Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по разработке и реализации мероприятий по
организации дорожного движения.
Требования к планированию развития
инфраструктуры велосипедного транспорта
поселений, городских округов
в Российской Федерации
Характеристики
элементов велотранспортной инфраструктуры
1. Общие требования
1.1. При проектировании велодорожек за пределами населенных пунктов следует руководствоваться ГОСТ 33150-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования".
1.2. Проектируемые и существующие велопешеходные дорожки и иные объекты велотранспортной инфраструктуры должны обеспечивать безопасные условия движения велосипедистов и пешеходов.
1.3. Устройство велодорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры не должно ухудшать условий обеспечения безопасности дорожного движения, использования и содержания проезжей части и тротуаров, элементов благоустройства сети дорог.
1.4. При проектировании велодорожек следует учитывать следующие факторы: назначение (категория);
пространственное окружение (тип застройки, в пределах застройки или вне застроенной территории);
общая транспортная ситуация (интенсивность движения и скорость движения транспортных средств);
функциональное назначение (связующая, распределяющая или обеспечивающая непосредственный доступ);
параметры велодорожек (в том числе доступная ширина, количество полос).
1.5. Устройство велопешеходных дорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры на тротуарах за счет сужения полос движения пешеходов допускается при наличии соответствующего технико-экономического обоснования при условии обеспечения прохода для пешеходов шириной не менее 3,0 м.
1.6. Велополосы, устраиваемые на проезжей части в виде выделенных полос, обозначаются знаком 1.23.3 в соответствии с Правилами дорожного движения и отделяются от полос движения транспорта разметкой в соответствии с п. 1.2.1 (сплошной линией). Стоянка и остановка транспортных средств за исключением остановочных пунктов, устройство парковок на велополосах не допускается.
1.7. Устройство велополос, велопешеходных дорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры следует предусматривать в качестве самостоятельных элементов сети дорог на стадии проектирования, строительства и реконструкции участков сети дорог, зон жилой и исторической застройки, общественных центров, в том числе торговых центров, учебных заведений, зон рекреации, на объектах транспорта (включая автовокзалы, автостанции, станции поездов пригородного сообщения, остановочные пункты) и на подходах к ним.
1.8. При устройстве велополос, велопешеходных дорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры в пределах существующих объектов, указанных в п. 1.7, следует предусматривать разделение потоков транспорта, велотранспорта и пешеходов.
1.9. При проектировании и устройстве велополос, велопешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:
велополосы, велопешеходные дорожки необходимо проектировать таким образом, чтобы они обеспечивали непрерывность всего комплекса пешеходных и велотранспортных маршрутов, а также свободный доступ для всех велосипедистов к объектам тяготения (зданиям, сооружениям, объектам транспортной инфраструктуры и пр.);
велотранспортные маршруты следует прокладывать по кратчайшим путям с учетом обеспечения безопасности движения;
велополосы и велопешеходные дорожки следует выполнять, по возможности, без изменения продольного профиля участка, с минимальным числом пересечений с проезжей частью улиц;
обустройство велопешеходных дорожек должно обеспечивать комфортность движения по ним всех предполагаемых (прогнозируемых) групп пользователей;
необходимо обеспечить полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков велосипедистов и пешеходов в зонах массового тяготения населения;
решетки водостока, размещаемые при необходимости на велопешеходных дорожках и велополосах, должны выполняться со щелями, направленными поперек направления движения велосипедистов.
1.10. Велополосы на сети дорог выделяются и обозначаются дорожными знаками и разметкой в соответствии с Правилами дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (далее - ГОСТ Р 52289-2004). При разработке архитектурно-планировочных решений участков массовой жилой застройки для нового строительства требуется в обязательном порядке обеспечить наличие велополос вдоль внутриквартальных проездов и проходов.
1.11. Велодорожки и велопешеходные дорожки, образующие велотранспортные маршруты местного значения, должны соединяться между собой с обеспечением сквозного проезда в соседние кварталы для создания непрерывной сети велодорожек. Веломаршруты внутри кварталов могут идти как элемент проезжей части с выделением разметкой или как элемент совмещенного с механическими транспортными средствами движения при условии применения мероприятий по снижению скорости движения, в том числе искусственных неровностей в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" (далее - ГОСТ Р 52605-2006).
1.12. Во дворах жилых домов велополосы не устраиваются.
2. Необходимо выбирать следующие параметры велополос и велодорожек:
2.1. Ширина велополос в населенных пунктах при движении велотранспорта в одном направлении для вновь проектируемых, строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых участков сети дорог принимается равной не менее 1,5 м для каждой полосы движения. При организации движения во встречных направлениях, или при устройстве велопешеходных дорожек на тротуарах шириной менее 4,5 м ширина каждой полосы движения велосипедистов принимается не менее 1,3 м.
