Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
1. Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие трудовых ресурсов
города Новосибирска" на 2010 - 2012 годы
(утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 27 ноября 2009 г. N 470)
2. Общие положения
Объектом регулирования ведомственной целевой программы "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска" на 2010 - 2012 годы (далее по тексту - Программа) являются трудовые ресурсы города.
Предметом регулирования Программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития трудовых ресурсов города.
Сфера действия Программы - формирование трудовых ресурсов города и организация работы по социально-трудовой адаптации подростков и молодежи на рынке труда.
Нормативная правовая база Программы:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".
3. Характеристика сферы действия Программы
В 2008 году ситуация в экономике города, в том числе и на рынке труда, характеризовалась устойчивым ростом основных макроэкономических показателей. В целом в 2008 году к уровню 2007 года:
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по чистым видам деятельности составил 27 %;
среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях увеличилась на 1,3 %;
численность работающих иностранных граждан увеличилась на 12423 человека и составила 34948 человек или 4,7 % от числа занятых в экономике, чему способствовало ужесточение штрафных санкций к работодателям, нелегально использующим иностранных работников, а также упрощение процедуры выдачи разрешения на работу;
среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 30 %.
В IV квартале 2008 года обозначилось снижение темпов роста основных экономических показателей, в том числе ухудшение ситуации с занятостью населения.
Зафиксирован резкий рост численности безработных граждан с 5003 человек на 01.10.2008 до 12861 человека на 01.09.2009 и снижение заявленной работодателями потребности в работниках с 33579 вакансий на начало 2008 года до 12262 вакансий на 01.09.2009. С января по сентябрь 2009 года о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников заявили 556 предприятий (на 5724 человека). Численность официально занятых в экономике города сократилась более чем на 40 тыс. человек. Возросла конкуренция на рынке труда. Если в декабре 2008 года коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) составлял 0,5, в августе 2009 года - 1,05.
На формирование трудовых ресурсов города и ситуацию на рынке труда оказывают влияние:
Демографические процессы.
Сокращается численность и удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста. В настоящее время 64,8 % населения находится в трудоспособном возрасте, 13,4 % - моложе и 21,7 % - старше этого возраста. Разрыв между этими категориями населения будет расти. За последние три года численность пенсионеров по старости увеличилась с 302 тыс. человек до 314 тыс. человек, а работающих пенсионеров по старости - с 100,9 тыс. человек до 113,2 тыс. человек. В последующие годы такая тенденция сохранится. Прогнозируемое сокращение численности подростков, вступающих в трудоспособный возраст, приведет:
к существенному уменьшению численности обучающихся в учреждениях профессионального образования;
к увеличению нагрузки на работающее население по "содержанию" пенсионеров.
Общим итогом действия негативных факторов на рынке труда может явиться уменьшение численности занятых в экономике с 732 тыс. человек в 2008 году до 717,9 тыс. человек к 2011 году.
Структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Более 60 % вакантных рабочих мест представлено рабочими профессиям, однако более 50 % безработных претендуют на рабочие места для служащих (таблица 3.1)
Таблица 3.1
Анализ вакантных рабочих мест по городу Новосибирску
Показатель |
На 01.10.2008 |
На 01.10.2009 |
||||
всего |
рабочие профессии |
служащие |
всего |
рабочие профессии |
служащие |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вакансии |
32277 |
24834 (77 %) |
7443 (23 %) |
12292 |
7535 (61,3 %) |
4757 (38,7 %) |
Безработные |
5003 |
2396 (47,9 %) |
2607 (52,1 %) |
12320 |
5137 (41,7 %) |
7183 (58,3 %) |
В структуре вакансий значительная доля рабочих мест предназначена для неквалифицированного труда.
Несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу является одной из причин невостребованности молодых специалистов на рынке труда.
При наличии постоянного спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального профессионального образования с большим трудом осуществляют набор на подготовку по массовым рабочим профессиям.
