Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)
Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Указанные полномочия Служба осуществляет в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).
Такие земельные участки являются поднадзорными Службе объектами.
Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков, в частности, юридические лица, физические лица (граждане), индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными Службе субъектами.
Состояние подконтрольной сферы
В 2017 году территориальными управлениями Россельхознадзора обследовано 16,9 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом.
Проведено 44,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий (что на 11,8% меньше, чем в 2016 году). В том числе 16,4 тыс. плановых проверок (на 20% меньше, чем в 2016 году), 14 тыс. внеплановых проверок (на уровне 2016 года), 1,7 тыс. административных обследований объектов земельных отношений, 7,6 тыс. плановых (рейдовых) осмотров (на 88,3% больше, чем в 2016 году).
Выявлено 25,2 тыс. нарушений (на 2% больше, чем в 2016 году) на общей площади 1,3 млн. га (в 2016 году - 1,6 млн. га). Привлечено к административной ответственности: юридических лиц - более 1,8 тыс.; должностных лиц - более 1,8 тыс.; индивидуальных предпринимателей - более 0,4 тыс.; граждан - более 10,3 тысяч.
Наибольшее количество выявленных нарушений связано с невыполнением землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (обязательное требование - статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации; ответственность за нарушение - 2 статьи 8.7 КоАП РФ).
На рисунке 2 показано распределение выявленных в 2017 году нарушений земельного законодательства по статьям КоАП РФ и по видам хозяйствующих субъектов их допустивших.
Наложено административных штрафов на сумму 684,9 млн. рублей (в 2016 году - 833,2 млн. рублей). Выдано более 14,6 тыс. предписаний об устранении допущенных нарушений (12,4 тыс. - в 2016 году).
В результате работы территориальных управлений Россельхознадзора на площади более 547,5 тыс. га устранены нарушения требований земельного законодательства (в 2016 - 819,2 тыс. га). В сельскохозяйственный оборот вовлечено 252,1 тыс. га земель ранее нарушенных, неиспользуемых (в 2016 году - 199,4 тыс. га).
Как видно из рисунка 5 наиболее распространенными видами правонарушений с причинением вреда почвам в 2017 г. являются захламление почв и снятие или перемещение плодородного слоя почвы (карьеры и др.).
Как представлено на рисунке 6 наибольшее количество нарушений с нанесением вреда почвам, как и в 2016 г., выявлено в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах. В целом по Российской Федерации в 2017 г. по сравнению с 2016 г. отмечено снижение количества выявленных нарушений с нанесением вреда почвам и увеличение возмещения вреда.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году территориальными управлениями выявлено 142,4 тыс. га неиспользуемых для сельскохозяйственного производства земель сельскохозяйственного назначения.
Наибольшие площади неиспользуемых земель выявлены в Сибирском и Приволжском федеральных округах.
На рисунке 8 представлена работа территориальных управлений Россельхознадзора в части выявления неиспользуемых или используемых с нарушениями земель сельскохозяйственного назначения (ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).
Состояние профилактической работы
Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в 2017 году приказом Россельхознадзора от 27.03.2017 N 294 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году (далее - Программа).
Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2017 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.
В частности:
- в печати опубликовано свыше 1,2 тысячи материалов;
- репортажей на телевидении - 387;
- проведено 1127 выступлений на радио;
- на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 11 тысяч материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещено более 6,8 тысяч материалов;
- на официальном сайте Россельхознадзора в разделе "Новости" опубликовано более 3,7 тысяч материалов (новостей);
- принято участие в более 1,7 совещаниях (форумах) с представителями бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов;
- в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 685 гражданам;
- выдано 2068 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере государственного земельного надзора.
Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора.
На сайте Россельхознадзора создан раздел, в котором аккумулируется необходимая поднадзорным субъектам информация в части государственного земельного надзора (http://fsvps.ru/fsvps/ground).
Несмотря на весь объем работы, проведенный в 2017 году Россельхознадзором для разъяснения поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере государственного земельного надзора, а также для предупреждения нарушения обязательных требований, общий объем выявленных в 2017 году нарушений составил 25129 (из них 18031 по отраслевым статьям) против 24733 (из них 16710 по отраслевым статьям) в 2016 году.
Увеличение выявленных Россельхознадзором нарушений требований земельного законодательства связано, в первую очередь, с нарушениями требований земельного законодательства, которые выражаются в бездействии правообладателя земельного участка сельскохозяйственного назначения, влекущем его зарастание сорной, древесной и кустарниковой растительностью. Так, в 2017 году таких нарушений выявлено 8228, а в 2016 году - 5674.
Предупредить указанный вид нарушения на данный момент проблематично, так как большинство правообладателей заросших земельных участков приобретают такие земельные участки зачастую в качестве капиталовложения либо получают в наследство, при этом сельскохозяйственным производством не занимаются. Участок в свою очередь зарастает и приходит в состояние не пригодное для сельскохозяйственного использования.
Нежелание использовать сельхозземли (или отсутствие средств для этого), сознательное желание перевести такой участок в другую категорию, использование его как средство капиталовложения, нередко отсутствие на него спроса при заинтересованности собственника в сдаче его в аренду, делают непосредственно саму профилактику правонарушений менее эффективной ввиду наличия этих обстоятельств.
Проблемы, на решение которых направлена Программа
Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, выявляемых Россельхознадзором, являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения требований, предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации о порядке, способах и ограничениях использования таких земельных участков.
Решением данной проблемы является активное проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями работы по разъяснению обязательных требований правообладателям земельных участков сельскохозяйственного назначения. Предполагается также дальнейшее ежеквартальное проведение территориальными управлениями Россельхознадзора публичных мероприятий.
2. Сознательное бездействие правообладателей земельных участков.
Правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения помимо прав на такие земельные участки имеют и обязанности по поддержанию их в состоянии пригодном для сельскохозяйственного использования.
Проблема заключается в том, что имеются правообладатели земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом, изначально не планировавшие использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения по его назначению.
Выявить таких правообладателей и провести с ними профилактические мероприятия, как правило, возможно только при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а в таких случаях земельный участок чаще всего уже находится в состоянии не пригодном для сельскохозяйственного использования.
В качестве решения данной проблемы может быть организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) с новыми правообладателями земельных участков на основе сведений, полученных от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.