2.2. Условия доступности велодорожек и велополос для разных групп велосипедистов, в том числе мало подготовленных физически, без учета ширины велополосы и велодорожки, разделяются по следующим категориям:
а) комфортные условия - велодорожки выполнены в виде выделенных полос, отделенных от пешеходов и транспорта ограждениями или зелеными насаждениями, преимущественно без изменения продольного профиля, имеют специальное покрытие; возможны отдельные участки с уклоном не более 25 %; поверхность велодорожек твердая, ровная, приспособленная для движения любых типов велосипедов, может иметь незначительное количество препятствий и неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности), не превышающих по высоте 6 мм; средняя протяженность веломаршрутов между основными объектами тяготения не превышает 2,5 км.
б) нормальные условия - подразделяются на две подгруппы:
подгруппа "а" (умеренные) - велодорожки выполнены преимущественно без уклонов в плане продольного профиля; поверхность велодорожек твердая, ровная, может иметь незначительное количество препятствий и неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности), не превышающих по высоте 6 мм; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения не превышает 5 км, также возможно наличие:
одного или нескольких коротких участков с уклоном от 26 % до 40 % общей протяженностью не более 150 м, не имеющих препятствий и неровностей поверхности;
одного или нескольких участков с уклоном не более 25 % любой протяженности, высота препятствий и/или неровностей на которых не превышает 10 мм;
подгруппа "б" (удовлетворительные) - велодорожки имеют уклоны до 40 % (в зависимости от крутизны и протяженности), поверхность велодорожек твердая, ровная, имеет незначительное количество препятствий и неровностей (не более 10 % от общей площади поверхности), не превышающих по высоте 10 мм; присутствуют все основные элементы обустройства для движения велосипедистов; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения не превышает 10 км, допускаются иные особенности:
имеются уклоны 26...40 % без препятствий и неровностей поверхности с неполным соответствием их обустройства для велосипедистов (не оборудованы ограждениями, соответствующей разметкой);
на горизонтальных поверхностях и уклонах до 25 % имеется значительное количество неровностей (не более 30 % от общей площади поверхности) высотой до 6 мм и/или незначительное количество неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности) высотой до 15 мм;
на уклонах от 26 % до 40 % имеется значительное количество неровностей (не более 20 % от общей площади поверхности) высотой до 6 мм и/или незначительное количество неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности) высотой до 10 мм;
средняя протяженность маршрутов движения (при отсутствии уклонов более 25 % и незначительном количестве неровностей поверхности, т.е. не более 10 % от общей площади поверхности, высотой до 10 мм) превышает 10 км.
в) Сложные условия, подразделяющиеся на три подгруппы:
подгруппа а (умеренно сложные) - велодорожки имеют продольный уклон 40...60 % (в зависимости от крутизны и протяженности); поверхность велодорожки твердая, ровная, возможно незначительное количество неровностей (не более 10 % от общей площади поверхности), высотой не более 10 мм; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения превышает 5 км;
подгруппа б (сложные) - велодорожки имеют продольный уклон 60...80 %; поверхность велодорожки твердая, ровная, неровности отсутствуют или их количество минимально (не более 2 % от общей площади поверхности при высоте неровностей, не превышающей 6 мм); условия движения стесненные; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения превышает 5 км;
подгруппа в (особо сложные) - велодорожки имеют продольный уклон 80...100 %; поверхность велодорожки преимущественно неровная, возможны незначительные препятствия (площадь неровностей и препятствий, высотой не более 15 мм составляет до 70 %, возможны участки со скользким, грязным, вязким покрытием); условия движения стесненные; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения превышает 5 км.
Велодорожки и велополосы, технические характеристики и обустройство которых не соответствуют условиям, приведенным в пунктах, а) - в), считаются недоступными для всех групп велосипедистов.
2.3. Расчетные параметры велодорожек и велополос следует принимать по таблице 2.1 2.
Таблица 2.1
Категория велодорожки |
Расчетная скорость движения одиночного велосипедиста км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения, шт. |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
Наибольший продольный уклон, |
Обособленная |
20 |
1,50 |
1...2 |
30 |
40 |
Изолированная |
30 |
1,50 |
2...4 |
50 |
30 |
2.4. На проезжей части магистральных улиц общегородского значения устройство велополос и других элементов велотранспортной инфраструктуры не допускается.
На магистральных улицах районного значения (распределительных) допускается размещение велополос, отделенных от полос движения транспорта разделителями движения (защитные столбики, защитные барьеры, разделительные бордюры, отделение велополосы элементами благоустройства, парковка вдоль улицы).
На местных улицах устройство велополосы допускается в виде выделенной части полосы движения проезжей части или примыкающей к проезжей части с выделением велополосы цветом и/или разметкой при ограничении скорости не более 40 км/ч.
