Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2018 г. N 117-КГ18-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черномисюка Игоря Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению Черномисюка И.А. о признании незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 30 сентября 2016 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
11 апреля 2013 г. Регистрационной службой Главного управления юстиции г. Севастополя выдано свидетельство о праве собственности Д. на земельный участок площадью 0,1 га с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: г. ..., с целевым назначением - для индивидуального дачного строительства (далее - земельный участок).
Согласно кадастровому паспорту от 19 ноября 2014 г. земельному участку присвоен кадастровый номер _, указана категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и разрешённое использование - для индивидуального дачного строительства.
На основании заключённого между Д. и Черномисюком И.А. договора купли-продажи названного земельного участка от 13 марта 2015 г., удостоверенного нотариусом г. Севастополя, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) произведена государственная регистрация права собственности Черномисюка И.А. на земельный участок и 24 марта 2015 г. выдано соответствующее свидетельство.
Черномисюк И.А. и Д. заключив 23 августа 2016 г. нотариально удостоверенный договор купли-продажи земельного участка, обратились к нотариусу с заявлением о предоставлении ею в Управление необходимого пакета документов для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Управление 30 сентября 2016 г. направило сообщение об отказе в государственной регистрации (далее - Решение уполномоченного органа) на основании абзацев десятого и тринадцатого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; далее - Закон N 122-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав, сославшись на письменную информацию Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 13 и 16 сентября 2016 г. о включении земельного участка в Реестр собственности г. Севастополя и передачи его в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу.
Черномисюк И.А., считая Решение уполномоченного органа противоречащим положениям действовавшего на тот момент законодательства и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением о признании его незаконным, обосновывая требование тем, что ранее право собственности на продаваемый им объект недвижимости было зарегистрировано в установленном порядке, законность сделки по продаже участка проверена нотариусом, для отказа в совершении регистрационных действий правовые основания отсутствуют.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 марта 2017 г. административный иск удовлетворён, Решение уполномоченного органа признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 г. названный судебный акт отменён, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Севастопольского городского суда от 12 декабря 2017 г. Черномисюку И.А. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 30 мая 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной Черномисюком И.А. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции такие нарушения норм материального права допущены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявителем представлены все необходимые для государственной регистрации прав документы, а изложенные в оспариваемом решении Управления обстоятельства не входят в перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, установленный пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из выявленных противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на спорный земельный участок, который включён в Реестр собственности города Севастополя и передан в постоянное пользование ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество".
Между тем позиция апелляционной инстанции основана на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с названным кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичная норма предусмотрена частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 г., за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 названного закона.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможны при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 17 названного закона установлено, что одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права (пункт 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав определён в статье 20 Закона N 122-ФЗ и расширительному толкованию не подлежит.
Суд первой инстанции, установив, что на государственную регистрацию нотариусом представлены все документы, необходимые в силу положений Закона N 122-ФЗ, доказательств обратного административным ответчиком не представлено, не опровергнута им законность свидетельств, подтверждающих ранее осуществленную государственную регистрацию прав прежних собственников на спорный земельный участок, и отсутствуют сведения об оспаривании в судебном порядке зарегистрированного права собственности на указанный объект недвижимости, правомерно признал незаконным Решение уполномоченного органа, отклонив, как несостоятельную, ссылку на письма Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, которые не в силу закона не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации перехода ранее зарегистрированного в установленном порядке права собственности на земельный участок.
В соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 названного закона и иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ определено, что до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законодательным Собранием г. Севастополя принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), частью 2 статьи 2 которого установлено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории г. Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В силу предписаний пунктов 1 и 4 части 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС право частной собственности на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаётся правом частной собственности, установленным законодательством Российской Федерации. Все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью г. Севастополя.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя (пункт 3 статьи 7 Закона N 46-ЗС).
Постановлением Правительства Севастополя от 7 августа 2014 г. N 202 утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права, в соответствии с которым такими документами являются в том числе свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное государственным регистратором, а также органом местного самоуправления или органом исполнительной власти в соответствии с требованиями законодательства (пункты 3 и 4).
Поскольку право частной собственности прежних владельцев земельного участка зарегистрировано в порядке, который действовал на территории г. Севастополя, за другим субъектом, в том числе и за г. Севастополем, государственная регистрация права собственности в установленном порядке на этот земельный участок не производилась, у судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда отсутствовали правовые основания для признания Решения уполномоченного органа правильным и отмены судебного решения.
При таком положении апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 г. является незаконным.
Судебная коллегия, установив, что допущенные апелляционной инстанцией нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможны восстановление и защита прав и законных интересов административного истца, считает необходимым его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 г. отменить, решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 марта 2017 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2018 г. N 117-КГ18-34
Текст определения официально опубликован не был