Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
Регламенты
типовых исследований (порядок проведения измерений)
Д.1 Регламент определения величин напряжений и давлений.
Общие сведения.
Целями данного исследования являются:
- определение величин механических растягивающих и сжимающих напряжений в связных слоях дорожных одежд при приложении транспортной нагрузки;
- определение величин суммарного давления от транспортной нагрузки в несвязных слоях дорожных одежд, а также в грунте земляного полотна.
Дополнительно регистрируются данные о температурах конструктивных слоев дорожной одежды, влажности земляного полотна, температуре воздуха.
Регистрация механических напряжений осуществляется с использованием датчиков напряжений и давлений, закладываемых в конструкции на стадии строительства.
Регистрация температур конструктивных слоев дорожных одежд осуществляется по данным датчиков температуры, заложенных при / после строительства испытательных секций, температура воздуха регистрируется по данным дорожной метеорологической станции.
Влажность грунта земляного полотна определяется переносным датчиком влажности (нейтронный зонд) через точку доступа на каждой испытательной секции перед началом испытания, либо при помощи стационарных датчиков влажности.
Работы должны проводиться в сухую погоду.
Все работающие должны иметь оранжевые жилеты со световозвращающими элементами.
Расчетный автомобиль с заданной нагрузкой (если иного не предусмотрено, используется автомобиль с нагрузкой на заднюю ось 11,5 тонн) должен иметь давление в шинах соответствующее требованием технического паспорта.
Для обеспечения однородности результатов рекомендуется в течение всего испытательного цикла в качестве расчетного использовать один и тот же автомобиль.
Для снижения влияния пластических деформаций верхних слоев одежды на снимаемые результаты в жаркий период года испытания следует проводить в первой половине дня (до наступления жары).
Измерение параметров осуществляется 4-5 раз в год (если иное не предусмотрено условиями эксперимента) при следующих условиях:
Летом. При зафиксированных в наиболее жаркие часы в течение не менее 5 дней температурах покрытия 25-30 °С и 35-40 °С.
Осенью. При положительной температуре слоев покрытия и рабочего слоя земляного полотна и влажности грунта рабочего слоя > .
Зимой. При отрицательной температуре слоев покрытия и положительной температуре рабочего слоя земляного полотна.
Весной. При положительных температурах слоев дорожной одежды и максимальной влажности грунта рабочего слоя земляного полотна.
Для выявления данных периодов осуществляют непрерывный (ежедневный) мониторинг температурных режимов слоев дорожной одежды (по датчикам, заложенным в конструкции) и состояния погоды (по данным метеостанции), а также влажности грунта земляного полотна - 3 раза в неделю в переходные периоды.
Величины максимальных растягивающих напряжений и суммарных давлений регистрируются при проезде расчетного автомобиля на скоростях 30, 60 и 90 км/ч если иное не предусмотрено условиями эксперимента.
Требуемое оборудование.
Расчетный автомобиль, переносной измерительный комплекс с возможностью записи выходного сигнала с датчиков напряжений и давлений в динамическом режиме, датчики температуры и влажности, дорожная метеорологическая станция.
Порядок сбора информации.
1) Подключение переносного измерительного комплекса к выходному слоту/кабелю измерительного шкафа исследуемых секций.
2) Установка расчетного автомобиля на расстоянии, достаточном для обеспечения разгона до требуемой по условиям испытания скорости при прохождении над точкой установки датчика.
3) Проезд расчетного автомобиля с заданной скоростью по полосе наката испытательной секции. Проезд осуществляется по сигналу оператора переносного измерительного комплекса (подается в случае готовности к считыванию сигнала). При движении водитель должен стремиться к тому, чтобы колесо расчетного автомобиля прошло строго над тем местом, куда заложены датчики. Для этого возможно нанесение на покрытие краской линий, обеспечивающих зрительное ориентирование при движении.
4) Запись выходного сигнала датчика.
Операции (п.1-п.4) повторяются 4-6 раз. Из полученных в ходе серии испытаний результатов выбирают максимальное значение определяемой величины за окончательное.
5) Занесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению величин напряжений и давлений.
Д.2 Регламент определения величин остаточных деформаций.
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение величины необратимой деформации в каждом конструктивном слое дорожной одежды или в отдельных слоях.
Регистрация необратимых деформаций осуществляется с использованием датчиков остаточных деформаций (измерительные зонды, многослойный дефлектометр, датчик деформаций несвязных слоев и грунтов), закладываемых в процессе строительства / после окончания строительства на испытательных секциях.
Работы должны проводиться в сухую погоду в светлое время суток. Метеорологическая дальность видимости должна составлять не менее 450 м.