В случаях размещение велополосы в пределах проезжей части, велосипедисты являются участниками дорожного движения и подчиняются общим правилам дорожного движения, при этом:
велополосы должны быть непрерывными, при пересечении других улиц разрывы в велодорожках не допускаются;
на перекрестках изменение направления велополос с углом более 120° не допускаются;
правая сторона велополосы на проезжей части ограничивается сплошной линией, левая кромка которой должна проходить на расстоянии не менее 0,25 м от бортового камня;
пересечение улиц при невозможности выделения велополосы осуществляется велосипедистами по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам, ширина перехода в этом случае должна быть увеличена на 1,5 м.
велополоса должна быть выделена цветом, вдоль нее возможно устройство искусственных неровностей на дорожном покрытии.
2.5. Рекомендуемые геометрические параметры велополос должны соответствовать таблице 2.2.
Таблица 2.2
Нормируемый параметр |
Минимальные значения при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте дорог |
Минимальные значения в стесненных* и особо стесненных** условиях |
|
Расчетная скорость движения, км/ч |
20 |
30 |
|
Ширина проезжей части одной полосы велодорожки, м, не менее: |
|
|
|
однополосного одностороннего |
1,5 |
1,5 |
|
двухполосного одностороннего |
1,5 |
1,5 |
не применяется |
двухполосного со встречным движением |
1,5 |
1,5 |
не применяется |
Ширина велодорожки и тротуара с выделением велодорожки цветом покрытия, м |
4,5 |
4,5 |
4,5* |
Ширина обочин отдельно устроенной велодорожки, м |
0,5 |
0,5 |
не применяется |
Наименьший радиус кривых в плане, м: |
|
|
|
- при отсутствии виража |
45 |
50 |
15 |
- при устройстве виража |
30 |
45 |
15 |
Максимальный продольный уклон, *** |
80 |
70 |
60 |
Габарит по высоте, м |
2,5 |
2,8 |
2,5 |
-----------------------------
* под стесненными условиями понимаются ширина тротуара 3,0...4,5 м, улицы с одной полосой движения в каждом направлении, размещение рельсового наземного городского электрического транспорта (трамваи) на одной из сторон проезжей части.
** под особо стесненными условиями понимаются ширина тротуара 3,0 м и менее вдоль улиц с одной полосой движения в каждом направлении.
*** с учетом требований п.п. а-в.
-----------------------------
2.6. При размещении велодорожек необходимо обеспечить расстояние:
до проезжей части, опор, деревьев - 0,5...0,75 м;
до тротуаров - 0,25...0,5 м;
до парковок автомобилей, киосков, остановочных пунктов - 0,5...0,75 м;
до элементов озеленения, урн, малых архитектурных форм - 0,5 м.
2.7. При разработке архитектурно-планировочных решений для строительства, реконструкции, капитального ремонта сети дорог, пешеходных тротуаров, пешеходных зон, пешеходных улиц, иных объектов городской транспортной инфраструктуры в части размещения и благоустройства велополос, велопешеходных дорожек, велодорожки, пешеходных тротуаров, пешеходных зон рекомендуется пользоваться действующими нормативными документами с учетом положений настоящих Методических рекомендаций.
2.8. Велодорожки в пределах городских кварталов и районов массовой жилой застройки должны проектироваться с учетом пп. а - в настоящего приложения.
2.9. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать выделенные велодорожки, предназначенные для рекреационного использования (прогулок и занятий физкультурой и спортом), иные элементы велотранспортной инфраструктуры.
2.10. Ширина велодорожки в зонах массового отдыха населения должна быть не менее 3,0 м и предусматривать возможность встречного движения велосипедистов.
2.11. Велодорожки для занятий спортом проектируются в виде замкнутых кривых с устройством ограждений для предотвращения выхода пешеходов на велодорожку.
3. Требования к покрытиям велодорожек.
3.1. Устройство покрытий велодорожек выполняются в соответствии с общими правилами устройства дорожных покрытий для улиц и тротуаров населенных пунктов.
3.2. Верхний слой покрытия велодорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона или каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек с выделением полос для движения велосипедистов - с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования". Применение несвязных материалов для устройства покрытий - щебня, гравия, песка, щебеночно-песчаных смесей не допускается за исключением покрытий участков для спортивно-оздоровительной езды в специально отведенных зонах.
3.3. Коэффициент сцепления колеса с покрытием определяется по ГОСТ 33078-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием" при скорости движения 30 км/ч и должен быть не ниже значений, указанных в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Значение коэффициента сцепления для велодорожек
Покрытие |
Тип покрытия |
|||
асфальтобетон |
цементобетон |
каменный материал, обработанный вяжущим материал |
цветное покрытие противоскольжения |
|
сухое |
0,65 |
0,65 |
0,6 |
0,75 |
мокрое |
0,55 |
0,55 |
0,45 |
0,70 |
4. Велосипедные парковки.
