Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением пятой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 24 февраля 2011 г. N 39 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению 21 сессии
Новосибирского областного
Совета депутатов
четвертого созыва
от 20 марта 2008 г. N 49
Областная целевая программа
"Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы
4 декабря 2008 г., 26 ноября 2009 г., 24 февраля 2011 г.
См. Распоряжение Администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г N 297-ра "О программах "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию"
Паспорт
областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы
Наименование программы - областная целевая программа "Дети Новосибирской области"
на 2008-2012 годы (далее - Программа)
Наименование, дата и - постановление Правительства Российской Федерации от
номер правового акта о 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе
разработке программы "Дети России" на 2007-2010 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26
января 2007 г. N 79-р;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от
2 апреля 2007 г. N 99-р "О разработке областной целевой
программы "Дети Новосибирской области" на
2008-2010 годы";
распоряжение администрации Новосибирской области от 22
июля 2009 г. N 297-ра "О программах "Чужих детей не
бывает" и "Первые ступеньки к развитию";
Основные разработчики - министерство социального развития
программы Новосибирской области
министерство здравоохранения Новосибирской области
министерство культуры Новосибирской области
министерство образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
департамент физической культуры и спорта Новосибирской
области
Главное управление внутренних дел по Новосибирской области
Главное управление Федеральной службы исполнения
наказаний по Новосибирской области
Государственный - министерство социального развития
заказчик- координатор Новосибирской области
программы
Государственные - министерство здравоохранения Новосибирской области;
заказчики Программы министерство культуры Новосибирской области;
министерство образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области;
министерство труда, занятости и трудовых ресурсов
Новосибирской области;
управление по делам молодежи Новосибирской области;
департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;
Главное управление внутренних дел по Новосибирской области
Руководитель программы - Пыхтин С.И. - министр социального развития Новосибирской области
Цель и задачи - Цель:
программы. создание благоприятных условий для комплексного
Важнейшие целевые обеспечения жизнедеятельности детей Новосибирской
показатели области, поддержки и развития их духовно-нравственного
потенциала.
Основные задачи:
охрана здоровья детей и подростков, в том числе
репродуктивного здоровья, обеспечение безопасного
материнства;
совершенствование системы работы по развитию творческих
и интеллектуальных способностей детей, в том числе
выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в
сельской местности, населенных пунктах, удаленных от
крупных центров культуры;
укрепление социально-экономического статуса семьи,
предоставление семьям с детьми услуг, с учетом их
востребованности, на основе современных технологий
социальной работы;
разработка и внедрение набора инновационных услуг,
обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю
профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и
преодоление социального сиротства;
создание сети служб ранней междисциплинарной медико-
психолого-педагогической и социальной помощи семьям и
детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития,
генетическими аномалиями, психо-эмоциональными
расстройствами и установленной инвалидностью;
развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3
лет с врожденными пороками развития, генетическими
аномалиями и инвалидностью посредством активизации
семейных ресурсов и создания в районах Новосибирской
области центров ресурсной поддержки семей;
реализация эффективной системы мер по профилактике
семейного неблагополучия, предупреждению безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение солидарной ответственности семьи и
государства за создание условий для полноценной
жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в
общество;
профилактика социального сиротства, формирование
негативного общественного мнения в отношении семей, не
занимающихся воспитанием детей, и родителей,
отказывающихся от своих детей;
постепенный переход от содержания детей в учреждениях
интернатного типа к семейным формам устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы постинтернатной социальной защищенности
выпускников детских интернатных учреждений, обеспечение
права выпускников детских интернатных учреждений на
обучение профессиям, востребованным на рынке труда,
обеспечение жильем; развитие системы социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важнейшие целевые показатели:
увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья в
общем количестве детей;
снижение младенческой смертности;
снижение материнской смертности;
снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет;
снижение коэффициента первичного выхода на инвалидность
детей в возрасте от 0 до 17 лет;
доля детей, включенных в государственную систему
выявления, развития и поддержки одаренных детей;
увеличение количества победителей межрегиональных,
всероссийских и международных конкурсных мероприятий;
рост числа снятых с учета в органах социальной защиты
населения семей "группы риска" в связи с улучшением их
социально-экономического положения,
морально-психологического климата;
снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации, от общей численности детского
населения;
увеличение доли детей, получивших социальную
реабилитацию в специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, от общего количества детей,
находящихся в социально опасном положении;
увеличение доли детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги, в т.ч. в специализированных
учреждениях;
увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных на воспитание в
семью;
увеличение доли детей и подростков в возрасте от 7 до 15
лет, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и
занятости
Основные этапы - 2008-2012 годы (этапы не выделяются)
реализации программы
Исполнители основных - министерство социального развития
мероприятий Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство культуры Новосибирской области;
министерство образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области;
министерство труда, занятости и трудовых ресурсов
Новосибирской области;
управление по делам молодежи Новосибирской области;
департамент физической культуры и спорта Новосибирской
области;
Главное управление внутренних дел Новосибирской области.
