Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
8. В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства N 1355 Гохраном России и ФКУ "Пробирная палата России" осуществляются:
постоянный государственный надзор:
а) на производственных объектах аффинажных организаций (далее - аффинажные организации) - ФКУ "Пробирная палата России";
на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней (далее - организации в сфере ДК) - Гохраном России;
б) организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее соответственно - плановые проверки, внеплановые проверки, мероприятия по контролю, контрольные мероприятия).
9. Перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора (далее - перечень организаций) утвержден постановлением Правительства N 1356.
Правоприменительная практика законодательства при проведении постоянного государственного надзора Гохраном России
10. В перечень организаций, в отношении которых предусматривается осуществление Гохраном России постоянного государственного надзора включены следующие организации в сфере ДК:
акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество);
акционерное общество "Калининградский янтарный комбинат";
акционерное общество "Архангельское геологодобычное предприятие";
публичное акционерное общество "Севералмаз".
11. В 2017 году в рамках постоянного государственного надзора Гохраном России в отношении организаций в сфере ДК проведено 4 673 контрольных мероприятия, по результатам которых составлено 2 995 актов о результатах проведения мероприятий по контролю (далее - акты).
12. Из результатов обобщения и анализа составленных актов следует, что в большинстве случаев организациями в сфере ДК допускаются нарушения:
обязательных требований, установленных положениями пункта 4 постановления Правительства N 1137 и пункта 5 приказа Минфина N 141н, касающиеся несоответствия классификационного признака размерности отдельных алмазов;
обязательных требований, установленных положениями пунктов 6-8 приказа Минфина N 141н, касающиеся несоответствия представительности и размера контрольных партий по отношению к основным партиям экспортных массивов.
13. В целях предотвращения (минимизации) нарушения отмеченных обязательных требований организациями в сфере ДК, допустившими указанные нарушения, при участии Гохрана России готовятся предложения о внесении изменений в программный продукт, применяемый при комплектации экспортного массива необработанных природных алмазов в части проверки классификационного признака размерности по весовым группам на соответствие установленному интервалу масс.
14. По результатам мероприятий по контролю на основании положений пункта 5 части 7 статьи 26.1 Закона N 41-ФЗ Гохраном России должностным лицам организаций в сфере ДК выдано десять предписаний о прекращении нарушения обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, об осуществлении мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с такими нарушениями (далее - предписания), контроль за исполнением которых осуществлен в соответствии с пунктом 44 приказа Минфина N 112н.
15. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства N 1137 при осуществлении постоянного государственного надзора уполномоченными должностными лицами Гохрана России применялись контрольно-арбитражные и контрольные образцы для проверки и корректировки (далее - корректировка) данных, полученных по результатам сортировки и первичной классификации драгоценных камней в организациях в сфере ДК. Корректировка осуществляется непосредственно при проведении мероприятий по визуальному контролю предъявляемых партий драгоценных камней в отношении отдельных необработанных драгоценных камней и обусловлена особенностями зрительного восприятия экспертами организаций в сфере ДК необработанных драгоценных камней в различных временных периодах. В процессе проведения мероприятий по визуальному контролю скорректированы классификационные характеристики необработанных драгоценных камней, повлекшие изменение их прейскурантной стоимости на 1,6 млн. долларов США.
Профилактические мероприятия
16. В целях предупреждения в организациях в сфере ДК нарушений обязательных требований в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований в 2017 году, утвержденной первым заместителем руководителя Гохрана России 01.03.2017 (далее - программа профилактики), проведены следующие мероприятия:
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Гохрана России размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проведении постоянного государственного надзора;
встречи с представителями организаций в сфере ДК по вопросам соблюдения обязательных требований, в ходе которых давались пояснения по предмету постоянного государственного надзора, положениям нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих отбор контрольных партий природных алмазов.
О положительном эффекте примененной в 2017 году программы профилактики свидетельствует незначительное число выданных предписаний по отношению к количеству составленных актов по результатам проведения контрольных мероприятий: 10 и 2 995 соответственно.
Правоприменительная практика законодательства при осуществлении постоянного государственного надзора ФКУ "Пробирная палата России"
17. В перечень организаций, в отношении которых предусматривается осуществление ФКУ "Пробирная палата России" постоянного государственного надзора включены следующие аффинажные организации:
акционерное общество "Приокский завод цветных металлов" (далее - ПЗЦМ);
акционерное общество "Новосибирский аффинажный завод" (далее - НАЗ);
акционерное общество "Щелковский завод вторичных драгоценных металлов" (далее - ЩЗВДМ);
открытое акционерное общество "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" (далее - Красцветмет);
акционерное общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" (далее - ЕЗОЦМ);
закрытое акционерное общество "Кыштымский медеэлектролитный завод" (далее - КМЭЗ);
акционерное общество "Уралэлектромедь";
федеральное государственное унитарное предприятие "Московский завод по обработке специальных сплавов" (далее - МЗСС);
публичное акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ГМК "Норильский никель");
акционерное общество "Уральские Инновационные Технологии" (далее - Уралинтех).
18. При осуществлении постоянного государственного надзора проводится проверка соблюдения (выполнения) в аффинажных организациях требований и нормативов, перечисленных в пункте 7 постановления Правительства N 1356 и определенных постановлением Правительства N 972 и постановлением Правительства N 731, а также содержащихся в приказе Минфина N 231н.