При проведении работ без закрытия движения на полигонах линейного типа ограждение мест производства работ осуществляется по схемам ОДМ 218.6.019-2016, как при проведении краткосрочных работ. Работы осуществляются с использованием автомобиля прикрытия, оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости".
Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками.
Периодичность замеров - 4 раза в год (если иное не предусмотрено условиями эксперимента).
Требуемое оборудование.
Автомобиль прикрытия, конусы дорожные, тахеометр с отражателем, считывающее устройство для используемого типа датчика.
Порядок сбора информации.
Для измерительных зондов.
1) Ограждение места проведения работ.
2) Установка тахеометра в рабочее положение за пределами проезжей части.
3) Установка отражателя тахеометра на поверхность зонда и снятие отсчета.
4) Выкручивание пробки зонда.
5) Подключение считывающего устройства к выходному кабелю зонда.
6) Запись показателей.
7) Внесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению величин остаточных деформаций.
Для многослойного дефлектометра / датчика деформаций несвязных слоев и грунтов.
1) Ограждение места проведения работ.
2) Подключение считывающего устройства к выходному кабелю многослойного дефлектометра / датчик деформаций несвязных слоев и грунтов.
3) Запись показателей.
4) Внесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению величин остаточных деформаций.
Д.3 Регламент определения обратимых деформаций.
Общие сведения.
Целью данного исследования является регистрация обратимых деформаций элементов (слоев) дорожных одежд. Полученные данные могут быть использованы для уточнения расчетных характеристик конструктивных слоев одежд.
Дополнительно регистрируются данные о температурах конструктивных слоев дорожной одежды, влажности земляного полотна, температуре воздуха.
Регистрация обратимых деформаций осуществляется с использованием датчиков обратимых перемещений (виброакселерометров, геофонов, измерительных зондов, многослойного дефлектометра), закладываемых в конструкции на стадии строительства, либо по окончании строительства.
Регистрация температур конструктивных слоев дорожных одежд осуществляется по данным датчиков температуры, заложенных при / после строительства испытательных секций, температура воздуха регистрируется по данным дорожной метеорологической станции.
Влажность грунта земляного полотна определяется переносным датчиком влажности через точку доступа на каждой испытательной секции перед началом испытания, либо при помощи стационарных датчиков влажности.
Работы должны проводиться в сухую погоду в светлое время суток. Метеорологическая дальность видимости должна составлять не менее 450 м.
Полигон должен быть закрыт для движения транзитного транспорта (для полигонов линейного типа). Все работающие должны иметь оранжевые жилеты со световозвращающими элементами.
При проведении работ без закрытия движения на полигонах линейного типа ограждение мест производства работ осуществляется по схемам ОДМ 218.6.019-2016, как при проведении краткосрочных работ. Работы осуществляются с использованием автомобиля прикрытия, оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости".
Для нагружения дорожных одежд на исследуемых секциях используют установки падающего груза (дефлектометры падающего груза) по ГОСТ 32729, моделирующие расчетное воздействие в точке закладки измерительного оборудования (датчики, зонды).
Для снижения влияния пластических деформаций верхних слоев одежды на снимаемые результаты в жаркий период года испытания следует проводить в первой половине дня (до наступления жары).
Измерение параметров осуществляется не менее 4 раз в год (если иное не предусмотрено условиями эксперимента) - по одному разу в каждый характерный период года.
Требуемое оборудование.
Автомобиль прикрытия, дефлектометр падающего груза (установка ударного нагружения) по ГОСТ 32729, переносной измерительный комплекс с возможностью записи выходного сигнала с датчиков деформаций (ускорений, скорости) / измерительных зондов, датчики температуры и влажности, дорожная метеорологическая станция.
Порядок сбора информации.
1) Ограждение мест производства работ.
2) Подключение переносного измерительного комплекса к выходному слоту/кабелю измерительного шкафа исследуемых секций.
3) Установка штампа установки динамического нагружения над точкой размещения измерительного оборудования (виброакселерометр, геофон, измерительный зонд, многослойный дефлектометр).
4) Динамическое нагружение конструкции расчетным воздействием.
5) Запись выходного сигнала датчиков. Измерение повторяют не менее 3 раз.
6) Занесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению величин обратимых деформаций.
Д.4 Регламент определения влажности грунта земляного полотна.
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение процентного содержания влаги в грунте рабочего слоя земляного полотна.
Регистрация влажности осуществляется с использованием переносного датчика влажности через точки доступа или при помощи датчиков, заложенных в испытательные секции при строительстве.