Объемы финансирования - общий объем финансирования программы составляет
(с расшифровкой по 2567032,0 тыс. руб.
годам и источникам) 2008 год - общий объем финансирования программы -
612437,9 тыс. руб., в том числе: за счет средств
областного бюджета - 220438,5 тыс. руб.; за счет
средств федерального бюджета (прогнозные объемы на
условиях софинансирования) - 28309,5 тыс. руб.; за счет
средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 77300,0 тыс. руб.; за счет средств
внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 286389,9 тыс. руб., в том числе за
счет средств Новосибирского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации
(прогнозные объемы на условиях софинансирования)-
280659,9 тыс. руб.;
2009 год - общий объем финансирования программы
583783,6 тыс. руб., в том числе: за счет средств
областного бюджета - 116436,1 тыс. руб.; за счет
средств федерального бюджета (прогнозные объемы на
условиях софинансирования) - 42754,3 тыс. руб.; за счет
средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 90060,0 тыс. руб.; за счет средств
внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 334533,2 тыс. руб., в том числе за
счет средств Новосибирского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации
(прогнозные объемы на условиях софинансирования) -
286691,7 тыс. руб., за счет Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, (на условиях
софинансирования) - 40731,5 тыс. руб;
2010 год - общий объем финансирования программы
603523,1 тыс. руб., в том числе: за счет средств
областного бюджета - 116933,7 тыс. руб.; за счет средств
федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 29221,1 тыс. руб.; за счет средств
местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств
внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 354178,3 тыс. руб., в том числе за
счет средств Новосибирского регионального отделения
Фонда социального страхования Российской Федерации
(прогнозные объемы на условиях софинансирования) -
303893,2 тыс. руб., за счет Фонда поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, (на условиях софинансирования)
- 43335,1 тыс. руб.;
2011 год - общий объем финансирования программы
390397,5 тыс. руб., в том числе: за счет средств
областного бюджета -141933,7 тыс. руб.; за счет средств
федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 88172,0 тыс. руб.; за счет средств
местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств
внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 57101,8 тыс. руб., в том числе за
счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) -
50151,8 тыс. руб.;
2012 год - общий объем финансирования программы
376889,9 тыс. руб., в том числе: за счет средств
областного бюджета - 141933,7 тыс. руб.; за счет
средств федерального бюджета (прогнозные объемы на
условиях софинансирования) - 88172,0 тыс. руб.; за счет
средств местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 103190,0 тыс. руб.; за счет средств
внебюджетных источников (прогнозные объемы на условиях
софинансирования) - 43594,2 тыс. руб., в том числе за
счет Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, (на условиях софинансирования) -
36644,2 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Улучшение жизнеобеспечения детей, создание
результаты реализации социально-экономических и правовых условий для
программы, выраженные обеспечения их прав и законных интересов, социальная
в соответствующих поддержка семей с детьми, детей из малообеспеченных
показателях, семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оказавшихся
поддающихся в трудной жизненной ситуации, а также сохранение,
количественной оценке укрепление здоровья детей Новосибирской области.
Снижение младенческой смертности до 7,7 промилле на 1
тыс. родившихся живыми, коэффициента материнской
смертности - до 15,1 на 100 тыс. родившихся живыми;
снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет
(включительно) - до 10,6 промилле на 1 тыс.
новорожденных соответствующего года рождения;
увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья в
общем количестве детей до 38 процентов;
снижение коэффициента первичного выхода на инвалидность
детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) на 10
тысяч детей до 20,8;
создание государственной системы выявления, развития и
адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40
процентов детского населения школьного возраста;
увеличение количества победителей межрегиональных,
всероссийских и международных конкурсных мероприятий до
190 человек;
увеличение количества снятых с учета в органах
социальной защиты населения семей "группы риска" в
связи с улучшением их социально-экономического
положения, морально-психологического климата до 1500
семей;
уменьшение числа отказов от новорожденных детей с 212 до
42 в год;
снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации, до 2 процентов от общей численности
детского населения;
увеличение доли детей, получивших социальную
реабилитацию в специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, до 32 процентов от общего
количества детей, находящихся в социально опасном
положении;
увеличение доли детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в специализированных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями, до 45 процентов
общего количества детей-инвалидов;
увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных на воспитание в
приемную семью, до 2500 человек;
увеличение доли детей, охваченных всеми видами отдыха,
оздоровления и занятости, до 96 процентов
1. Общие положения
1.1. Объект - дети, семьи с детьми, проживающие на территории Новосибирской области, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Предмет регулирования - условия, способствующие комплексному развитию и улучшению жизнедеятельности детей.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативная правовая база:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от 2 апреля 2007 г. N 99-р "О разработке областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2010 годы";
распоряжение администрации Новосибирской области от 22 июля 2009 г. N 297-ра "О программах "Чужих детей не бывает" и "Первые ступеньки к развитию".