19. В 2017 году в отношении аффинажных организаций должностными лицами территориальных подразделений ФКУ "Пробирная палата России" - Государственных инспекций пробирного надзора (далее - Госинспекции) проведено 112 мероприятий по контролю.
Выдано 3 предписания, составлено 2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.14 КоАП.
20. ФКУ "Пробирная палата России" выявлены следующие основные нарушения обязательных требований, допускаемые в аффинажных организациях:
несоблюдение нормативных показателей содержания драгоценных металлов в газовых выбросах, сливных растворах, отходах, содержащих драгоценные металлы, образующихся в процессе производства, норм расхода драгоценных металлов при производстве продукции (например, на предприятиях ПЗЦМ, КМЭЗ, ЕЗОЦМ);
отсутствие анализа причин отклонений фактических показателей расходования драгоценных металлов при проведении технологических операций от нормативных (МЗСС, ЕЗОЦМ);
определение потерь драгоценных металлов с газами расчетным методом, не применение раздельного нормирования потерь драгоценных металлов с газами и стоками (Уралинтех, ГМК "Норильский никель");
ненадлежащее оформление документов первичного учета (приемо-сдаточных документов, накладных, рабочих журналов по учету движения драгоценных металлов в структурных подразделениях аффинажных организаций) (например, ПЗЦМ, Уралэлектромедь, МЗСС, ЕЗОЦМ, НАЗ);
несоблюдение мер по обеспечению сохранности драгоценных металлов, которые выражаются в накоплении промпродуктов, не участвующих в технологическом процессе, на переделе переработки отходов производства (ПЗЦМ, Красцветмет, НАЗ);
ненадлежащий сбор отходов производства, содержащих драгоценные металлы (не проводится регенерации серебра с подвесных приспособлений и бракованных изделий), отсутствие учета драгоценных металлов в отходах (Уралэлектромедь);
отсутствие четкого разделения отходов на оборотные, возвращаемые в производство и кондиционные, отправляемые на переработку в сторонние организации (Красцветмет, Уралинтех);
не отражение количества драгоценных металлов в ломах от демонтажа оборудования при получении значений после округления паспортных данных меньше минимального учетного значения (Уралэлектромедь);
отсутствие учета драгоценных металлов в медных ломах, используемых в качестве медного коллектора (КМЭЗ);
расхождение в данных учета драгоценных металлов электронной базы аффинажной организации с данными первичной учетной документации (МЗСС);
не соблюдение требований по приему, опробованию и выдаче в производство сырья, содержащего драгоценные металлы, в части контроля содержания магнитных компонентов в поступающем минеральном сырье (НАЗ);
отсутствие учета драгоценных металлов, поступающих в составе стандартных сплавов в качестве примесей, по каждой технологической операции (Уралинтех).
Правоприменительная практика при организации и проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
21. При организации и проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральный государственный пробирный надзор осуществляется должностными лицами Госинспекций с соблюдением административных процедур, установленных приказом Минфина N 13н.
22. По состоянию на начало 2017 года в соответствии с постановлением Правительства N 1052 на специальном учете в Госинспекциях состояло 42 384 юридических лица и индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с производством, использованием и обращением драгоценных металлов в любом состоянии и виде, а также с использованием и обращением драгоценных камней (далее - объекты специального учета).
23. Проведение плановых проверок в отношении объектов специального учета осуществляется на основании ежегодных планов проведения плановых проверок, разрабатываемых и утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства N 489 (далее - ежегодный план).
24. Существенное влияние на формирование Министерством финансов Российской Федерации ежегодного плана на 2017 год, а также на организацию и непосредственное проведение Госинспекциями плановых проверок оказали следующие обстоятельства:
согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (размещен на сайте ФНС России по адресу: rmsp.nalog.ru) в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" 90% объектов специального учета отнесены к субъектам малого предпринимательства;
одновременно статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. установлен мораторий на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.
В этой связи из 204 проведенных проверок 111 проверок (или 60,3%) осуществлены в отношении воинские частей и воинских формирований, промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и медицинских учреждений, то есть юридических лиц, деятельность которых ограничена сферой использования драгоценных металлов и драгоценных камней и не связана непосредственно с их производством и обращением.
25. Всего в 2017 году Госинспекциями проведено 470 мероприятий по контролю, в том числе 177 выездных внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам ранее проведенных плановых проверок.
Руководителям и должностным лицам объектов специального учета Госинспекциями выдано 252 предписания, составлено 144 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.14 КоАП.
26. Проведенным обобщением и анализом практики на основе данных ФКУ "Пробирная палата России" установлены следующие типичные нарушения положений приказа Минфина N 231н:
в нарушение пункта 5 в не полном объеме осуществляется учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники (далее - технические материальные средства), материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней (далее - лом и отходы), а также в продукции из них (по результатам 293 проверок);
в нарушение пункта 28 не проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, во всех местах их хранения и использования (по результатам 156 проверок);
в нарушение пункта 38 по окончании инвентаризации не соблюдается порядок по надлежащему оформлению описей (актов) фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому материально ответственному лицу и их передаче в бухгалтерию для сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета (по результатам 124 проверок);
в нарушение пункта 41 не обеспечивается хранение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке (по результатам 10 проверок);
в нарушение пункта 46 отсутствуют весоизмерительные приборы в помещениях, в которых производится прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (по результатам 27 проверок);
в нарушение пункта 50 не представляются (или представляются в не полном объеме и недостоверные) первичные статистические данные о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по утвержденным формам федерального государственного статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (по результатам 275 проверок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.