Еще до начала строительства должны быть выполнены работы по калибровке датчиков влажности для используемых видов грунтов, нейтронного зонда - для используемых грунтов и выбранного диаметра трубок доступа.
Работы по измерению влажности должны проводиться в сухую погоду в светлое время суток. Метеорологическая дальность видимости должна составлять не менее 450 м.
Ограждение мест производства работ осуществляется по схемам ОДМ 218.6.019-2016, как при проведении краткосрочных работ. Работы осуществляются с использованием автомобиля прикрытия, оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости".
Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками.
Периодичность замеров:
- в холодный период года - 1 раз в месяц;
- в теплый период года - 3 раза в месяц;
- в переходные периоды года - 2-3 раза в неделю.
Рекомендуется совмещать определение влажности грунта земляного полотна с работами по оценке напряженно-деформированного состояния дорожных конструкций (механические напряжения, давления, амплитудно-частотные характеристики, остаточные деформации).
Требуемое оборудование.
Автомобиль прикрытия, конусы дорожные, датчик влажности / нейтронный зонд.
Порядок сбора информации.
При использовании нейтронного зонда
1) Ограждение места производства работ.
2) Извлечение пробки из трубки доступа.
3) Размещение нейтронного зонда внутри трубки доступа на уровне грунта рабочего слоя земляного полотна.
4) Чтение и запись выходного сигнала в журнал производства работ по определению влажности грунта земляного полотна.
Внимание!
Использование нейтронного зонда может быть опасно из-за ядерного источника излучения. Хранение и обращение с оборудованием должно осуществляться в соответствии с правилами и инструкциями для приборов подобного рода.
При использовании датчиков влажности (TDR), заложенных в грунт на стадии строительства, регистрация показаний осуществляется в автоматическом режиме, либо при подключении устройства считывания информации к выходному слоту датчика в пункте сбора информации.
Д.5 Регламент определения температуры конструктивных слоев дорожной одежды.
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение температуры материала каждого конструктивного слоя дорожных одежд.
Регистрация температуры осуществляется автоматически датчиками температуры, закладываемыми в конструктивные слои дорожных одежд испытательных секций при строительстве. Считывание данных с цифрового носителя осуществляется оператором.
Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками. Ограждения мест производства работ не требуется, так как считывание данных не предполагает выход оператора на проезжую часть.
Периодичность сбора данных - 1 раз в час. Осуществляется автоматически с записью в память прибора или передачей на сервер хранения информации по предусмотренным каналам связи!
Рекомендуемая периодичность считывания данных при записи в память прибора - не реже 1 раза в месяц.
Возможно совмещение работ с другими измерениями.
Требуемое оборудование.
Ноутбук с программным комплексом, позволяющим считывать и сохранять данные из запоминающего устройства группы датчиков температуры.
Порядок сбора информации.
1) Подключение ноутбука к запоминающему устройству группы датчиков.
2) Считывание информации с запоминающего устройства группы датчиков.
Д.6 Регламент определения продольной ровности покрытия.
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение величины международного индекса ровности (IRI).
Расчет международного индекса ровности осуществляется в программных комплексах типа ProVAL по фактическим отметкам микропрофиля покрытия полученного профилометрической установкой по ГОСТ 33101 или с использованием геодезического инструмента.
Шаг записи отметок микропрофиля - 0,125 м. При использовании геодезического инструмента допускается увеличивать шаг снятия отметок до 0,25 м.
Показатель IRI определяется для каждой испытательной секции на 100 м отведенных под оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Не допускается для оценки продольной ровности использование участков, отведенных под закладку датчиков и отбор кернов.
Показатель IRI определяется для каждой полосы наката.
Запись микропрофиля должна быть обеспечена в любых погодных условиях кроме тех, что влияют на безопасность движения лаборатории (профилометрической установки) и достоверность получаемых результатов.
Профилометрическая установка должна обеспечивать возможность проведения записи микропрофиля с требуемой точностью на скоростях от 30 км/час (для полигонов линейного типа без закрытия полигона для движения транспорта).
Состояние дорожного покрытия испытательных секций полигона должно обеспечивать возможность движения дорожной лаборатории с профилометрической установкой со скоростью от 30 км/час.
Для получения достоверных результатов поверхность дорожного покрытия должна быть чистой.
При проведении измерений для обеспечения безопасности дорожная лаборатория должна быть оборудована специальными знаками (4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости") и сигнальными устройствами (проблесковый маячок и т.п.) по схемам ОДМ 218.6.019-2016, информирующими других участников дорожного движения о проведении измерительных работ на дороге.
