов работников организации в виде сумм возмещения организацией стоимости медицинских осмотров работников, прохождение которых обусловлено требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Частью первой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Согласно части четвертой статьи 213 Трудового кодекса вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью восьмой статьи 213 Трудового кодекса предусмотрено, что указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
С учетом положений статьи 212 Трудового кодекса работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Таким образом, суммы возмещения работодателем стоимости проведения обязательных медицинских осмотров работников, прохождение которых обусловлено требованиями статьи 213 Трудового кодекса, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работников, соответственно, доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы возмещения работодателем стоимости проведения обязательных медосмотров работников, прохождение которых обусловлено ТК РФ, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом).
Соответственно, облагаемых НДФЛ доходов в таком случае не возникает.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-04-06/52404
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 21-27 августа 2018 г. N 30, в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2018 г., N 9