Сведения о наборе и выпуске учащихся учреждений образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования, приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Сведения о наборе и выпуске учащихся учреждений начального профессионального образования
(человек)
Наименование профессии |
Учебный год |
||||||||
2007/2008 год |
2008/2009 год |
2009/2010 год |
|||||||
план набора |
факт |
выпуск |
план набора |
факт |
выпуск |
план набора |
факт |
предполагаемый выпуск |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Токарь |
200 |
120 |
164 |
225 |
182 |
180 |
225 |
127 |
119 |
Фрезеровщик |
100 |
12 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
25 |
10 |
Слесарь- |
125 |
80 |
74 |
125 |
74 |
99 |
125 |
116 |
79 |
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) |
625 |
525 |
765 |
575 |
476 |
721 |
600 |
581 |
526 |
Мастер общестроительных работ |
150 |
78 |
183 |
125 |
79 |
185 |
175 |
131 |
73 |
Мастер столярно- плотничных работ |
150 |
69 |
189 |
125 |
95 |
106 |
175 |
118 |
69 |
Электромонтер |
150 |
87 |
138 |
225 |
204 |
102 |
175 |
43 |
87 |
Ежегодно до 30 % одиннадцатиклассников к последнему звонку не определились с выбором профессии. Из 10 наиболее престижных профессий 2 рабочие: повар и водитель. Из выпускников технических вузов только 28 % планирует работать на производстве. Учреждения системы среднего и высшего профессионального образования, ориентируясь на платежеспособный спрос населения, наращивают выпуск дипломированных специалистов общеотраслевых специальностей (экономист, финансист, бухгалтер, менеджер, юрист, психолог и т. д.) и сокращают подготовку по целому ряду профессий материального производства.
Более 60 % безработных специалистов со средним профессиональным образованием имеют специальности экономического и юридического профиля, около половины молодых специалистов трудоустраивается не по специальности, каждый третий безработный - моложе 30 лет.
В настоящее время формируется система заказа на количество и качество отдельных специалистов через Российскую торгово-промышленную палату.
Все вышеперечисленные проблемы обуславливают необходимость организации системной профориентационной работы с молодежью.
Непривлекательность значительной части рабочих мест для экономически активного населения.
Высокая доля рабочих мест с низкой оплатой труда, неудовлетворительными условиями труда, низкой квалификацией выполняемых работ оказывает дестимулирующее влияние на заинтересованность работников в повышении квалификации.
Несмотря на высокие темпы роста заработной платы в Новосибирской области, превышающие общероссийские в 2007 - 2008 годах, сохраняется отставание этого показателя от общероссийского уровня (даже с учетом районного коэффициента), остается существенной дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности и профессиям (в июле 2009 года максимальная и минимальная заработная плата по видам экономической деятельности различалась в четыре раза), сохраняются рабочие места с заработной платой ниже минимального потребительского бюджета, являющегося уровнем воспроизводственного потребления.
Отмечается рост количества рабочих мест с вредными и опасными для здоровья условиями труда. За период с 2004 по 2007 год доля работающих под воздействием вредных факторов (повышенный уровень шума, ультразвука, вибрации, загазованности, излучений и др.) выросла в добывающих, обрабатывающих производствах и на транспорте.
Значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики.
По оценкам Правительства Российской Федерации уровень нелегальной занятости в стране достигает 35 %. В городе Новосибирске количество таких работников оценивается экспертами в 130 - 150 тыс. человек. "Теневая занятость", "серые зарплаты" несут за собой серьезные негативные социально-экономические последствия:
массовые нарушения трудовых прав граждан;
сокращение объемов социальных гарантий, предоставляемых государством;
порождение у молодежи правового нигилизма.
Ситуация на рынке труда провоцирует рост проблем в области соблюдения трудовых прав работников. Количество обращений в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области увеличилось до 1348 человек в первом полугодии 2009 года (первое полугодие 2008 года - 735 человек). Основные проблемы - невыплата заработной платы, нарушения законодательства при увольнении. Задолженность по заработной плате выросла с 25,0 млн. рублей на конец 2008 года до 132,1 млн. рублей на 01.11.2009.
Решение обозначенных проблем требует принятия настоящей Программы.