При проведении измерений по определению ровности с использованием профилометрической установки следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации данной установки. Минимальное число проездов по каждой полосе наката - 2 проезда. Для улучшения статистической точности определения показателей ровности следует увеличивать количество проездов. Большее число повторных проездов по участку позволяет снизить влияние случайных факторов на показатели ровности.
Периодичность проведения измерений - 2 раза в год (если иное не предусмотрено условиями эксперимента).
Требуемое оборудование.
Дорожная лаборатория с профилометрической установкой. Геодезический инструмент
Порядок сбора информации.
1) Проезд дорожной лаборатории с профилометрической установкой по полигону на требуемой скорости / Снятие отметок микропрофиля с использованием геодезического инструмента. Запись микропрофиля осуществляется на участках испытательных секций, отведенных под оценку транспортно-эксплуатационного состояния. Определение длины участка измерений должно выполняться с точностью не хуже 0,1%. Привязка начала и конца участка измерений должна осуществляться по намеченным краской линиям.
2) Внесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению продольной ровности.
Д.7 Регламент определения поперечной ровности покрытия
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение глубины колеи. Расчет глубины колеи осуществляется по фактическим данным, полученным ультразвуковыми или лазерными приборами для оценки колейности (профилометр) или с использованием ручного инструмента (трехметровой дорожной рейки).
Шаг определения глубины колеи - не реже 2 м.
Показатель поперечной ровности определяется для каждой испытательной секции на участках, отведенных под оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Не допускается для оценки поперечной ровности использование участков, отведенных под закладку датчиков и отбор кернов.
Колейность определяется для каждой полосы наката.
Сбор данных ручным способом должен осуществляться в сухую погоду при обеспеченной видимости.
Профилометр должен обеспечивать возможность проведения измерений с требуемой точностью на скоростях от 30 км/час.
Состояние дорожного покрытия испытательных секций полигона должно обеспечивать возможность движения дорожной лаборатории с профилометром со скоростью от 30 км/час (для полигонов линейного типа без закрытия его для движения транспорта). При проведении измерений следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации данной установки.
Для получения достоверных результатов поверхность дорожного покрытия должна быть чистой.
При проведении измерений для обеспечения безопасности дорожная лаборатория должна быть оборудована специальными знаками (4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости") и сигнальными устройствами (проблесковый маячок и т.п.) по схемам ОДМ 218.6.019-2016, информирующими других участников дорожного движения о проведении измерительных работ на дороге.
Оценку продольной ровности ручным способом рекомендуется проводить в период закрытия полигона для движения транзитного транспорта (для полигонов линейного типа). В противном случае при проведении измерений с использованием дорожной рейки места производства работ ограждают согласно схемам проведения краткосрочных работ согласно ОДМ 218.6.019-2016. Работы осуществляются с использованием автомобиля прикрытия, оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости".
Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками. Периодичность проведения измерений, если иное не предусмотрено условиями эксперимента - 2 раза в год: весной (после наступления теплой сухой погоды) и осенью (до начала интенсивного выпадения осадков и холодов).
Требуемое оборудование.
Для автоматизированного метода: автомобиль прикрытия, дорожная лаборатория с профилометрической установкой.
Для ручного метода: автомобиль прикрытия, 3-метровая рейка, измерительный щуп (клиновой промерник), конусы дорожные.
Порядок сбора информации.
Автоматизированный метод:
1) Проезд дорожной лаборатории с профилометром по полигону на требуемой скорости. Запись данных о поперечной ровности осуществляется на участках испытательных секций, отведенных под оценку транспортно-эксплуатационного состояния. Определение длины участка измерений должно выполняться с точностью не хуже 0,1%. Привязка начала и конца участка измерений должна осуществляться по намеченным краской линиям.
2) Внесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению поперечной ровности.
Ручной метод:
1) Установка трехметровой рейки на дорожное покрытие в направлении, перпендикулярном к оси автомобильной дороги таким образом, чтобы она перекрывала измеряемую колею на обеих полосах наката. При невозможности одновременно перекрыть трехметровой рейкой келейность на обеих полосах наката, перемещают рейку в направлении, перпендикулярном к оси автомобильной дороги и проводят измерение на каждой полосе наката в пределах измеряемой полосы движения отдельно.
2) Измерение клиновым промерником или металлической линейкой максимального просвета под трехметровой рейкой с точностью до 1 мм.
3) Внесение сведений об измерении в журнал производства работ по определению поперечной ровности.
Обработка результатов в соответствии с ГОСТ 32825.
Д.8 Регламент определения коэффициента сцепления колеса с покрытием
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение величины коэффициента сцепления колеса автомобиля с покрытием.
