"ОДОБРЕНО" Научно-технический совет открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" |
"ОДОБРЕНО" Межведомственный Координационный комитет проекта ПРООН/ГЭФ - Минтранс России "Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России" |
Протокол N 2 от 25.04.2017 |
05.10.2017 |
Согласовано
Заместитель Министра |
Н.А. Асаул |
24 июля 2018 г.
1. "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации" (далее - методические рекомендации) направлены на развитие инфраструктуры велосипедного транспорта и обеспечение безопасности движения велосипедистов на территории поселений, городских округов.
2. Настоящие методические рекомендации предназначены для применения:
2.1. Органами местного самоуправления при:
организации транспортного обслуживания населения на территории поселений, городских округов;
благоустройстве территорий общего пользования, предназначенных для обеспечения движения транспортных средств и (или) пешеходов.
2.2. В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 27) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 2, ст. 326).
2.3. В целях методической поддержки принятия управленческих решений в области развития транспортной инфраструктуры на территории поселений, городских округов1.
3. Методические рекомендации распространяются на велосипедные дорожки (далее - велодорожки), велопешеходные дорожки, велосипедные полосы (далее - велополосы), велосипедные парковки (далее - велопарковки), иные элементы инфраструктуры велосипедного транспорта (далее - велотранспорт, велотранспортная инфраструктура соответственно).
4. Для создания велотранспортной инфраструктуры необходимо выбрать вариант движения велосипедистов:
по проезжей части, или вне ее;
с использованием велополосы, совмещенной с другими участниками движения (пешеходами или автомобилями);
с использованием велодорожки с односторонним или двухсторонним движением велосипедистов.
5. Вариант создания велотранспортной инфраструктуры в каждом конкретном случае выбирается с учетом транспортных, эксплуатационных и градостроительных особенностей данной территории.
6. В рамках комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, включающего планирование и развитие велотранспортной инфраструктуры, направленного на создание условий для возможности использования различных видов транспортных средств в зависимости от цели передвижения, развитие велотранспортной инфраструктуры должно обеспечивать безопасное, комфортное и поощряемое использование велотранспорта в качестве альтернативы поездок на автомобиле.
Целями создания велотранспортной инфраструктуры являются:
повышение удобства передвижения на расстояния до 10-15 км;
повышение доступности территорий;
решение транспортных, экологических, социальных проблем;
сокращение затрат на здравоохранение;
повышение качества среды обитания за счет сокращения числа поездок на автомобилях на расстояния до 10-15 км.
7. При проектировании велотранспортной инфраструктуры осуществляется:
а) выявление возможностей использования территории поселения, городского округа для обеспечения движения велосипедистов, включая:
совершенствование планировки за счет реорганизации и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры для увеличения их пропускной способности (в том числе сокращение или увеличение полос движения, реконструкция перекрестков, создание отдельных улиц, пересечений в разных уровнях);
поиск возможностей перераспределения велосипедного и пешеходного движения с использованием территорий, расположенных за пределами дорог (в том числе озелененные территории, полосы отчуждения вдоль железнодорожных путей);
б) повышение эффективности совершаемых поездок за счет:
дифференцирования велосипедного движения по расстоянию, скорости, времени;
совмещения и разделения движения велосипедистов;
развития интермодальности;
реорганизации дорожного движения;
в) внедрение новых транспортных решений и видов транспортного обслуживания населения;
г) анализ существующих условий и перспектив развития и размещения велотранспортной инфраструктуры, оценка нормативной правовой базы, необходимой для функционирования и развития велотранспортной инфраструктуры, и оценка объемов финансирования транспортной инфраструктуры с учетом развития велотранспорта.
8. При проектировании сети дорог должна учитываться необходимость снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с велосипедистами и тяжести их последствий для участников дорожного движения.
9. При планировании создания велотранспортной инфраструктуры функции маршрутов движения велосипедистов (далее - велотранспортные маршруты), включая пересечения, должны соответствовать функциям элементов совокупности дорог на территории поселения, городского округа (далее - сеть дорог), по которым проложены указанные маршруты.
Принципы формирования эффективной велотранспортной сети, представляющей собой сеть велотранспортных маршрутов (далее - ВТС) и отдельных велосипедных маршрутов, представлены в таблице 1. Принципы построения иерархии ВТС представлены в таблице 2.