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Численность детского населения Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2007 г.) составляет около 496 042 человека - 19% от общего количества жителей. Из них наиболее уязвимыми категориями детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (13 тыс. 545 детей), дети-инвалиды (8 тыс. 468 детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении, из неблагополучных семей (14 тысяч 587 детей). Характерной особенностью возрастного состава в последние годы стало сокращение численности и доли детей, демографическое старение населения. В связи с падением рождаемости в 1990-1999 годы наблюдается сокращение доли детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения: с 19,2% (на начало 2000 года) до 15,6% (на начало 2006 года). Современные параметры рождаемости в настоящее время в 1,6 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
Негативные изменения в демографических показателях происходят на фоне ухудшения репродуктивного здоровья женщин: увеличивается частота осложнений в период беременности, при родах. Ухудшение репродуктивного здоровья женщин негативно влияет на состояние здоровья новорожденных, в результате чего общая заболеваемость детей имеет тенденцию к росту. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей, особое место принадлежит вредным привычкам родителей: алкоголизму, курению, наркомании.
На фоне снижения младенческой смертности, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться. Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
За последнее десятилетие наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-школьников с нормальным физическим развитием. Численность абсолютно здоровых детей перед поступлением в школу не превышает 30%.
Слабое состояние здоровья учеников начальных классов неблагоприятно сказывается на процессе адаптации к учебным нагрузкам и отрицательно влияет на соматическое и нервно-психическое здоровье.
Ухудшается состояние репродуктивного здоровья девочек, девушек-подростков.
Несмотря на принимаемые меры, сложным остается положение детей-инвалидов. Действующая в настоящее время сеть специализированных учреждений, предоставляющих детям-инвалидам необходимые реабилитационные услуги, обеспечивает проведение реабилитации 31,4% детей-инвалидов. Не все родители осознают необходимость организации непрерывного процесса реабилитации своих детей. В этой связи актуальными направлениями работы являются повышение качества проведения реабилитационных мероприятий с использованием новых реабилитационных методик и разработок, обеспечение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации, оказание необходимой социальной поддержки семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, развитие сети реабилитационных учреждений, предоставляющих им необходимые реабилитационные услуги.
Использование программно-целевого метода и реализация системы мероприятий по сохранению и укреплению здоровья ребенка на всех этапах его развития способствует решению социально значимых проблем, связанных с состоянием здоровья детей.
На всех ступенях развития и воспитания должно осуществляться выявление и развитие природных задатков детей. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи и разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом творческих и интеллектуальных способностей детей.
Необходимость проведения в области мероприятий по ранней профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних подтверждают следующие статистические данные.
Основной причиной увеличения численности детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему, остается лишение родительских прав родителей. Численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2008 году составила - 1466 детей (2007 год - 1705 детей, 2006 год - 1442 ребенка). Социально неблагополучная семья не выполняет своих функций, и пребывание в ней ребенка становится опасным для его физического и психического здоровья, поэтому, заметно повысилась в последний год степень выявления неблагополучных семей. Причины, приводящие к появлению неблагополучной семьи, которая не может воспитывать ребенка, имеют социальный характер. Так, на 36 % возросло число несовершеннолетних родителей, которые сами требуют контроля и социальной поддержки: на 18% увеличилось количество состоящих на учете родителей из числа переселенцев и беженцев, на 5,3 % - родителей, потребляющих наркотики, на 3,4% - имеющих судимости. Так как семья риска и неблагополучная семья являются той социальной средой, в которой имеют место случаи насилия и агрессивного поведения, то продолжают иметь место факты жестокого обращения с детьми. В 2007 г. возбуждено 167 уголовных дел по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними детьми родителями либо законными представителями, в 2008 г. - 176. В большинстве случаев преступные действия сопряжены с нанесением ребенку телесных повреждений. Доля потерпевших от жестокого обращения детей в дошкольном возрасте составляет порядка 70 %.
На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 9000 семей, не исполняющих должным образом обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 13836 детей, из них 30 % - за совершение общественно опасных деяний. Увеличивается количество повторных преступлений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Остается высоким уровень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения.
