Решение Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N АКПИ18-480
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N АПЛ18-416 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гусева Ивана Львовича о признании недействующим подпункта "а" пункта 4 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 18 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 667), установил:
согласно пункту 4 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог (далее также - Правила) пользователь заключает с оператором договор одним из следующих способов:
а) въезжает на платную автомобильную дорогу;
б) оплачивает проезд в пункте взимания платы;
в) оплачивает проездной талон;
г) приобретает в собственность или в аренду техническое средство автоматической электронной оплаты.
Гражданин Гусев И.Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 4 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 153, 154, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку нарушают его законные права и интересы и фактически не исполняются.
Как указывает административный истец, въезд на трассу М-4 "Дон" не может считаться заключением договора между пользователем платной автомобильной дорогой и оператором, так как сторона сделки (пользователь) не осознает, об установлении, изменении или прекращении каких гражданских прав и обязанностей идет речь. На участке трассы М-4 "Дон" 20-117 км за все время действия Правил не было заключено ни одного договора, фактически оспариваемый пункт Правил не работает.
В суде административный истец Гусев И.Л. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика, поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации (поручение от 26 мая 2018 г. N КЧ-П9-2924).
Представитель Правительства Российской Федерации Тонких С.Р. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административного истца Гусева И.Л., представителя Правительства Российской Федерации Тонких С.Р., пояснения специалиста Конюшкина Г.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог согласно части 4 статьи 40 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 19 января 2010 г. N 18 утвердило Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 667.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 25 января 2010 г., N 4, "Российской газете" 27 января 2010 г.
Правила устанавливают порядок оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, а также требования к элементам обустройства платных автомобильных дорог в связи с оказанием таких услуг.
Из содержания части 1 статьи 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что проезд транспортного средства пользователя по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги.
Согласно части 2 данной статьи владелец платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, концессионер, частный партнер не вправе оказывать предпочтение одному пользователю платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги перед другими пользователями платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги в отношении заключения договора.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 3 предусматривает, что на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Согласно пункту 4 статьи 426 названного Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Осуществляя нормативно-правовое регулирование порядка организации проезда по платной автомобильной дороге, Правительство Российской Федерации в пункте 4 Правил определило способы заключения пользователями автомобильных дорог договора на оказание услуг по организации платного проезда с оператором, включая въезд на платную автомобильную дорогу.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность заключения договоров путем совершения лицом действий, свидетельствующих о намерении заключить договор, - конклюдентных действий.
Согласно статье 158 этого Кодекса сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет обязанность владельца платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, обеспечивать пользователей платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги информацией о стоимости проезда транспортных средств по ним, об оказываемых услугах, о порядке, формах и системе их оплаты, перечне услуг, входящих в стоимость проезда транспортных средств по такой автомобильной дороге или такому участку автомобильной дороги, и о порядке оказания этих услуг (часть 3 статьи 40).
Возможность совершения сделок, в том числе сделок с гражданами, конклюдентными действиями обусловлена спецификой предмета таких сделок, связанной с невозможностью заключения отдельных письменных сделок с каждым потребителем ввиду большого количества заключаемых договоров и технологическими особенностями оказываемых услуг. Путем совершения конклюдентных действий могут заключаться договоры оказания коммунальных услуг, услуг связи проводного радиовещания, услуг связи по передаче данных, аренды транспортного средства с экипажем и другие.
Правила регулируют отношения, возникающие из публичных договоров, и являются обязательными для сторон. С учетом этого доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 153, 154, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку данные нормы не определяют способы заключения договора на оказание услуг по организации платного проезда.
Подпункт "а" пункта 4 Правил позволяет заключать договор на оказание услуг по организации платного проезда путем совершения конклюдентных действий, направлен на упрощение порядка предоставления услуг гражданам и юридическим лицам и тем самым - на защиту их интересов и сам по себе не может расцениваться как нарушающий права административного истца как потребителя.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Гусева Ивана Львовича о признании недействующим подпункта "а" пункта 4 Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 18 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 667), отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Л.В. Борисова |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N АКПИ18-480
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N АПЛ18-416 настоящее решение оставлено без изменения