Коэффициент сцепления измеряют путем регистрации усилий, возникающих при затормаживании колеса прицепа ПКРС до его полной блокировки на искусственно увлажненном покрытии или с использованием портативного прибора ударного действия типа ППК-МАДИ-ВНИИБД. Допускается использовать портативные приборы и динамометрические тележки других модификаций при проведении предварительных сопоставительных испытаний с приборами ПКРС и ППК-МАДИ-ВНИИБД и получении корреляционных зависимостей.
Коэффициент сцепления определяется для каждой испытательной секции на участке, отведенном под оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Не допускается для оценки сцепных свойств покрытий использование участков, отведенных под закладку датчиков и отбор кернов.
Количество измерений на каждой полосе испытательной секции - не менее 3 (для приборов типа ПКРС) и не менее 5 раз (для приборов типа ППК-МАДИ-ВНИИБД). Измерения следует проводить по левой полосе наката.
При проведении измерений для обеспечения безопасности дорожная лаборатория должна быть оборудована специальными знаками (4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости") и сигнальными устройствами (проблесковый маячок и т.п.) по схемам ОДМ 218.6.019-2016, информирующими других участников дорожного движения о проведении измерительных работ на дороге.
Оценку сцепления портативным прибором рекомендуется проводить в период закрытия полигона для движения транзитного транспорта (для полигонов линейного типа). Если это невозможно, то при проведении измерений места производства работ ограждают согласно схемам, рекомендованным к использованию при проведении краткосрочных работ по ОДМ 218.6.019-2016. Работы осуществляются с использованием автомобиля прикрытия, оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости". Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками.
Поверхность автомобильной дороги перед измерением должна быть сухой. Не допускается проведение измерений во время дождя или тумана. Периодичность проведения измерений, если иное не предусмотрено условиями эксперимента - 2 раза в год при температуре воздуха от 5 до 40 °С.
Требуемое оборудование.
Установка ПКРС или ППК-МАДИ-ВНИИБД, или портативный прибор и динамометрические тележки других модификаций (при проведении предварительных сопоставительных испытаний с приборами ПКРС и ППК-МАДИ-ВНИИБД и получении корреляционных зависимостей).
Порядок сбора информации.
Установкой ПКРС
1) Измерение температуры воздуха и дорожного покрытия.
2) Проезд дорожной лаборатории с прицепом ПКРС по полигону на скорости 602 км/ч.
3) Увлажнение поверхности покрытия перед измерительным колесом через систему увлажнения. При проведении испытания увлажнение поверхности дороги следует начинать не позже чем за 0,5-1,0 с до начала торможения испытательного колеса. Условия увлажнения покрытия при проведении измерения в соответствии с ГОСТ 33078.
4) Блокирование измерительного колеса прицепа ПКРС.
5) Проведение серии измерений силы сцепления с момента блокировки колеса с шагом не менее 0,2 с в интервале времени не менее 1,0 с, но не более 3,0 с.
6) Отключение блокирования колеса и подачи воды.
7) Внесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению коэффициента сцепления.
Обработка результатов измерений в соответствии с ГОСТ 33078.
Сведения о величинах температуры воздуха и дорожного покрытия могут быть получены с использованием дорожной метеорологической станции и датчиков температуры в конструктивных слоях дорожной одежды.
Прибором ППК-МАДИ-ВНИИБД
1) Измерение температуры воздуха и дорожного покрытия.
2) Установка прибора в точке измерения коэффициента сцепления.
3) Фиксация груза в верхнем положении.
4) Установка измерительного кольца в верхнее положение.
5) Увлажнение дорожного покрытия в зоне непосредственно перед имитаторами и в направлении их движения. Ширина увлажняемой зоны должна быть не менее 15 см, длина - не менее 25 см. Для увлажнения этой зоны необходимо вылить не менее 200-250 см3 воды.
6) Сброс груза путем нажатия на кнопку сброса груза. Разрыв во времени между увлажнением и сбросом груза не должен превышать 3 с.
7) Регистрация значения измеренного коэффициента сцепления по положению измерительного кольца на шкале прибора.
8) Внесение сведений об испытании в журнал производства работ по определению коэффициента сцепления.
Обработка результатов измерений в соответствии с ГОСТ 33078.
Д.9 Регламент определения шероховатости покрытия
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение глубины впадин макрошероховатости.
Расчет глубины впадин макрошероховатости осуществляется по данным испытания методом "песчаного пятна". Шероховатость оценивается для каждой испытательной секции на 100 м отведенных под оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Не допускается для оценки шероховатости использование участков, отведенных под закладку датчиков и отбор кернов.
