Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2018 г. N 03-01-11/48193
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложением об уплате налогов организациями по месту нахождения и сообщает.
В части налога на прибыль организаций.
Согласно статье 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов. При этом, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017-2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет. Сумма налога, исчисленная по ставке 18 процентов (17 процентов в 2017-2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
При этом в случае, если в состав организации входят обособленные подразделения, то в соответствии со статьей 288 НК РФ суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, уплачиваются также по месту нахождения этих обособленных подразделений.
В отношении уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.
В случае уплаты НДФЛ налоговым агентом по месту жительства физических лиц, перечисление налога должно осуществляться отдельными платежными документами на соответствующий счет территориального органа Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, что может привести к увеличению объема невыясненных поступлений.
Кроме того, налоговым агентам будет необходимо отслеживать и контролировать смену места жительства физических лиц для перечисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Указанный порядок негативно отразится на работе налоговых агентов.
В случае перечисления налоговым агентом НДФЛ по неправильным реквизитам, например, в ситуации, когда работник сменил место регистрации (жительства), не уведомив при этом налогового агента, налог будет уплачен не по назначению, следовательно, возникнет недоимка, что повлечет начисление пени налоговому агенту.
В результате понизится трудовая мобильность населения, поскольку работодатели - налоговые агенты не будут заинтересованы в привлечении на работу лиц, проживающих в других регионах.
У налоговых органов возникнут сложности, связанные с осуществлением контроля за полнотой и своевременностью перечисления сумм налога как в целом по налоговому агенту, так и по каждому налогоплательщику. Налоговые органы обязаны будут вести специальные налоговые счета на каждого налогоплательщика.
При этом у субъектов Российской Федерации возникнут проблемы, связанные с усложнением прогнозирования объемов фонда оплаты труда работников в целях оценки налоговых поступлений от уплаты НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, зачисление НДФЛ по месту регистрации (жительства) физических лиц не будет стимулировать регионы к созданию новых производств и рабочих мест на своих территориях.
В части имущественных налогов.
На основании статей 384, 385 и 385.2 НК РФ уплата налога на имущество организаций осуществляется по месту нахождения организации, по месту нахождения обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также по месту иных объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
Что касается уплаты земельного налога, то на основании статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Зачисление уплаченных федеральных налогов и сборов осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом ряд федеральных налогов также распределяется в пользу региональных бюджетов по различным нормативам.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены нормативные отчисления в бюджеты муниципальных образований субъекта Российской Федерации от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и НК РФ в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному установлению нормативных отчислений в бюджеты муниципальных образований от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов.
Исходя из вышеизложенного, предложение не поддерживается, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации значительная часть налогов и так уплачивается по месту нахождения объекта или зачисляется в региональные и местные бюджеты.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.