Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Расчетные характеристики грунта рабочего слоя
А.1 Расчетная влажность грунта зависит от погодно-климатических условий местности, а также от вида грунта, конструкции земляного полотна, применяемых мероприятий по регулированию водно-теплового режима дорожной одежды и земляного полотна и др.
Разновидности связных грунтов приведены в таблице А.1.
Таблица А.1 - Разновидности связных грунтов, применяемые в основании дорожных одежд
Разновидность связных грунтов |
Число пластичности Jp |
Содержание песчаных частиц (2-0,5 мм), % масс. |
Пылеватый песок |
- |
50 |
Крупная легкая супесь |
1-7 |
> 50 |
Легкая супесь |
1-7 |
> 50 |
Пылеватая супесь |
1-7 |
20-50 |
Пылеватая тяжелая супесь |
1-7 |
< 20 |
Легкий суглинок |
7-12 |
> 40 |
Пылеватый легкий суглинок |
7-12 |
< 40 |
Тяжелый суглинок |
12-17 |
> 40 |
Пылеватый тяжелый суглинок |
12-17 |
< 40 |
Песчанистая глина |
17-27 |
> 40 |
Пылеватая глина |
17-27 |
< 40 |
Жирная глина |
Не нормируется |
> 27 |
Расчетную влажность связного грунта Wp при общей толщине дорожной одежды до 0,75 м определяют по формуле
,
(А.1)
где - среднее многолетнее значение относительной (в долях от влажности на границе текучести) влажности грунта в наиболее неблагоприятный (весенний) период года в рабочем слое земляного полотна, определяемое по таблице А.2 в зависимости от дорожно-климатической зоны и подзоны (см. рисунок А.1), схемы увлажнения грунта рабочего слоя и типа грунта;
- поправка, равная 0,00, для участков насыпей и 0,03 - для участков дороги, проходящих в выемке или в низкой насыпи с рабочей отметкой менее руководящей отметки для данного типа грунта и типа местности по характеру увлажнения;
- поправка на особенности рельефа территории, принимаемая для равнинных условий 0,00, предгорных - 0,03, горных - 0,05;
- поправка на конструктивные особенности проезжей части и обочин, определяемая по таблице А.3;
- коэффициент вариации, равный 0,10;
t - коэффициент нормированного отклонения, принимаемый в зависимости от уровня надежности Kн (см. таблицу А.4);
- поправка, учитывающая толщину слоев, превышающую 0,75 м, определяемая по рисунку А.2.
- границы дорожно-климатических зон; границы дорожно-климатических подзон
Примечания
1 Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III ДКЗ, Крым - IV ДКЗ.
2 При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данных о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также исходя из практики эксплуатации дорог в районе, допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.
3 В горных районах дорожно-климатические зоны следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.
Рисунок А.1 - Дорожно-климатические зоны и подзоны Российской Федерации
Таблица А.2 - Среднее многолетнее значение относительной влажности грунта рабочего слоя
Дорожно-климатическая зона-подзона |
Схема увлажнения рабочего слоя |
Среднее многолетнее значение относительной влажности грунта (доли от WТ) |
|||
легкой супеси |
пылеватого песка |
легкого суглинка, тяжелого суглинка, тяжелого пылеватого суглинка, глины |
пылеватой супеси, тяжелой пылеватой супеси, легкого пылеватого суглинка |
||
I-I1 |
1 |
0,53 |
0,57 |
0,62 |
0,65 |
2 |
0,55 |
0,59 |
0,65 |
0,67 |
|
3 |
0,57 |
0,62 |
0,67 |
0,70 |
|
l-l2 |
1 |
0,57 |
0,57 |
0,62 |
0,65 |
2 |
0,59 |
0,62 |
0,67 |
0,70 |
|
3 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
|
I-I3 |
1 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
2 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
|
3 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
|
Il-lI1 |
1 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
2 |
0,63 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
|
3 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
|
II-II2 |
1 |
0,57 |
0,59 |
0,62 |
0,67 |
2 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
|
3 |
0,62 |
0,64 |
0,67 |
0,72 |
|
II-II3 |
1 |
0,63 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
2 |
0,66 |
0,68 |
0,71 |
0,76 |
|
3 |
0,68 |
0,70 |
0,73 |
0,78 |
|
II-II4 |
1 |
0,60 |
0,62 |
0,65 |
0,70 |
2 |
0,63 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
|
3 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
|
II-II5 |
1 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
2 |
0,68 |
0,70 |
0,73 |
0,78 |
|
3 |
0,70 |
0,72 |
0,75 |
0,80 |
|
II-II6 |
1 |
0,62 |
0,64 |
0,67 |
0,72 |
2 |
0,65 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
|
3 |
0,67 |
0,69 |
0,72 |
0,77 |
|
Ill-Ill1 |
1 |
0,55 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
2-3 |
0,59 |
0,61 |
0,63 |
0,67 |
|
lll-lll2 |
1 |
0,58 |
0,60 |
0,63 |
0,66 |
2-3 |
0,62 |
0,64 |
0,66 |
0,70 |
|
III-III3 |
1 |
0,55 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
2-3 |
0,59 |
0,61 |
0,63 |
0,67 |
|
IV |
1 |
0,53 |
0,55 |
0,57 |
0,60 |
2-3 |
0,57 |
0,58 |
0,60 |
0,64 |
|
V |
1 |
0,52 |
0,53 |
0,54 |
0,57 |
2-3 |
0,55 |
0,56 |
0,57 |
0,60 |
Средние значения влажности грунта в таблице А.2 приведены для толщины дорожной одежды до 0,75 м. Если одежда имеет большую толщину, влагонакопление в грунте рабочего слоя за счет грунтовой и поверхностной вод снижается. В этом случае расчетная влажность грунта уменьшается на величину , определяемую по номограмме (см. рисунок А.2).