По-прежнему существует проблема брошенных и отказных новорожденных детей. Здесь, при некотором уменьшении числа детей данной категории, говорить о стабильной положительной динамике рано. Так, в области в 2006 г. на 25718 рожденных детей количество брошенных и отказных составляло 346 (1,3 %), в 2007 г. на 27222 новорожденных - 224 (1,06 %), в 2008 г. на 29631 - 283 (0,95 %).
Это требует продолжения работы по профилактике социального неблагополучия семей с детьми, совершенствованию деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышению качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации раннего выявления неблагополучия в семье и принятию адекватных мер по его устранению. Первичная профилактика рассматривается как первоочередная задача, однако в целом профилактика социального сиротства должна иметь многоуровневый характер в ситуации межведомственного и межсекторного партнерства.
Основная задача учреждений и организаций, занимающихся проблемой социального сиротства, это сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно, - оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи.
Эффективной формой работы является патронаж неблагополучных семей. В результате профилактической работы ежегодно снимается с учета в связи с улучшением положения около 1000 семей этой категории.
В течение последних трех лет удалось снизить число детей, передаваемых из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 27 % от общего числа выбывших из специализированных учреждений в 2006 году до 20 % - в 2008 году.
Продолжает увеличиваться численность приемных семей. По состоянию на 1 января 2009 года их количество составило 908, на воспитании в них находится 1572 ребенка. Анализ показывает положительную динамику развития данной формы жизнеустройства: 2006 г. - 345 семей/691 ребенок, 2007 г. - 655 семей/1194 ребенка, 2008 г. - 908 семей/1572 ребенка. Важным направлением работы, в связи с этим, является разработка и реализация моделей психолого-педагогического и социального сопровождения семей. На этой основе совершенствуется процедура отбора кандидатов в приемные родители. Данная деятельность должна быть направлена на профилактику возможных возвратов детей и повышение качества индивидуального сопровождения детей с особенностями развития.
Необходимо дальнейшее активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жилыми помещениями. Ежегодно, на протяжении последних лет, около 30% детей данной категории не имеют закрепленного жилья.
Необходимость решить вышеперечисленные проблемы заставляет сломать сложившийся стереотип, согласно которому сегодня основная и первоочередная поддержка оказывается семьям, уже находящимся в трудной жизненной ситуации, и направить усилия государственных органов на устранение негативных явлений, окружить заботой и вниманием нормальные, достойные семьи, являющиеся основой государства. Актуальным направлением становится развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье с детьми. Совершенствование существующих форм социального обслуживания, развитие новых социальных технологий будет способствовать укреплению социального статуса российской семьи.
Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов в реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей и семей с детьми.
В области действует ряд областных целевых программ, направленных на социальную поддержку населения, патриотическое воспитание граждан, развитие культуры, профилактику правонарушений, противодействие злоупотреблению наркотиками, привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризацию массового спорта, обеспечение молодых семей жильем. Их перечень приведен в Приложении N 4 к Программе.
В области выполнялись мероприятия областных целевых программ "Дети Новосибирской области" на период 2001-2003 гг. и 2004-2007 гг., выполнение которых позволило достигнуть положительных изменений и определенной стабильности положения детей в Новосибирской области. Например: снижение в сравнении с 2005 г. младенческой смертности (на 01.01.2006 г. - 9,1 промилле), детской смертности (0,9 промилле). Создана сеть учреждений, предоставляющих услуг детям и семьям с детьми, ликвидирована детская беспризорность, значительно уменьшилось количество безнадзорных детей, улучшилось социально-экономическое положение семей с детьми, увеличилось число семей, снятых с учета в органах социальной защиты населения.
Ежегодно уменьшается количество самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учреждений.
С 2004 года заметно увеличилось количество детей, проживающих в приемных семьях (2004 г. - 312 человек, 2006 - 691 человек), а количество приемных семей увеличилось со 128 в 2004 году до 345 семей в 2006 году. Кроме того, на 15% процентов увеличилось количество услуг семьям с детьми в учреждениях социального обслуживания населения. Продолжает развиваться надомное обслуживание детей-инвалидов, что позволяет увеличить число детей данной категории, охваченных реабилитационными услугами. Численность детей, охваченных всеми видами и формами организованного отдыха, оздоровления и занятости, ежегодно увеличивается и составляет по итогам 2006 года 335 тысяч детей, т.е. более половины детского населения области.