4. Цель и задачи Программы
Цель Программы - формирование и развитие трудовых ресурсов города в условиях перехода экономики на инновационный путь развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
формирование системы мониторинга социально-трудовой сферы;
организация работы по профессиональной ориентации молодежи;
организация работы с детьми и молодежью по освоению инновационных технологий и разработке инновационных проектов в различных сферах деятельности;
развитие социального партнерства;
снижение напряженности на рынке труда.
Целевые индикаторы:
количество подростков, принявших участие во временной занятости;
количество школьников, получивших профориентационные услуги;
количество педагогов, прошедших обучение новым методикам профориентационной работы,
численность молодежи, зарегистрированной в качестве безработных;
количество школьников и молодежи, получивших навыки проектной деятельности;
количество коллективных договоров, прошедших регистрацию;
средняя заработная плата одного работающего;
уровень зарегистрированной безработицы к концу года.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 19 марта 2010 г. N 69 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Перечень программных мероприятий
Примечание: используемые сокращения:
КТ - комитет по труду мэрии города Новосибирска;
ДПИиП - департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска;
МЦТ - муниципальное учреждение "Молодежный центр труда";
ГЦПТ - муниципальное автономное учреждение "Городской центр проектного творчества";
ЦЗН - государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Центр занятости населения города Новосибирска" (по согласованию);
Союз работодателей - Новосибирский союз руководителей предприятий и работодателей (по согласованию);
МАРП - межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию).
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется ее разработчиком совместно с исполнителями основных мероприятий в соответствии с действующими нормативными актами.
Контроль за исполнением Программы и целевым расходованием бюджетных средств осуществляет заказчик Программы.
Исполнители мероприятий по реализации Программы:
планируют работы по реализации Программы;
проводят мероприятия в рамках Программы;
привлекают материально-технические, финансовые и иные ресурсы для реализации мероприятий Программы.
Координацию деятельности всех исполнителей Программы осуществляет заказчик Программы.
7. Эффективность реализации Программы
Программа носит социально значимый характер. Результат ее реализации окажет положительное влияние на различные стороны жизни города Новосибирска.
Ожидаемые результаты реализации Программы приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Ожидаемые результаты реализации Программы
N п. |
Эффект от реализации Программы |
Критерии оценки |
Прогноз по годам |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Увеличение количества педагогов и психологов в школах города, владеющих современными методиками профориентации |
Количество педагогов и психологов, прошедших обучение |
2010 год - 100 человек; 2011 год - 100 человек; 2012 год - 100 человек |
Количество школьников, получивших профориентационные услуги |
2010 год - 2500 человек; 2011 год - 2500 человек; 2012 год - 2500 человек |
||
2 |
Формирование трудовых навыков у подростков |
Количество подростков, принявших участие во временной занятости |
2010 год - 3470 человек; 2011 год - 3600 человек; 2012 год - 3600 человек |
3 |
Формирование компетенций проектной деятельности |
Количество школьников и молодежи, получивших навыки проектной деятельности |
2010 год - 1000 человек; 2011 год - 1350 человек; 2012 год - 1800 человек |
4 |
Развитие системы социального партнерства |
Количество коллективных договоров, прошедших регистрацию |
2010 год - 1300 договоров; 2011 год - 1310 договоров; 2012 год - 1315 договоров |
|
|
Средняя заработная плата одного работающего |
2010 год - 23,5 тыс. рублей; 2011 год - 25,5 тыс. рублей; 2012 год - 27,6 тыс. рублей |
5 |
Снижение напряженности на рынке труда |
Уровень зарегистрированной безработицы к концу года |
2010 год - 1,5 %; 2011 год - 1,4 %; 2012 год - 1,3 % |
Численность молодежи, зарегистрированной в качестве безработных |
2010 год - 12000 человек; 2011 год - 11100 человек; 2012 год - 10500 человек |
8. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется в объеме 290958,9 тыс. рублей, том числе:
за счет средств бюджета города - 17922,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 3961,0 тыс. рублей;
2011 год - 3961,0 тыс. рублей;
2012 год - 10000,0 тыс. рублей;
за счет привлеченных средств - 273036,9 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 90012,3 тыс. рублей;
2011 год - 90977,3 тыс. рублей;
2012 год - 92047,3 тыс. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Новосибирска от 27 ноября 2009 г. N 470 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.