Определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 304-КГ18-6483
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 29.08.2017, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2018 по делу N А67-3153/2017 установил:
индивидуальный предприниматель Корчун Сергей Андреевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Корчун С.А.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100023:1202 в редакции протокола разногласий, предложенного Корчуном С.А., изложенного в письме от 09.01.2017 N 105, признании недействительным пункта 3.1 договора от 15.12.2016; признании недействительными пунктов 7, 8 акта установления выкупной цены от 15.12.2016.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2018, отказ департамента в согласовании предпринимателю договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100023:1202 в части определения выкупной цены в 20% кадастровой стоимости земельного участка, выраженный в письме N 105 от 09.01.2017, признан незаконным. Суд обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказав в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Департамент недвижимости своевременно рассмотрел заявление Корчуна С.А. и подготовил проект договора купли-продажи земельного участка, установив выкупную цену в размере 30% от кадастровой стоимости.
Заявителем не представлено достаточных доказательств, что здание, расположенное на земельном участке и эксплуатируемое им как склад, подпадает под эксплуатацию земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Постановлением Администрации города Томска от 18.09.2015 N 1173-з спорный земельный участок образован, поставлен на кадастровый учет, вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых помещений склада.
Согласно указанному постановлению, спорный земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, что также подтверждается публичной картой МО "Город Томск".
Выкупная цена земельного участка должна быть определена в размере 30% от кадастровой стоимости в соответствии с решением Думы города Томска от 24.12.2013 N 934, так как во-первых, земельный участок расположен в зоне коммерческого назначения, во-вторых, для эксплуатации склада.
Цена в размере 20% от кадастровой стоимости может быть определена только при продаже земельных участков, предназначенных для размещении производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Оспариваемый заявителем отказ и акт установления выкупной цены земельного участка не являются ненормативными правовыми актами, спор относительно выкупной цены земельного участка должен разрешаться в порядке искового производства.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое строение, инв. N 069:401:001:006030200, лит П, расположенное по адресу - город Томск, улица Бердская, дом 27, строение 14, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2009 N 70 АБ 299660.
22.08.2016 ИП Корчун С.А. на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился в департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска с запросом о представлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100023:1202 в целях эксплуатации нежилого помещения - склада (город Томск, улица Бердская).
22.09.2016 департамент направил ИП Корчуну С.А. проект договора купли-продажи земельного участка и акт установления выкупной цены земельного участка, из которого следует, что выкупная цена устанавливается равной 30% его кадастровой стоимости.
15.12.2016 предприниматель, не согласившись с размером выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100023:1202, указанной в пункте 7 акта к договору, направил в департамент запрос о пересмотре стоимости выкупной цены земельного участка и протокол разногласий, в которых указано, что цена земельного участка устанавливается равной 20% его кадастровой стоимости.
По результатам рассмотрения указанных документов департаментом принято решение, оформленное письмом от 09.01.2017 N 105 "О земельном участке по адресу: город Томск, улица Бердская, кадастровый номер 70:21:0100023:1202", согласно которому департамент не нашел оснований в согласовании договора купли-продажи земельного участка в редакции, предложенной ИП Корчуном С.А. в протоколе разногласий.
Предприниматель, не согласившись с данным отказом, пунктом 3.1 договора от 15.12.2016, пунктами 7, 8 акта установления выкупной цены от 15.12.2016, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, аналогичной по содержанию статье 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Томской области от 09.07.2015 N 100-ОЗ "О земельных отношениях в Томской области" и Уставом Города Томска, Дума Города Томска приняла решение от 24.12.2013 N 934 "О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Порядок).
Согласно подпункту 5 пункта 1 Порядка цена земельного участка устанавливается равной 20% его кадастровой стоимости при продаже земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Цена земельного участка устанавливается равной 30% его кадастровой стоимости при продаже земельных участков в случаях, не указанных в подпунктах 1-5 настоящего пункта (подпункт 6 пункта 1 Порядка).
Вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" отнесен к пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Названными выше Методическими указаниями определен, в том числе такой вид разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе свидетельство от 25.02.2009 N 70 АБ 299660, кадастровый паспорт земельного участка от 17.03.2016 N 700/301/16-45270, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22.04.2017, установив, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое строение, при этом разрешенным использованием земельного участка является "для эксплуатации нежилых помещений склада", нежилое строение используется предпринимателем в производственных целях для хранения различных товаров, в том числе для последующего их сбыта, что подпадает под пункт 1.2.9 Методических указаний и подпункт 5 пункта 1 Порядка, учитывая, что доказательств иного фактического назначения объекта недвижимости либо использования спорного земельного участка в целях, не соответствующих его разрешенному использованию департаментом не представлено, суды пришли к правильным выводам об отсутствии у департамента законных оснований для установления выкупной цены в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка. Поскольку требование о признании положений пункта 3.1 договора от 15.12.2016, пункта 7, пункта 8 акта установления выкупной цены от 15.12.2016 носят гражданско-правовой характер, суды признали их подлежащими рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке главы 24 АПК РФ, что подателем жалобы не оспаривается.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 8 июня 2018 г. N 304-КГ18-6483 по делу N А67-3153/2017
Текст определения официально опубликован не был