Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2018 г. N 03-03-06/2/48154
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 НК РФ у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 271 HК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренных договором. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) в течение календарного месяца доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
При этом в пункте 5 статьи 328 НК РФ положения статьи 271 НК РФ в отношении процентного дохода, полученного по государственным и муниципальным ценным бумагам, уточняются. Так, согласно указанным положениям, доход налогоплательщика в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам определяется в соответствии со статьями 271 и 273 НК РФ и может быть признан на дату их реализации на основании договора купли-продажи, либо на дату выплаты процентов на основании выписки банка, либо на последнюю дату отчетного периода в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Правила определения доходов и расходов налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) с учетом сумм накопленного процентного (купонного) дохода установлены пунктами 2 и 3 статьи 280 НК РФ.
Следуя вышеуказанному, положения пункта 4 статьи 287 НК РФ применяются держателями государственных и муниципальных ценных бумаг в следующих случаях:
при получении дохода в виде сумм накопленного процентного (купонного) дохода при реализации таких ценных бумаг на дату реализации;
при получении дохода в виде процентов по таким ценным бумагам от эмитента на дату их выплаты;
при применении метода начисления на последнюю дату отчетного периода в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
Таким образом, если организация реализовала государственную или муниципальную ценную бумагу и получила доход в виде сумм накопленного процентного (купонного) дохода или получила процентный доход от эмитента пo таким ценным бумагам, к примеру, в январе, то налог с полученного дохода следует уплатить в бюджет в течение первых 10 дней февраля.
Если организация не реализовывала указанные ценные бумаги или не получила от эмитента по ним процентный доход, то признание дохода осуществляется ею на последнюю дату отчетного периода. В этом случае налог подлежит перечислению в бюджет не позднее 10 дней по окончании соответствующего отчетного (налогового) периода, в котором произведены начисления.
То есть, если начисления процентного дохода были произведены в отчетном периоде с 1 января пo 31 марта, то налог с данного дохода необходимо уплатить в бюджет в течение первых 10 дней апреля.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.