I. Общие положения
Настоящий Регламент разработан в соответствии с пунктом 2 Межведомственного комплексного плана мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 годы, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и регулирует отношения, связанные с межведомственным взаимодействием, возникшим в целях организации получения обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) профессионально ориентированного образования, направленного на подготовку к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности; оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации для содействия их трудоустройству.
1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы
Профессиональная ориентация - проведение комплекса специальных мер по содействию человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Получение детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.
Поскольку семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека, работу с родителями детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в части обсуждения вопроса о родительских ожиданиях от будущего своего ребенка необходимо начинать с раннего возраста и не прекращать до момента успешного трудоустройства. Эту работу необходимо начинать уже в рамках оказания ранней помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидами и продолжать во время всего периода получения образования лицами с инвалидностью и ОВЗ.
Развитие трудовых навыков, привитие мотивации труда, ознакомление детей с профессиями начинаются уже в дошкольном возрасте и продолжаются в школе в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, содержание которых профессионально ориентировано и направлено в том числе на подготовку обучающегося к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
Также законодательством об образовании центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, регламентируется оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Таким образом, межведомственное взаимодействие, регулируемое настоящим регламентом, необходимо организовать, начиная с раннего возраста.
Основные направления профессиональной ориентации:
- профессиональная информация - ознакомление лиц с инвалидностью и ОВЗ с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация - оказание помощи лицу с инвалидностью и ОВЗ в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций лицу с инвалидностью и ОВЗ о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности лица с инвалидностью и ОВЗ к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Основные методы профессиональной ориентации:
- информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
- психологическое и медицинское консультирование;
- психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
- различные педагогические методы.
2. Правовая основа профессиональной ориентации
Основанием для организации профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ являются следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
- Конвенция N 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (заключена в г. Женева 23 июня 1975 г.);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (редакция от 29 декабря 2015 г.) "О занятости населения в Российской Федерации", статья 12 которого гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
- постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", частью 1 статьи 11 которой установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет;
- приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования", направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;
- приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности", устанавливающий перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 3 статьи 66, статья 42).
II. Система профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в Российской Федерации
2.1. Понятие системы профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ
Система профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в Российской Федерации - организованное межведомственное и внутриведомственное взаимодействие государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости граждан.
Для достижения целей профориентации субъекты системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации населения.
Деятельность системы профессиональной ориентации подчинена целям государственной политики в области профессиональной ориентации и направлена на организацию бесплатного профориентационного обслуживания лиц с инвалидностью и ОВЗ с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.
2.2. Участниками межведомственного взаимодействия являются:
2.2.1. региональные и муниципальные органы управления в сфере образования, их подведомственные организации;
2.2.2. региональные и муниципальные органы управления в сфере социальной защиты, труда и занятости населения, их подведомственные организации;
2.2.3. региональные и муниципальные органы управления в сфере здравоохранения, их подведомственные учреждения и организации.
Межведомственное взаимодействие осуществляется в следующих формах:
1) планирование и реализация мероприятий по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ;
2) обмен документами и информацией, используемой при реализации мероприятий по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе в электронной форме.
В целях осуществления согласованных действий, оказания помощи по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия, планирования совместной деятельности и обмена опытом создаются комиссии, советы и рабочие группы.
Участники межведомственного взаимодействия направляют для участия в работе указанных органов своих представителей.
Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме
Обмен информацией, необходимой для организации и координации межведомственного взаимодействия, между его участниками осуществляется с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства либо посредством направления запросов на адреса электронной почты.
Участники межведомственного взаимодействия обеспечивают конфиденциальность и безопасность персональных данных граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Организация и формы межведомственного взаимодействия в области профессиональной ориентации
В целях осуществления координации деятельности в области профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ субъекты Российской Федерации на своей территории могут создавать региональные центры по вопросам профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ; органы местного самоуправления имеют право на создание муниципальных центров профессиональной ориентации.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления деятельности по профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе создание и деятельность центров профессиональной ориентации лиц, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют количество и ведомственную принадлежность центров профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ, принимают и реализуют региональную программу (план мероприятий), предусматривающую перечень конкретных мероприятий в отношении системы организации и осуществления деятельности региона по профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в целом и каждого центра профессиональной ориентации в отдельности, включая разработку нормативной правовой базы, методическое и информационное сопровождение процесса совершенствования их деятельности, а также регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий на основе системы показателей и индикаторов.
Для координации работы регионов в области профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ, обеспечения информационного, консультационно-методического, научного сопровождения субъектов Российской Федерации в развитии региональных систем профессиональной ориентации, а также в целях осуществления профессиональной подготовки и повышения квалификации профконсультантов создан и функционирует федеральный учебно-методический центр профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ.
2.4. Виды деятельности, осуществляемые участниками межведомственного взаимодействия
Региональные и муниципальные центры профессиональной ориентации:
- формируют перечень услуг по профессиональному информированию, профконсультированию, психофизиологическому отбору, психологической поддержке лиц с ОВЗ и инвалидов и включают данный перечень в региональные программы сопровождения;
- разрабатывают региональные программы сопровождения профессионального образования и последующего трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов;
- разрабатывают рекомендации всем субъектам межведомственного взаимодействия по проведению профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их профессиональному образованию и трудоустройству;
- внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;
- организуют профессиональную ориентацию населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;
- проводят мониторинг деятельности по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству на соответствующей территории;
- осуществляют актуализацию и реализацию программ сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов на соответствующей территории;
- участвуют в формировании структуры квоты на адаптированные рабочие места;
- проводят анализ и прогноз состояния рынка труда субъекта Российской Федерации применительно к инвалидам и лицам с ОВЗ;
- координируют взаимодействие субъекта процесса профориентации и содействие его трудоустройству с бюро МСЭ.
