Решение Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N АКПИ18-445
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
Председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Лесное" о признании недействующими абзаца четвертого пункта 1, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 475 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", установил:
Правительство Российской Федерации 21 мая 2014 г. издало постановление N 475 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее также - Постановление), согласно пункту 1 которого государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" осуществляется:
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иными уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и иными уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на осуществление регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора.
В соответствии с пунктом 2 Постановления реализация полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", предусмотренных пунктом 1 названного постановления, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а так же бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Лесное" (далее - ООО "Торговый дом "Лесное") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца четвертого пункта 1 (ошибочно назван абзацем третьим), пункта 2 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 5, 9, 10 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности.
Как указывает административный истец, органом регионального государственного ветеринарного надзора Санкт-Петербурга - Управлением ветеринарии Санкт-Петербурга издано распоряжение от 18 мая 2015 г. N 323 "О проведении плановой выездной проверки ООО "Торговый дом "Лесное", органом федерального государственного ветеринарного надзора - Управлением Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области издан приказ от 11 октября 2017 г. N 883-п "О проведении внеплановой, выездной проверки по государственному контролю (надзору) в отношении ООО "Торговый дом "Лесное". В данных актах указаны правовые основания проведения проверок и обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, перечисленные в Законе Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии", Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", технических регламентах Таможенного союза и других ветеринарных и санитарных правилах. На основании оспариваемых положений нормативного правового акта решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказано в удовлетворении требований ООО "Торговый дом "Лесное" об оспаривании приказа от 11 октября 2017 г. N 883-п, в связи с этим впоследствии мировым судьей судебного участка N 179 Санкт-Петербурга на организацию наложен административный штраф.
В суде представитель ООО "Торговый дом "Лесное" Якубов Ш.М. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика, поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (поручение от 27 апреля 2018 г. N АД-П11-2464).
Представители Правительства Российской Федерации Бондарь А.В., Федик Л.П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Торговый дом "Лесное" Якубова Ш.М., административного ответчика Правительства Российской Федерации Бондарь А.В., Федик Л.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии 9 октября 2013 г. N 68, предусматривает, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований данного технического регламента в отношении продуктов убоя и мясной продукции и связанных с ними процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
Во исполнение полномочий по определению уполномоченных органов Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", Правительство Российской Федерации издало оспариваемое Постановление.
Нормативный правовой акт размещен 26 мая 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), опубликован 2 июня 2014 г. в Собрании законодательства Российской Федерации N 22.
Закон Российской Федерации "О ветеринарии" к полномочиям Российской Федерации относит организацию и обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти в области ветеринарии (статья 3).
Система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" включает: федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы и организации; ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности и подведомственные им организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба; в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
Из содержания абзаца четвертого пункта 1 Постановления следует, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в рамках государственного ветеринарного надзора и уполномоченными на осуществление регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в рамках регионального государственного ветеринарного надзора.
Данные положения нормативного правового акта соответствуют пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", согласно которому государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 Постановления предусматривает реализацию федеральными органами исполнительной власти контрольно-надзорных функций в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Данная норма носит отсылочный характер и соответствует действующему законодательству. Региональные органы исполнительной власти в ней не упоминаются.
Так, согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Из содержания пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что финансирование регионального государственного контроля (надзора) осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии не является предметом правового регулирования оспариваемых положений нормативного правового акта. Абзац четвертый пункта 1, пункт 2 Постановления направлены на создание надлежащих условий для реализации целей и задач государственного ветеринарного надзора и не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца.
Что касается ссылок административного истца на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 февраля 2018 г., которым отказано в удовлетворении заявления ООО "Торговый дом "Лесное" об оспаривании действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по принятию решения и вынесению приказа от 11 октября 2017 г. N 883-п "О проведении внеплановой, выездной проверки по государственному контролю (надзору) в отношении ООО "Торговый дом "Лесное", то данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав и охраняемых законом интересов юридического лица и не лишает его права на обжалование судебного постановления в порядке, установленном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Лесное" о признании недействующими абзаца четвертого пункта 1, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г. N 475 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. N АКПИ18-445
Текст решения официально опубликован не был