Показатель глубина впадин макрошероховатости определяется для дорожных конструкций, имеющих разные верхние или дополнительные слои покрытий. В этом случае для ежегодных замеров выбирается секция, наиболее благоприятная для соблюдения всех условий методики проведения измерений.
Работы выполняются в теплую сухую погоду. Для получения достоверных результатов поверхность дорожного покрытия должна быть чистой.
Работы следует проводить в период закрытия полигона для движения транзитного транспорта (для полигонов линейного типа). При проведении измерений без закрытия полигона работы выполняют с использованием автомобиля прикрытия, оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости" согласно ОДМ 218.6.019-2016. Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками.
Число измерений на каждой испытательной секции определяется глубиной неровностей макрошероховатости и составляет: при глубине до 2 мм - 6 измерений, при 2,1-3 мм - 12 измерений, при глубине более 3 мм - 20 измерений.
Периодичность проведения измерений - 1 раз в год.
Требуемое оборудование.
По ГОСТ 33147: Штамп для распределения песка, мерная емкость, мерная линейка длиной не менее 30 см, щетка, природный песок (размер зерен от 0,14 до 0,315 мм) в воздушно-сухом состоянии.
Порядок проведения измерений.
1) Очистка покрытия от пыли и грязи при помощи щетки.
2) Россыпь песка известного объема.
3) Распределение песка штампом круговыми движениями в виде круга по рабочей поверхности плиты. Необходимо добиваться заполнения впадин шероховатой поверхности до плотного касания основанием штампа выступов шероховатой поверхности. В том случае, если принятого объема мерной пробы песка недостаточно для заполнения впадин шероховатой поверхности, объем мерной пробы увеличивают.
4) Измерение при помощи линейки диаметра песчаного пятна - не менее четырех значений в разных направлениях.
5) Внесение сведений журнал производства работ по определению шероховатости.
Обработка результатов согласно ГОСТ 33147.
Д.10 Регламент определения прочности дорожной одежды
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение несущей способности дорожной конструкции, общего модуля упругости дорожной одежды, модулей упругости конструктивных слоев расчетным методом.
Оценка прочности конструкций осуществляется на основе анализа данных регистрации чаш динамических прогибов полученных установками динамического нагружения с жестким штампом или общего модуля упругости, полученного при нагружении конструкции расчетным автомобилем (гибкий штамп) с регистрацией прогиба длиннобазовым рычажным прогибомером.
Прочность оценивается для каждой испытательной секции на участке, отведенном под оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Не допускается для оценки прочности использование участков, отведенных под закладку датчиков и отбор кернов. Прочность определяется для всех испытательных секций дорожного полигона по внешней полосе наката.
Поверхность дорожного покрытия должна быть чистой. Работы следует проводить в период закрытия полигона для движения транзитного транспорта (для полигонов линейного типа). При проведении измерений без закрытия полигона работы выполняют с использованием автомобиля прикрытия (для метода статического нагружения расчетным автомобилем), оборудованного проблесковым маяком оранжевого цвета и установленными на задней части знаками 4.2.1-3 "Объезд препятствия", 1.25 "Дорожные работы" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости" по схемам ОДМ 218.6.019-2016. Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками.
Периодичность проведения измерений - 2 раза в год (если иное не предусмотрено условиями эксперимента). Измерения проводят при температуре окружающего воздуха выше 0 °С.
Температура слоев дорожного покрытия при проведении измерений должна быть в пределах от 5 °С до 40 °С.
Не допускается проведение измерений при наличии каких-либо загрязнений, повреждений и локальных деформаций дорожного покрытия, приводящих к неполному контакту поверхности нагрузочной плиты с поверхностью дорожного покрытия и колейности на покрытии более 10 мм.
Число точек измерения (контрольных) на каждой испытательной секции - не менее 12.
До начала проведения измерений на покрытие каждой испытательной секции должны быть нанесены краской контрольные точки для установки приборов оценки прочности. Ежегодно маркировка должна возобновляться.
Требуемое оборудование.
Установки по ГОСТ 32729: динамического нагружения с жестким штампом с комплектом из 7 и более датчиков измерителей прогиба дорожной одежды, статического нагружения с гибким штампом.
Порядок проведения измерений.
Метод динамического нагружения:
1) Транспортирование установки динамического нагружения с жестким штампом и размещение над контрольной точкой. Место испытаний должно быть освобождено от камней и мусора для обеспечения правильного размещения штампа.
2) Установка штампа и датчиков на поверхность покрытия. Необходимо убедиться, что поверхность штампа нагружения находится в полном контакте с поверхностью дорожной конструкции.
3) Настройка оборудования на требуемую нагрузку согласно ГОСТ 32729.