По заказам организаций всех организационно-правовых форм, по заявкам работодателей могут проводить профессиональное консультирование обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, вести профессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность на основе договоров.
Службы занятости населения:
- осуществляют анализ вакансий на рынке труда на основании информации об открытых вакансиях, размещенных в открытом доступе на специализированных сайтах, а также посредством взаимодействия с региональными органами службы занятости населения;
- осуществляют анализ проблем трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- информируют и консультируют лиц с инвалидностью и ОВЗ, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;
- осуществляют профессиональное консультирование безработных лиц с инвалидностью и ОВЗ в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);
- осуществляют анализ сведений о заявленной работодателями потребности в работниках из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также перечня приоритетных профессий (специальностей), прогноз и выработку рекомендаций другим участникам межведомственного взаимодействия;
- осуществляют ведение базы данных вакансий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе маркированных) на рынке труда по направлениям подготовки.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости населения призваны способствовать эффективной занятости населения, формированию правовых, социально-психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.
Дошкольные образовательные организации в процессе реализации программ воспитания:
- осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
- проводят учебные занятия по изучению мира труда;
- развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
- формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Образовательные организации (общеобразовательные организации, отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам):
- обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций;
- проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
- формируют у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ общеобразовательных организаций сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося с учетом потребности региона в кадрах;
- привлекают обучающихся с инвалидностью и ОВЗ во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
- организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
- организуют дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
- используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для организации и проведения профориентационной работы.
Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования:
- проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии;
- формируют базы данных выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ; создают на основе базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования, созданных в рамках реализации Государственной программы "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297, Центры карьеры, задачами работы которых в части организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ являются:
- организация курсов повышения квалификации специалистов образовательных организаций, ответственных за профориентационную работу, специалистов медико-социальной экспертизы, служб занятости по ведению профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по программе переподготовки "Профориентолог";
- организация работ по вовлечению обучающихся образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства "Абилимпикс";
- введение подготовительных курсов для поступления инвалидов в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с целью расширения и индивидуализации процесса подбора профессий для социальной адаптации студента-инвалида в системе профессионального образования;
- учет достижений абитуриента, представленных в его портфолио, через механизм дополнительных баллов при поступлении в образовательные организации высшего образования;
- формирование базы данных презентационных материалов о профессии в доступной форме для инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологических групп;
- профориентационная работа с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательных организациях;
- профориентационная работа с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ, их родителями и законными представителями;
- профориентационная работа со студентами и выпускниками с инвалидностью и ОВЗ;
- построение профессиональной траектории и формирование профессиональной мотивации студентов младших курсов с инвалидностью и ОВЗ;
- организация практик и стажировок на предприятиях реального сектора экономики для студентов с инвалидностью и ОВЗ;
- содействие трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
- работа по информированию работодателей по вопросам трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- анализ условий допуска к профессиональной деятельности выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
- анализ проблем трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- анализ условий допуска к профессиональной деятельности выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
- проведение исследований в области профориентации и профадаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ, результаты которых в качестве методических рекомендаций будут направлены другим участникам межведомственного взаимодействия;
- разработка и реализация научно-образовательных программ с посещением предприятий - потенциальных работодателей, олимпиад, "Дней открытых дверей" с посещением кафедр, "Ярмарок вакансий" и бесед с потенциальными работодателями; работа с профильными школами; волонтерская работа в профильных школах силами студентов и преподавателей; летние практики, школы-лаборатории по направлениям подготовки; молодежные форумы и школы ("Школа лидерства"); научные конференции (в том числе международные); индивидуальные и групповые консультации потенциальных (прежде всего, из числа старшеклассников) и реальных абитуриентов; беседы и встречи с профессорско-преподавательским составом, выпускниками, ведущими специалистами по проблемам обучения.
Психологические службы в образовательных организациях, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:
- оказывают помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации;
- содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
- создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
- оказывают помощь педагогическим коллективам и родителям (законным представителям) обучающихся в разработке программ профессиональной ориентации.
Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:
- выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (обучающихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;
- проводят оздоровительные мероприятия, врачебно-профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;
- обеспечивают организацию мер профилактического характера по отношению к лицам с инвалидностью и ОВЗ, контроль за их выполнением;
- создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.
III. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации
Гарантированный минимум бесплатных профориентационных услуг включает в себя:
- предоставление профессиональной информации всем лицам с инвалидностью и ОВЗ, обратившимся за таковой, независимо от их места проживания, работы или учебы;
- проведение для учащихся с инвалидностью и ОВЗ общеобразовательных организаций групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
- оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи обучающимся с инвалидностью и ОВЗ общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, работающим лицам с инвалидностью и ОВЗ в первые три года трудовой деятельности.
Дополнительный перечень профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных условий и возможностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2018 г. N 07-3808 "Примерный регламент межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в сфере социальной защиты, в сфере труда и занятости населения, в сфере здравоохранения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в целях содействия их трудоустройству"
Текст документа опубликован в журнале "Администратор образования", август 2018 г., N 16
Минобрнауки России разработало примерный регламент межведомственного взаимодействия по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в целях содействия их трудоустройству. Письмом от 27.06.2018 N 07-3808 регламент направлен на согласование руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования