Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к методическим рекомендациям по разработке
и реализации мероприятий по организации
дорожного движения. Развитие пешеходных
пространств поселений, городских округов в
Российской Федерации
Рекомендации
по проведению мониторинга качества созданных пешеходных пространств
1. Качество пешеходного пространства является инструментом оценки и корректировки градостроительной политики, так как напрямую влияет на качество жизни населения. Выбранные методы для мониторинга качества пешеходных пространств базируются на принципах косвенного измерения через экспертную оценку.
В зависимости от постановки целей мониторинга выбирается тот или иной набор предварительных исследований и показателей. В настоящем приложении даны характеристики исследований, проводимых при мониторинге в целях проверки состояния пешеходной зоны, а также при ее создании и/или благоустройстве.
2. Картирование графика интенсивности контактов и выявление точек, требующих особого внимания.
2.1. Картирование графика интенсивности контактов фиксирует текущую ситуацию с основной деятельностью людей на пешеходном пространстве.
Задачи:
фиксирование текущей ситуации в части наличия различных типов зон в составе пешеходного пространства;
выявление точек привлечения внимания пешеходов;
определение проблемных моментов в организации пешеходного пространства;
выявление неблагоприятных факторов, влияющих на эффективную организацию пешеходного пространства.
Метод исследования: наблюдение.
Объект наблюдения: процесс взаимодействия пешеходов между собой и с пространством на изучаемой дороге.
Предмет наблюдения - закономерности, характеризующие влияние параметров пешеходного пространства на человеческие действия.
Условия наблюдения: будние и выходные дни, когда дорога не используется под какие-либо массовые мероприятия и не перекрыта по тем или иным причинам.
График наблюдения: наблюдение проводится шесть раз: утром, днем и вечером в будний день и в выходной. Наблюдающий должен пройти вдоль по изучаемой дороге туда и обратно. В первый проход он фиксирует виды деятельности, во второй - зоны.
Дневник наблюдения содержит:
схему дороги или карту, на которой отмечаются виды деятельности и зоны, а также фиксируется начало и конец времени проведения наблюдения, необходимые пояснения;
записи, описывающие основные аспекты поведения пешеходов;
записи, описывающие проблемы, связанные с пространством, ограничивающим какие-либо виды человеческой деятельности;
фотофиксацию (наблюдающий фотографирует виды деятельности и прикладывает фотографии к дневнику).
Квалификация наблюдателя: предпочтительно - социолог или студент- социолог.
Категории наблюдения: социальные контакты.
2.2. Социальные контакты, происходящие на дороге, условно делятся на три вида деятельности: необходимая, социальная и необязательная деятельность. Каждый вид отличается собственным требованием к зонированию дороги. Необходимо зафиксировать на схеме изучаемой дороги точками разного цвета, виды человеческой деятельности, в том числе:
необходимая деятельность - происходит в любое время суток при любой обстановке - перемещения по городу, на работу и в школу. Требования к пространству минимальны - удобство и скорость перемещения. Наблюдаемые ситуации: целенаправленное совершение необходимых покупок, заход в магазин, проход по дороге.
необязательные виды деятельности совершаются для отдыха и по желанию. Требования к среде у данного вида деятельности - необходимы внешние условия, погода, благоустройство. Наблюдаемые ситуации: медленно идущие люди, смотрящие по сторонам, созерцающие люди, спонтанные покупки, осуществляемые у уличных торговцев, отдых на свежем воздухе.
социальные виды деятельности - все социальные взаимодействия пешеходов. Наблюдаемые ситуации: детские игры, наблюдение за другими людьми и их деятельностью, сидящие компании.
2.3. Пешеходные улицы являются точками притяжения для всех видов деятельности, которые могут проявляться в зависимости от пространственных зон улицы.
Наиболее удобная зона для необходимой деятельности, передвижения по городу и совершения вынужденных действий - транзитная, где удобно идти, отсутствие препятствий и помех; менее удобная - смешанная зона, которая выполняет функции транзитной и социальной; наименее удобна социальная зона т.к. она предполагает пространство для интенсивных социальных контактов, а, следовательно, и специальной организации пространства.
Данные заметки затем сравниваются с подсчетом потоков. Наблюдатель фиксирует на карте разными цветами следующие зоны:
а) Транзитная зона предполагает исключительно необходимую деятельность. Такая зона должна быть комфортна для быстрого и удобного прохождения людей. На транзитной зоне возможно создание точек для иной необходимой деятельности, например, продажи чего-либо. Наблюдаемые ситуации: наблюдение за потоком людей - где проходит больше всего пешеходов.
б) Смешанная зона - это зона, где есть не только возможность быстрого перемещения, но и остановки. В данной зоне следует проектировать места для отдыха, кафе, устанавливать лавочки. Наблюдаемые ситуации: наблюдение за потоком людей и его средней скоростью - где проходит среднее количество людей, но и в т.ч. происходят иные виды деятельности.
в) Социальная зона - эта зона, где происходят наиболее интенсивные социальные контакты: зона отдыха, детская площадка, веранда кафе. Социальную зону не удастся создать на том месте, где должна быть транзитная т.к. поток спешащих людей будет мешать контактам людей друг с другом. Наблюдаемые ситуации: отмечается минимальный поток пешеходов, где больше всего людей общаются друг с другом.
При обработке полученных данных особое внимание уделяется сопоставлению деятельности людей с типами зон - все ли зоны задействованы правильно; необходимо обнаружить ошибки проектирования и иные неблагоприятные факторы, на которые затем стоит обратить внимание экспертов; выявить, что притягивает позитивное внимание пользователей улицы, чтобы поработать над этим объектом - акцентировать внимание на объекте, сделать его более комфортным и т.п.
3. Территориальный историко-культурный анализ района и рассматриваемой территории.
Цель анализа - организация современного многофункционального пространства, формирование идентичности территории. Для достижения поставленной цели необходимо собрать и изучить первичные данные о территории: экономические, юридические, климатические, географические, экологические и т.д.
При проведении детального исследования культурной инфраструктуры района выясняются потребности и ожидания пользователей объекта, затем осуществляется сопоставление данных потребностей и ожиданий с текущей ситуацией. Культурная среда района, формируемая культурными учреждениями и другими общественными пространствами, может измениться после создания пешеходной зоны, поэтому данное исследование необходимо проводить не только при создании пешеходной зоны, но и при мониторинге ее состояния.
Задачи:
построение идентичности;
выявление уникальных особенностей территории;
оптимизация экономической модели;
оценка соответствия пространства запросу его пользователей.
Исследование проводится архитектором (социологом), непосредственно работающим в проектной команде.
Данное исследование включает два этапа и в зависимости от целей мониторинга проводится полностью или частично.
3.1. Метод территориального исследования культурно-досуговых объектов района. Направлен на сбор первичной информации о культурно-досуговой и исторической среде исследуемого объекта и района для определения вектора развития и проблем, которые можно было бы решить при благоустройстве (отсутствие спортивных площадок, выставочных залов, отсутствие мероприятий и т.д.). Исходя из целей мониторинга, исследование может проводиться как при создании пешеходной зоны, так и при мониторинге состояния объекта, т.к. внешние условия могут изменяться.
Метод основывается на использовании открытых данных, как правило, предоставленных местными органами власти. Возможно использование "народных карт" и натурного обследования территории.
Радиус исследования - от условного центра изучаемого объекта - 1,5 км или 20 минут прогулочным шагом, не пересекая больших магистральных дорог и других сложно преодолимых препятствий, так как местные жители или просто гуляющие, при выборе территории для отдыха, предпочитают добираться до нее своим ходом пешком или на велосипеде.
Исследование направлено на обнаружение культурных учреждений и их функционального назначения, мест для занятий спортом и иных досуговых объектов. На порталах открытых данных проверяются, а затем наносятся на карту с легендой, следующие категории объектов (возможно исключение некоторых из них в случае нерелевантности для исследуемой территории):
досуг и отдых: иные пешеходные зоны, парки, детские площадки, места для настольных игр, кинотеатры (в т.ч. под открытым небом), летние эстрады, аттракционы, места для активного отдыха, мини-зоопарк, зоны отдыха у воды и купания, лодочные станции, ледяные и снежные горки, места для пикника, усадьбы;
культура: библиотеки, Дома культуры, выставочные залы, концертные организации, выставочные залы, музеи, театры;
общественное питание: рестораны, кафе, столовые, закусочные, которые находятся на изучаемом объекте и имеют веранды, окна с едой на вынос или другую активность, связанную непосредственно с пешеходным пространством;
пешеходная инфраструктура: лавочки для отдыха, туалеты, фонтаны, переходы;
торговля: ярмарки и иные торговые объекты непосредственно связанные и влияющие на пешеходное пространство;
физическая культура и спорт: спортивные площадки, площадки для воркаута, беговые и велодорожки, веревочные городки, площадки для игры в городки, открытые ледовые катки, спортивные секции, спортивные комплексы, конноспортивные клубы, лыжные базы, скалодромы, прокат спортинвентаря, лыжные трассы, площадки для пляжных видов спорта, футбольные поля и другие спортивные объекты;
объекты культурного наследия: список.
Полученные данные проверяются на актуальность с помощью народных карт и, по мере необходимости, натурным обследованием территории. Затем исследователю следует внести подробности в легенду по поводу тематики учреждений и направлений, тех или иных площадок.
Результат исследования должен содержать:
карту, на которой обозначена зона исследования;
нанесенные на карту объекты (для каждого типа объекта - отдельный цвет, для вида объекта - отдельная иконка (например: тип - культура, цвет - красный; вид - библиотека, иконка - красная книга; вид - дом культуры - красный домик и т.д.));
легенду карты с перечислением объектов, систематизированную по их типам;
пояснительную записку с наблюдениями исследователя (при необходимости).
При мониторинге состояния пешеходной зоны следует соотнести полученные данные с уже имеющимися на пешеходной зоне объектами, оценить необходимость их присутствия на пешеходной зоне, возможность переноса/изменения или наоборот - создания потенциально необходимых объектов на изучаемой территории. При расчете интегральной оценки также используется полученная информация.
3.2. Метод исторического и топонимического исследования прилегающих дорог и общественных пространств. В зависимости от целей и возможностей мониторинга выделяют историческое и топонимическое исследование территории и прилегающих к ней дорог и объектов. Данные исследования необходимы при создании концепции и при оценке качества территории. Метод исторического исследования поможет в создании идентичности пешеходного пространства на основе исторических параллелей, устройстве новых точек привлечения внимания, установке памятных досок, на его основе можно сделать оценку соответствия пространства данным критериям.
Исследование направлено на обнаружение, систематизацию и описание объектов историко-культурного наследия, их функционального назначения и состояния. Сначала объекты культурного наследия, найденные при первичном территориальном исследовании, проверяются с помощью натурного обследования на текущее состояние - заброшенный или действующий объект, что в нем находится. Затем тщательно исследуются топонимы территории.
Результат исследования должен содержать:
карту, на которой обозначена зона исследования;
нанесенные на карту объекты (каждый объект нумеруется, возможно - отдельная иконка, заброшенные объекты выделяются отдельным цветом (например: объект N 1 - дом, иконка - домик, заброшенный - желтый, действующий - синий; объект N 2 - дорога, выделена цветом и т.д.);
легенду карты с перечислением объектов, систематизированную по номерам;
пояснительную записку с найденными объектами (дома, дороги, площади и пр.), которая содержит: историю объекта, имена и краткую биографию связанных с ним исторических личностей, состояние объекта.
Полученные данные используются при оценке качества пешеходного пространства, а также могут быть использованы при создании концепции пешеходного пространства в рамках выбора стиля зоны, формата вывесок, дизайна создаваемых объектов и иных точек привлечения внимания. При мониторинге состояния пешеходного пространства могут быть обнаружены дополнительные интересные факты из истории дороги, домов и местности, которые можно было бы подчеркнуть созданием памятных табличек, скульптур, проведением памятных мероприятий или выставок.
4. Потребности определенных групп пользователей пешеходного пространства. Для создания комфортной пешеходной среды, необходимо понимание нужд основных пользователей изучаемого общественного пространства.
Данное исследование проводится как при создании пешеходного пространства, так и при мониторинге с целью оценки его качества.
Необходимо выявить основных пользователей пешеходного пространства, являющихся главными экспертами в процессе благоустройства, ими могут выступать представители малого и среднего бизнеса, горожане, работники близлежащих заведений - все они владеют наиболее полной информацией о том, как это пространство функционирует.
4.1. На основе данного исследования разрабатывается типология пользователей, которые живут и работают рядом с изучаемым пространством, выявляются наборы потребностей и временные графики использования пространства.
Задачи:
поиск аудитории;
коллективное формирование концепции проекта;
местные жители могут быть осведомлены лучше специалистов об истории и проблемах пространства, их участие в формировании концепции необходимо для одобрения общественности;
местные жители обычно знают проблемы территории проекта и могут подсказать важные нюансы. Жители замечают ошибки такого рода как наличие в проекте излишних объектов - детских площадок или спортивных объектов, хотя рядом находятся качественные идентичные - еще на стадии формирования концепции проекта;
- оптимизация экономической модели.
Цели исследования - сбор детальных данных о характере движения на пешеходном пространстве у заинтересованных в осуществлении проекта людей, выявление причин их посещения пешеходного пространства, также анализируется их отношение к определенным местам и мероприятиям.
Продукт исследования - информация о характере движения на изучаемом пространстве, а также социально-краеведческая информация.
Предмет исследования - изучение различных видов занятий на пешеходном пространстве, выявление сообществ и ожиданий посетителей от благоустройства территории.;
Метод исследования - опрос. Ограничениями данного исследования, повлиявшими на выбор метода, следует считать:
отсутствие точных данных о составе и количестве субъектов деятельности на пешеходном пространстве, тем самым присутствует неопределенность объекта исследования;
предмет исследования также можно назвать неопределенным, т.к. априорных представлений о наборе человеческих практик на пешеходных пространствах нет, они уникальны для каждой территории;
получение формализованных (например, статистических) данных о состоянии социальной среды изучаемого пространства невозможно ввиду нахождения человеческих практик вне публичной сферы.
Выборка
Респонденты выбираются на основе:
графика интенсивности контактов, описанного выше в пункте 2 (на карте отмечались точки с интенсивными социальными контактами и местами некоторых видов отдыха людей, в отмеченных местах могут быть потенциальные заинтересованные участники проекта и представители тех или иных сообществ, необходимо проверить их наличие посредством натурного обследования, с последующим уточнением контактов и возможности проведения опроса);
территориального анализа, описанного выше в пункте 3 (территориальный анализ выявляет на пешеходном пространстве культурные и общественные учреждения, кафе, владельцы которых заинтересованы в использовании пешеходного пространства, например, под различные мероприятия или для установки летних веранд и пр.);
поискового исследования в интернете, социальных сетях.
4.2. Таким образом, для опроса выбираются следующие респонденты:
представители всех найденных сообществ - люди, которые могут аргументированно предъявить групповую позицию. Они хорошо знают территорию: ведут тематические группы в социальных сетях или на специализированных сайтах, являются местными жителями. Например: родители с детьми (для исследования детских практик), любители настольных игр, местные жители.
представители малого и среднего бизнеса - люди, руководящие учреждениями с какой-либо социальной нагрузкой.
представители ближайших культурных учреждений - люди, руководящие учреждениями культурно-досуговой направленности, менеджеры по организации общественных мероприятий.
представители иных практик общественного пространства - пешеходы- транзитники (в том числе представители ММГН), посетители ярмарки (при наличии), приходящие на обед люди, отдыхающие и т.д.
Возраст респондентов, их пол, социальный статус и прочие социально-демографические характеристики вносятся в приложение с информацией о респондентах. Количество анкет - от 10 до 25 шт.
4.3. Методические указания для исполнителя.
Проводить анкетирование должен специалист, владеющий соответствующими навыками, он должен собрать все необходимые данные, не оказывая влияния на анкетируемого.
Цель исследования открыта как анкетирующему, так и анкетируемому и при опросе рассказывается последнему в краткой форме. Интервью обязательно записывается на диктофон (с последующей расшифровкой), предварительно необходимо получить согласие у анкетируемого. Желательно проводить опрос на изучаемом пространстве или вблизи него. Анкетируемый также должен быть осведомлён, каким образом будут использованы полученные в ходе опроса материалы.
Анкетирующий должен уточнить, какой вид ссылки возможен - анонимный или с указанием фамилии.
Пример анкеты дан в форме 4-1
Форма 4-1
Анкета опроса (образец)
Представитель групп пешеходов |
Представитель сообществ |
Представитель малого и среднего бизнеса |
Представитель учреждения культуры |
|
Биографический блок, личная история и восприятие пространства | ||||
Имя Возраст Пол Профессия Характер движения Как давно Вы здесь живете/работаете/гуляете? | ||||
Что Вы читали, слышали, смотрели об [название изучаемого пространства], что запомнилось? Какое ваше любимое место на [название изучаемого пространства]? Почему? | ||||
Вы фотографировали или рисовали что-то в [название изучаемого пространства]? Что именно? |
|
|
||
Оценка безопасности | ||||
Насколько безопасно Вы ощущаете себя на [название изучаемого пространства]? Почему? |
Вы считаете этот район безопасным? Бывали ли у Вашей организации проблемы с приходящими посетителями? Какие меры безопасности Вы предпринимаете? |
|||
Как Вы думаете, безопасно ли находиться на [название изучаемого пространства] днем? Как Вы думаете, безопасно ли находиться на [название изучаемого пространства] ночью? Что препятствует чувствовать себя полностью безопасно на [название изучаемого пространства]? | ||||
Практики | ||||
|
Как давно вы занимаетесь [характер движения, который использует анкетируемый] на [название изучаемого пространства]? Есть ли у Вас сторонники, другие люди, которые занимаются той же практикой? Если есть - где вы встречаетесь обычно? Если есть - есть ли у вас своя группа в соц. сетях или форум? |
Есть ли у Вашей организации какие-либо площадки на [название изучаемого пространства] например веранда, столики? |
Есть ли у Вашей организации какие-либо площадки на [название изучаемого пространства], например, сцена? |
|
Скажите, удобно ли Вам [характер движения, которой занимается анкетируемый - ходить, рисовать, играть на детской площадке]. Чего не хватает для полного удобства? [какие объекты] необходимо сохранить на [название изучаемого пространства] для продолжения Вашей [характер движения, которой использует анкетируемый]? Как Вы думаете, нужно ли что-то убрать с [название изучаемого пространства], чтобы Вам стало удобнее [характер движения, которой использует анкетируемый]? |
Если есть площадка - удобно ли она для Вас расположена? Чего не хватает для полного удобства? Если нет площадки - Что Вам необходимо для того, чтобы Ваше заведение/организация организовало свою площадку на [название изучаемого пространства]? |
|||
Маршруты | ||||
Опишите, пожалуйста, Ваш обычный маршрут по [название изучаемого пространства]. Скажите, в какие дни Вы обычно посещаете [название изучаемого пространства]? В какое время суток? |
|
|||
Что Вы думаете о навигации, которая на [название изучаемого пространства]? Пользуетесь ли ею? Видно ли таблички домов? Достаточно ли ее, нужно ли что-то изменить? | ||||
Мероприятия | ||||
Организуются ли какие-либо мероприятия на [название изучаемого пространства]? Если да - Участвуете ли Вы в них? Если да - Нравятся ли Вам проводимые мероприятия? |
Устраивает ли Ваше сообщество какие-либо мероприятия на [название изучаемого пространства]? Что Вам необходимо из пространства или объектов [название изучаемого пространства] для этого? |
Устраивает ли Ваша организация какие-либо мероприятия на [название изучаемого пространства]? Если устраивает - удобно ли Вам этим заниматься? Чего не хватает для полного удобства? Если не устраивает - Что Вам нужно для того, чтобы устраивать мероприятия на [название изучаемого пространства]? |
||
Детали территории. Этот блок необходимо дополнить вопросами о деталях изучаемой территории и об отношении пользователей к каким-либо объектам/пространствам. Это может касаться как отношения к чистоте или дизайну вывесок, так и к каким-либо спорным для проектирования объектам территории, отношение людей к которым необходимо проверить. | ||||
| ||||
Завершение | ||||
Хотели бы Вы что-либо добавить касательно благоустройства [название изучаемого пространствах]? |
4.4. Обработка полученной информации.
Полученная информация, записанная на диктофон, расшифровывается в отдельные файлы.
По итогам исследования составляется портрет пользователей территории: все выявленные практики, работники, жители. К каждому портрету пользователя прилагается определенный набор данных:
маршрут, временной график использования пространства;
оценка безопасности пространства и ее анализ;
потребности (что необходимо убрать и добавить в изучаемом пространстве).
Также составляется пояснительная записка с развернутыми портретами пользователей, их анализом событийной деятельности - организуются ли мероприятия на дороге, кто выступает организатором, какого качества. Все предложенные изменения анализируются на позитивные и негативные признаки территории:
что нравится и не нравится пользователям территории (покрытие, озеленение, ограждения, электрическое освещение);
что привлекает внимание анкетируемого (сделанные фотографии).
Далее приводится перечисление всех желаемых пользователями изучаемой территории изменений систематизированных на возможно осуществимые при благоустройстве и на независящие от планируемого благоустройства.
4.5. Отчетные материалы должны содержать:
анкету;
аудиозаписи с расшифровкой;
набор портретов пользователей;
пояснительную записку с анализом негативных и позитивных признаков территории;
перечень изменений по блокам: возможность изменений в ближайшее время, независящие от проекта изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.