1 - для исходной относительной влажности = 0,75WТ; 2 - то же, = 0,8WТ; 3 - то же, = 0,85WТ; 4 - то же, = 0,9WТ
Рисунок А.2 - Графики для определения поправки на влияние суммарной толщины стабильных слоев
Таблица А.3 - Значение поправки на конструктивные особенности проезжей части и обочин дорожной одежды
Конструктивная особенность |
Поправка в дорожно-климатических зонах |
|||
II |
III |
IV |
V |
|
Основание дорожной одежды, включая слои на границе с грунтом рабочего слоя, из укрепленных материалов: |
|
|||
крупнообломочного грунта и песка |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
песчанистой супеси |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,04 |
пылеватых песков, тяжелого и легкого суглинка и др. |
0,08 |
0,08 |
0,06 |
0,05 |
Укрепление обочин (не менее 2/3 их ширины): |
|
|||
асфальтобетоном |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
0,02 |
щебнем (гравием) |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
Дренаж с продольными трубчатыми дренами |
0,05 |
0,03 |
- |
- |
Устройство гидроизолирующих прослоек из полимерных материалов |
0,05 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
Устройство теплоизолирующего слоя, предотвращающего промерзание |
Снижение расчетной влажности до полной влагоемкости при требуемом Купл грунта |
|||
Грунт рабочего слоя земляного полотна в "обойме" |
Снижение расчетной влажности до оптимальной |
|||
Грунт рабочего слоя, уплотненный до значения коэффициента уплотнения от более 1,00 в слое толщиной от 0,3 до 0,5 м от низа дорожной одежды, если он расположен ниже границы промерзания |
- |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Таблица А.4 - Значения коэффициента нормированного отклонения t
Уровень надежности Kн |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
0,98 |
Нормированное отклонение t |
0,52 |
0,68 |
0,84 |
1,06 |
1,32 |
1,71 |
2,19 |
А.2 Расчетные характеристики связных грунтов определяют:
- модуль упругости - в зависимости от расчетной влажности по таблице А.5;
- сдвиговые характеристики: угол внутреннего трения и удельное сцепление грунта сгр - в зависимости от расчетной влажности и количества приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице А.6.