4.1. Велопарковки устраиваются возле учебных заведений, кинотеатров, магазинов площадью более 100 , торговых центров, обзорных площадок, музеев, пересадочных узлов, иных объектов.
4.2. Габаритные размеры велопарковки на 1 велосипед принимаются в размере не менее 1,2 при длине парковочного места не менее 2 м.
4.3. При устройстве многорядной велопарковки должен быть обеспечен проезд (проход) между рядами шириной не менее 1,5 м.
4.4. Велопарковка может быть организована с диагональным расположением велосипедов, когда велосипеды припаркованы под углом 45°, рули не так сильно мешают велопарковке. Расстояние между велосипедами можно уменьшить до 50 см (или до 40 см в стесненных условиях) см, а глубину велопарковки - до 1,4 м. При такой велопарковке пройти к ней можно только в одном направлении (рисунки 2.1 и 2.2).
4.5. Рекомендуемая площадь, приходящаяся на один велосипед на велопарковке - 1,7 , включая парковочную площадь (1,2 ) и проход (0,5 на каждый велосипед). Парковочная площадь может варьироваться от 1 ,2 для компактных решений до 3 там, где используются комфортные стойки с шириной ячеек 80 см.
Рисунок 2.1. Рекомендуемые размеры велопарковки
Рисунок 2.2. Диагональное расположение велосипедов
4.7. Рекомендуемые значения количества парковочных мест для велосипедов указаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Типы объектов |
Число парковочных мест для велосипедов |
Основной торговый центр |
4...6 на 100 площади |
Районный торговый центр (универмаг) |
5...7 на 100 площади |
Местный торговый центр |
6...8 на 100 площади |
Офисные учреждения |
2...4 на 100 площади |
Начальная школа |
до 30 на 100 школьников |
Средняя школа |
до 50 на 100 школьников |
Высшего образования |
до 60 на 100 студентов |
Закрытый спортивный центр |
до 35 на 100 посетителей |
Спортивная площадка с трибуной |
до 20 на 100 посетителей |
Спортивная площадка |
до 20 на поле |
Бассейн |
до 15 на 100 водной поверхности |
Театр |
до 20 на 100 посетителей |
Концертный зал |
до 25 на 100 посетителей |
Кинотеатр |
до 25 на 100 посетителей |
Крупная дискотека; городская |
до 25 на 100 посетителей |
Крупная дискотека; негородская |
до 5 на 100 посетителей |
Больница; городская |
до 30 на 100 кроватей |
Больница; областная |
до 20 на 100 кроватей |
Дом престарелых |
до 10 на 100 кроватей |
Места отдыха |
20...35 на 100 посетителей |
Аттракционы/тематические парки развлечений |
10...15 на 100 посетителей |
4.8. Уличные велопарковки для кратковременного хранения рекомендуется размещать на расстоянии не более 30 м от входа в учреждения, в хорошо освещенных местах с высокой интенсивностью пешеходного движения, в зоне обзора существующих камер видеонаблюдения. Велопарковки не должны препятствовать движению пешеходов и проезду спецтехники. В конструкции велопарковок рекомендуется использовать антивандальные материалы.
4.9. К велопарковкам долговременного хранения относятся индивидуальные ячейки, предназначенные для размещения одного или нескольких велосипедов (рисунок 2.3). Индивидуальные ячейки рекомендуются к устройству вблизи входов в станции метрополитена и других транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ).
Рисунок 2.3. Размеры секций (в метрах) велопарковок долговременного (постоянного) хранения
4.10. При проектировании нового жилого дома рекомендуется предусматривать наличие мест постоянного хранения в количестве не менее 0,8 места на каждое домохозяйство (квартиру). В существующих жилых зданиях количество мест определяется текущим спросом. Рекомендуется размещение велосипедов на место постоянного хранения в подвальных помещениях, специально отведенных помещениях в подъездах домов, велосипедных гаражах.
4.11. Места постоянного хранения рекомендуется устраивать в одном уровне с проезжей частью или тротуаром. Если доступ к ним в одном уровне невозможен, то их обустраивают рампами, пандусами или лифтами. Помещения для хранения велосипедов должны быть защищены от неблагоприятных погодных условий, иметь освещение, закрываться и быть доступными только для их пользователей.
4.12. В составе транспортно-пересадочного узла необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие развитие ВТС. С учетом повышенной плотности пешеходных потоков на территории транспортно-пересадочного узла, размещение велопарковок и путей, ведущих к ним, должно осуществляться вне основных направлений движения пешеходов, но на удалении не более 50 м от выходов из станции метрополитена или иного внеуличного транспорта.
-----------------------------
2 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (таблица 8)
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.