Областная целевая программа "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы является логическим продолжением предыдущих программ, существенным дополнением к действующим областным целевым программам, реализация мероприятий которых позволяет улучшить положение детей и семей с детьми в той или иной области.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших областных целевых программ, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Новосибирской области подтверждают необходимость и целесообразность продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
Новизна Программы состоит в следующем:
ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности;
осуществление принципа межведомственного и межсекторного партнерства;
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами.
3. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей Новосибирской области, поддержки и развития их духовно-нравственного потенциала.
Программа предусматривает решение следующих задач:
охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечение безопасного материнства;
совершенствование системы работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, в том числе выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры;
укрепление социально-экономического статуса семьи, предоставление семьям с детьми услуг, с учетом их востребованности, на основе современных технологий социальной работы;
разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства;
создание сети служб ранней междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям и детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психо-эмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью;
развитие социальной активности семей с детьми 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями и инвалидностью посредством активизации семейных ресурсов и создания в районах области центров ресурсной поддержки семей;
Абзац 6 раздела 3 утратил силу;
Абзац 7 раздела 3 утратил силу;
профилактика социального сиротства, формирование негативного общественного мнения в отношении семей, не занимающихся воспитанием детей, и родителей, отказывающихся от своих детей;
систематизация работы и объединение усилий межсекторного партнерства по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов);
постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы постинтернатной социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, обеспечение права выпускников детских интернатных учреждений на обучение профессиям, востребованным на рынке труда; обеспечение жильем. Развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы методического сопровождения и подготовки кадров, использование опыта регионов Российской Федерации по решению проблемы социального сиротства, развития на территории Новосибирской области системы ранней диагностики и междисциплинарной помощи детям от 0 до 3 лет с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью и их семьям.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Чужих детей не бывает".
Целевые индикаторы:
- младенческая смертность;
- материнская смертность;
- смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно);
- удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей;
- первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет;
- количество детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей;
- увеличение количества победителей межрегиональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий;
- увеличение количества снятых с учета в органах социальной защиты населения семей "группы риска" в связи с улучшением их социально-экономического положения, морально-психологического климата;
- уменьшение числа отказов от новорожденных детей;
- снижение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детского населения;
- удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (в общей численности детей, находящихся в социально опасном положении);
- удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи;
- доля детей и подростков, охваченных всеми видами отдыха, оздоровления и занятости.
Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачами указанной подпрограммы являются:
обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;
внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у детей;
охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;
пропаганда здорового образа жизни;
профилактика заболеваемости, инвалидности и смертности в детском и подростковом возрасте.
Цель подпрограммы "Одаренные дети" - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачами подпрограммы являются:
совершенствование системы работы с одаренными детьми, в том числе на основе инновационных технологий;
выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры.
Подпрограмма "Чужих детей не бывает" обеспечит комплексное решение проблем семей с детьми, социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целями подпрограммы "Чужих детей не бывает" являются защита, поддержка и улучшение положения семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; ранняя профилактика детской инвалидности, развитие системы услуг ранней диагностики и междисциплинарной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, психоэмоциональными расстройствами и установленной инвалидностью, и их родителям, для минимизации существующих отклонений и обеспечения оптимальных условий для развития, социализации и интеграции; развитие семейных форм устройства детей-сирот; эффективная организация отдыха, оздоровления и занятости детей.
В связи со спецификой проблем различных категорий детей, семей с детьми в рамках указанной подпрограммы предусмотрены такие направления, как "Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг", "Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами", "Дети-сироты", "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей".
Задачами направления "Укрепление духовно-нравственных основ семьи. Развитие системы социальных услуг" являются:
развитие новых технологий и форм социальной работы семей с детьми;
создание условий для разработки и практической реализации социально-значимых программ и проектов в сфере социального обслуживания семей с детьми;
духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних, повышение статуса семьи, укрепление семейных связей;
развитие социального партнерства с общественными организациями и пропаганда положительного опыта семейного воспитания через осуществление социально значимых мероприятий;
повышение профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьей и детьми, повышение качества предоставляемых ими социальных услуг.
В рамках направления "Профилактика семейного неблагополучия. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается решение следующих задач:
развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
защита прав и интересов детей;
разработка и внедрение набора инновационных услуг, обеспечивающих социальную защиту семьи и детства, раннюю профилактику семейного неблагополучия, предотвращение и преодоление социального сиротства;
систематизация работы и объединение усилий межсекторного партнерства по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов;
Абзац 49 раздела 3 утратил силу;
См. текст абзаца 49 раздела 3
обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
содействи
<< Назад |
Приложение >> N 2. Объемы финансирования по подпрограммам |
|
Содержание Постановление двадцать первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 20 марта 2008 г. N 49 "Об областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.