Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 июля 2018 г. N 03-03-06/1/49913
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел запрос организации и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федераций (далее - НК РФ), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также указанной статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.
При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.
Согласно пункту 5 статьи 246 НК РФ иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном статьей 246.2 НК РФ, приравниваются в целях главы 25 НК РФ к российским организациям.
В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов.
Как указано в цитируемой статье, налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Из указанных выше положений законодательства следует, что:
1. иностранная организация-налоговый резидент РФ признается налогоплательщиком по налогу на прибыль и исчисляет налог в порядке, установленном для российских организаций;
2. организация-налоговый резидент РФ обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории РФ ведение налогового учета на основе первичных учетных документов;
3. как налогоплательщик-российская организация, налоговый резидент РФ при исполнении обязанности налогоплательщика по налогу на прибыль обязан исполнять общие требования, предъявляемые к налогоплательщику, установленные НК РФ.
Так, в частности, в статье 23 НК РФ указаны обязанности налогоплательщика, которые возникают, в том числе, у налогового резидента РФ при исполнении им обязанности плательщика налога на прибыль, в частности:
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В отношении указанной в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет, полагаем, что данная обязанность у иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ, отсутствует, поскольку на иностранную организацию положения Закона N 402-ФЗ не распространяются.
Также неприменимы к такой организации положения статьи 307 НК РФ, регулирующей налогообложение иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ, поскольку для целей главы 25 НК РФ она приравнена к российским организациям.
Дополнительно сообщается, что информирование налогоплательщиков по составу отчетности, формам отчетности, порядку их заполнения и представления в налоговый орган не входит в компетенцию Минфина России, в связи с чем, запрос организации направлен в ФНС России для ответа в части указанных вопросов.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.