Таблица А.5 - Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости связных грунтов
Грунт |
Модуль упругости при относительной влажности, МПа |
|||||||||
0,50 |
0,55 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
|
Пылеватый песок |
96 |
90 |
84 |
78 |
72 |
66 |
60 |
54 |
48 |
43 |
Легкая супесь |
70 |
60 |
56 |
53 |
49 |
45 |
43 |
42 |
41 |
40 |
Пылеватая супесь, тяжелая пылеватая супесь |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
Легкий суглинок, тяжелый суглинок |
108 |
90 |
72 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
Легкий пылеватый суглинок, тяжелый пылеватый суглинок |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
Глины |
108 |
90 |
72 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
Таблица А.6 - Рекомендуемые расчетные значения сдвиговых характеристик (удельное сцепление сгр и угол внутреннего трения ) связных грунтов
Относительная влажность |
Удельное сцепление сгр, МПа, при суммарном числе приложений нагрузки |
Угол внутреннего трения , градусы, при суммарном числе приложений нагрузки |
||||||||
1 |
103 |
104 |
105 |
106 |
1 |
103 |
104 |
105 |
106 |
|
Суглинки и глины | ||||||||||
0,60 |
0,030 |
0,030 |
0,016 |
0,014 |
0,012 |
24 |
20 |
14,5 |
11 |
9 |
0,65 |
0,024 |
0,019 |
0,013 |
0,011 |
0,009 |
21 |
15 |
11 |
8 |
7 |
0,70 |
0,019 |
0,013 |
0,009 |
0,007 |
0,006 |
18 |
11,5 |
8,5 |
6,5 |
5,5 |
0,75 |
0,015 |
0,009 |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
15 |
10 |
7,5 |
5 |
4 |
0,80 |
0,011 |
0,007 |
0,005 |
0,003 |
0,002 |
13 |
8 |
5 |
3 |
2,5 |
0,90 |
0,008 |
0,004 |
0,004 |
0,002 |
0,001 |
11,5 |
6,5 |
3,5 |
2,2 |
2 |
Супеси и пылеватые пески | ||||||||||
0,6 |
0,014 |
0,012 |
0,008 |
0,006 |
0,005 |
36 |
24 |
18 |
14 |
12 |
0,65 |
0,013 |
0,010 |
0,008 |
0,006 |
0,004 |
36 |
23,5 |
17 |
14 |
12 |
0,70 |
0,012 |
0,009 |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
35 |
23,5 |
17 |
14 |
12 |
0,75 |
0,011 |
0,008 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
35 |
23 |
17 |
14 |
12 |
0,80 |
0,010 |
0,007 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
34 |
23 |
17 |
14 |
12 |
0,85 |
0,009 |
0,007 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
34 |
22 |
15 |
12 |
10 |
0,90 |
0,008 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
33 |
21 |
12,5 |
10 |
8 |
Примечания 1 Значения сдвиговых характеристик и сгр при суммарном числе приложения нагрузки , равном 1, используют при расчете на статическое действие нагрузки. 2 При суммарном числе приложения нагрузки более 106 значения сдвиговых характеристик и сгр следует принимать по графе настоящей таблицы, где суммарное число приложения нагрузки равно 106. |
Расчетные характеристики песка не зависят от расчетной влажности и принимаются:
- модуль упругости - во всех дорожно-климатических зонах одинаковым по таблице А.7;
Таблица А.7 - Рекомендуемые расчетные значения модулей упругости песка
Песок |
Модуль упругости, МПа |
Гравелистый, крупный |
130 |
Средней крупности |
120 |
Мелкий |
100 |
Легкая крупная супесь |
65 |
- сдвиговые характеристики (удельное сцепление сгр и угол внутреннего трения ) - в зависимости от количества приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице А.8.
Таблица А.8 - Сдвиговые характеристики (сцепление сгр и угол внутреннего трения ) песка
Подвид грунта |
Удельное сцепление сгр, МПа, при суммарном числе приложений нагрузки |
Угол внутреннего трения , градусы, при суммарном числе приложений нагрузки |
|||||||||
1 |
103 |
104 |
105 |
106 |
1 |
103 |
104 |
105 |
106 |
||
Гравелистый, крупный песок с содержанием пылевато-глинистой фракции |
0 % |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
35 |
33 |
32 |
31 |
29 |
5 % |
0,005 |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
34 |
31 |
30 |
29 |
28 |
|
Песок средней крупности с содержанием пылевато-глинистой фракции |
0 % |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
32 |
30 |
30 |
28 |
27 |
5 % |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
33 |
30 |
29 |
28 |
26 |
|
Мелкий песок с содержанием пылевато-глинистой фракции |
0 % |
0,003 |
0,003 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
31 |
28 |
27 |
26 |
25 |
5 % |
0,005 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
0,003 |
31 |
27 |
26 |
25 |
24 |
|
8 % |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
0,002 |
31 |
27 |
26 |
25 |
23 |
|
Легкая крупная супесь |
- |
0,006 |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
0,002 |
31 |
27 |
26 |
25 |
23 |
Примечания 1 Значение сдвиговых характеристик и сгр при суммарном числе приложения нагрузки , равном 1, используют при расчете на статическое действие нагрузки. 2 При суммарном числе приложения нагрузки более 106 значения сдвиговых характеристик и сгр следует принимать по графе настоящей таблицы, где суммарное число приложения нагрузки равно 106. |
А.3 При применении в качестве грунтов рабочего слоя материалов, не представленных в настоящем стандарте, их расчетные характеристики необходимо назначать по данным лабораторных и натурных испытаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.