4) Подъем груза на требуемую высоту и сбрасывание на штамп нагружения. На каждой точке необходимо выполнить не менее трех циклов ударного нагружения: один калибровочный и два измерительных удара. Максимальная погрешность между измерениями не должна превышать 5 % по каждому из установленных датчиков, или разность между измерениями по каждому датчику должна быть не более 2 мкм. При расхождении значений повторяют измерение со смещением штампа на расстояние не менее 2 м.
5) Запись результатов измерений на электронный носитель.
При проведении замеров определяют температуру слоев покрытия и воздуха. Для этого удобно использовать датчики температуры, заложенные в конструктивные слои и дорожную метеорологическую станцию.
Обработка результатов измерений по ГОСТ 32729, ОДМ 218.2.024-2012 [5].
Метод статического нагружения:
1) Установка автомобиля с расчетной нагрузкой на ось на проезжей части таким образом, чтобы точка измерения (помечена маркером) находилась между задним спаренным колесом автомобиля.
2) Установка прогибомера так, чтобы щуп с подпятником разместился строго между скатами сдвоенного колеса гружёного автомобиля точно под центром задней оси.
3) Установка клиновидной опорной подкладки на покрытие так, чтобы ее наклонная поверхность вошла в контакт с концом измерительного стержня индикатора часового типа.
4) Выдержка автомобиля на точке измерения до тех пор, пока отсчёт по индикатору l0 не будет изменяться за 10 с более чем на 0,005 мм, и запись его в журнал измерений.
5) Перемещение автомобиля вперед на расстояние не менее 5 м.
6) Выдержка до тех пор, пока отсчет по индикатору I1 после отъезда автомобиля с точки измерения в течение 10 с не будет изменяться более чем на 0,005 мм, запись его в журнал измерений. Удвоенная разность отсчетов по индикатору до и после съезда автомобиля соответствует упругому прогибу дорожной одежды в данной точке.
7) Внесение сведений журнал производства работ по определению упругого прогиба.
Обработка результатов измерений по ГОСТ 32729, ОДН 218.1.052-2002 [4].
При проведении измерений следует оценивать влажность грунта земляного полотна с использованием датчиков влажности / путем отбора проб.
Д.11 Регламент составления карты разрушений
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение геометрических параметров дефектов дорожной конструкции сопровождающихся потерей массы и сплошности с составлением карты разрушений.
Составление карты разрушений осуществляется на основе визуальной и инструментальной оценки состояния покрытия по ГОСТ 32825 с использованием возможностей видео- или фотолабораторий или без них.
Карта разрушений составляется для каждой испытательной секции на участках, отведенных под оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Не допускается использование участков, отведенных под закладку датчиков и отбор кернов.
Поверхность дорожного покрытия должна быть чистой. Работы следует проводить в период закрытия полигона для движения транзитного транспорта (для полигонов линейного типа). Все работающие должны иметь ярко-оранжевые жилеты со световозвращающими вставками.
Периодичность проведения измерений, если иное не предусмотрено условиями эксперимента - 2 раза в год: весной с наступлением теплой сухой погоды и осень до начала интенсивного выпадения осадков. Дополнительно определяются параметры дефектов при их ремонте, если ранее они не были внесены в карту.
Каждое разрушение отмечают в карте и на покрытии (слабо различимые) собственным цветом:
узкие трещины (до 5 мм) - зеленый;
средние трещины (5-10 мм) - синий;
широкие трещины (10-30 мм) - оранжевый;
очень широкие (более 30 мм) - красный;
выбоина - фиолетовый.
Требуемое оборудование.
Видео- / фотолаборатория, дорожное колесо, рулетка, дорожная рейка.
Порядок проведения измерений.
1) Разметка на покрытии слабо различимых дефектов (узкие и средние трещины) краской либо мелом.
2) Фото- / видеосъемка при движении лаборатории с привязкой иллюстрационного материала к датчику пройденного пути, либо измерение параметров дефектов с использованием дорожного колеса, рулетки или дорожной рейки по ГОСТ 32825 с определением местоположения.
3) Внесение данных о разрушениях в полевой журнал при измерении вручную.
Д.12 Регламент измерения параметров погоды
Общие сведения.
Целью данного исследования является регистрация погодных явлений в районе расположения испытательного полигона. Основные определяемые параметры: температура воздуха, атмосферное давление, относительная влажность воздуха, точка россы, облачность, направление и скорость ветра, а также количество и тип выпадающих осадков.
Периодичность сбора данных о температуре воздуха - не реже 1 раза в час, атмосферного давления и относительной влажности воздуха - не реже 2 раз в сутки.
Сведения фиксируются в автоматическом режиме дорожной метеорологической станцией на протяжении всего срока эксплуатации полигона.