Таблица 1
Принцип |
Методы обеспечения |
Безопасность |
Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать минимальный риск ранения или травмы, а также чувство безопасности у велосипедистов |
Последовательность |
Велотранспортная инфраструктура должна представлять собой единую систему, связывающую основные места начала поездок и места назначения, быть непрерывной, однородной по условиям передвижения, иметь информационные указатели, позволять выбирать варианты маршрута движения |
Прямолинейность и равномерность движения |
Велотранспортный маршрут должен иметь минимальное количество участков с изменением направления движения. Велосипедисты не должны задерживаться на пересечениях с потоками автомобильного транспорта. Велосипедисты должны иметь возможность двигаться с допустимой максимальной скоростью |
Привлекательность |
Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать освещение, эстетику, интеграцию с окружающим пространством, доступ к объектам сервиса, торговли |
Комфорт |
Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать качество покрытия, минимальные уклоны, исключение сложных маневров, минимизацию потребности спешиваться, минимальные помехи со стороны транспортных средств и пешеходов |
Таблица 2
Вид ВТС |
Функция |
Обеспечиваемая скорость движения велосипедистов, км/ч |
Общегородская |
Велотранспортные маршруты, обеспечивающие быстрое и беспрепятственное передвижение между частями поселения или городского округа |
25...40 |
Местная |
Велотранспортные маршруты, соединяющие внутриквартальные велотранспортные маршруты с общегородскими |
20...30 |
Внутриквартальная |
Велотранспортные маршруты обеспечивающие доступ к жилым зданиям и другим местам притяжения, характеризующиеся низкой скоростью, низкой интенсивностью движения |
< 20 |
10. На этапе планирования создания и проектирования ВТС необходимо обеспечить:
выделение элементов велотранспортной инфраструктуры на сети дорог;
наличие участков велотранспортных маршрутов между местами выезда велосипедистов с территории жилой зоны и пунктами назначения;
удобный доступ в жилые, коммерческие и производственные здания;
возможность содержания покрытий велодорожек и велополос, обеспечивающие ровность и сцепление;
снижение скорости движения транспортных средств на внутриквартальных проездах;
безопасность велотранспортных маршрутов в школы;
возможность перевозки велосипедов на общественном транспорте;
наличие возможности долгосрочной и краткосрочной парковки велосипедов на автостоянках или специализированных стоянках;
ВТС информационными указателями.
11. При планировании создания и проектировании ВТС должны учитываться потребности и возможности разных категорий (групп) велосипедистов, вид поездки и требования к ВТС в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Категория велосипедиста |
Виды поездок |
Особенности велосипедиста |
Требования к ВТС |
Дети - учащиеся младших классов |
развлекательные |
Навыки пользования велосипедом не развиты, мало знаний правил дорожного движения, требуют наблюдения и контроля. |
Вне проезжей части, выделенная на тротуаре велополоса, отдельная велодорожка |
Дети - учащиеся старших классов |
развлекательные, целевые (поездки в школу, магазин) |
Хороший уровень владения велосипедом, развитая уверенность, низкий уровень соблюдения правил дорожного движения. |
Велодорожки и велополосы вне проезжей части |
|
из пригорода в город и обратно |
Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения неоднородны. |
Велодорожки и велополосы с обеспечением мероприятий для успокоения транспортных потоков |
Взрослые, семьи |
целевые (поездки за покупками, деловые поездки) |
Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения неоднородны. Поездки для определенных целей, поездки на расстояние до 10-15 км, регулярные поездки. |
Велодорожки и велополосы по местным дорогам с обеспечением мероприятий для успокоения транспортных потоков |
рекреационные |
Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения неоднородны. Поездки к местам отдыха (паркам, водоемам). |
Велодорожки и велополосы вне проезжей части |
|
туристические |
Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения. Поездки на расстояние более 10-15 км, часть поездок группами по объектам туристической привлекательности. |
Использование всех видов ВТС |
|
спортивные |
Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения. Поездки на расстояние более 10-15 км, часто в группах по два в ряд, наличие спортивной подготовки. |
Велополосы для шоссейных видов соревнований, велотреки и внедорожные полигоны для других видов соревнований |
12. Основные подходы к созданию ВТС приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
13. Характеристики элементов велотранспортной инфраструктуры приведены в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
14. Рекомендации по обеспечению безопасности движения велосипедистов приведены в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. Рекомендации по обустройству пересечений в одном уровне приведены в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
16. Особенности создания велотранспортной инфраструктуры с учетом типа и размеров поселений, городских округов приведены в приложениях NN 1 - 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
17. Планирование развития велотранспортной инфраструктуры основывается на исходной информации, сбор и анализ которой осуществляется в соответствии с Примерной программой регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.12.2016 N НА-197-р.
-----------------------------
1 Положения настоящих методических указаний могут применяться для территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Речь идет о планировании развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов.
В частности, предусмотрено несколько вариантов движения велосипедистов для создания велотранспортной инфраструктуры. Это перемещение по проезжей части или вне ее; с использованием велополосы, совмещенной с другими участниками движения (пешеходами или автомобилями); с использованием велодорожки с односторонним или двухсторонним движением.
Вариант создания велотранспортной инфраструктуры в каждом конкретном случае выбирается с учетом транспортных, эксплуатационных и градостроительных особенностей территории.
Определены особенности проектирования велотранспортной инфраструктуры. Дана характеристика элементов.
Приведены рекомендации по обеспечению безопасности движения велосипедистов.
Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был