Требуемое оборудование.
Дорожная метеорологическая станция.
Порядок проведения измерений.
Сведения фиксируются в автоматическом режиме.
Д.13 Регламент измерений параметров транспортного потока
Общие сведения.
Целью данного исследования является учет движения транспортных средств, проходящих по полигону. Основные параметры, подлежащие фиксированию: интенсивность и состав транспортного потока, общий вес автомобиля, а также величина нагрузки приходящейся на колесо / ось, скорости транспортных средств.
Сведения фиксируются в автоматическом режиме системой мониторинга дорожного движения.
Для возможности расчета зависимостей транспортно-эксплуатационного состояния покрытий от числа приложения автомобильной нагрузки каждый раз при изменении режимов движения по полигону (открытие и закрытие движения) сведения об этом заносятся в систему хранения данных (для полигонов линейного типа). На полигонах замкнутого типа возможно использование систем автоматического контроля, обеспечивающих регистрацию только интенсивности движения.
Требуемое оборудование.
Система мониторинга дорожного движения.
Порядок проведения измерений.
Сведения по учету движения транспортных средств фиксируются в автоматическом режиме.
Д.14 Регламенты типового исследования (порядок проведения измерений при испытании мостовых сооружений и элементов).
Общие сведения.
Целью данного исследования является определение величин растягивающих напряжений, деформаций и разрушений в результате воздействия циклической динамической нагрузки.
Регистрация напряжений и деформаций осуществляется в критических точках элементов конструкций (расчетные точки максимальных напряжений / деформаций) согласно расчетным схемам с использованием тензометрических датчиков (датчиков напряжений) и виброакселерометров соответственно. Регистрация разрушений осуществляется визуально, геометрические параметры разрушений измеряются наиболее подходящими средствами измерений (линейка, штангенциркуль и т.п.).
При испытании готовых сооружений движение любого транспорта по мостовому сооружению (за исключением участвующего в эксперименте) в момент проведения измерений запрещено.
Датчики напряжений и деформаций должны быть надежно закреплены в контролируемой точке.
Периодичность проведения измерений для готовых сооружений, если иное не предусмотрено условиями эксперимента - 2 раза в год: зимой (при отрицательных температурах) и летом (при высоких положительных температурах).
Требуемое оборудование.
Для готовых мостовых сооружений: расчетный автомобиль.
Для элементов мостовых сооружений: установка для ускоренных испытаний элементов мостовых сооружений.
Порядок сбора информации.
Динамические испытания готовых мостовых сооружений
1) Подключение переносного измерительного комплекса к выходным кабелям измерительного оборудования.
2) Установка расчетного автомобиля на расстоянии, достаточном для обеспечения разгона до требуемой по условиям испытания скорости при прохождении по мостовому сооружению.
3) Проезд расчетного автомобиля с заданной скоростью по полосе движения, обеспечивающей возникновение максимальных напряжений и деформаций в критических точках (точках установки датчиков). Проезд осуществляется по сигналу оператора переносного измерительного комплекса (подается в случае готовности к считыванию сигнала). Если иное не предусмотрено условиями эксперимента при первом проезде скорость расчетного автомобиля должна составлять 5 км/час.
4) Запись выходного сигнала с датчиков.
Операции (п.1-п.4) повторяются с увеличением на 5 км/час скорости каждого последующего прохода до максимально разрешенной на участке скорости.
5) Занесение сведений об испытании в журнал производства работ по испытанию мостовых сооружений.
Динамические испытания элементов мостовых сооружений.
1) Установка элемента мостового сооружения в машину для ускоренных испытаний. Схема размещения опор элемента сооружения и место приложения нагрузки должны соответствовать расчетной схеме работы элемента мостового сооружения.
2) Установка измерительного оборудования (датчиков деформаций и напряжений) в критических точках. Подключение измерительного комплекса к выходным кабелям измерительного оборудования.
3) Динамическое воздействие рабочего органа испытательной машины на элемент мостового сооружения. Частота приложения расчетного воздействия на элемент мостового сооружения, если иное не предусмотрено условиями эксперимента, выбирается с учетом материала конструкции: металлические конструкции - до 150 Гц, бетонные - до 3 Гц, железобетонные - 3-11 Гц.
4) Запись выходного сигнала с датчиков. Периодически, по мере появления разрушений, осуществляют обрисовку трещин (так, чтобы они были видны на фото / видеосъемке) цветными маркерами или мелом. Осуществляют инструментальную оценку ширины раскрытия и протяженности трещин.
5) Занесение сведений об испытании в журнал производства работ по испытанию элементов мостовых сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.