Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)
Россельхознадзор и его территориальные органы в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" обладает контрольно-надзорными функциями:
- при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;
- при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции;
- при идентификации и учете животных;
- при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в вышеуказанной сфере деятельности.
- при охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора являются:
объекты, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе", подлежащих федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору) при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Поднадзорными объектами являются:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары);
- товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе".
Состояние подконтрольной сферы
В сфере федерального государственного ветеринарного надзора:
- проведено в 2017 году 39 736 контрольно-надзорных мероприятий (в т.ч. рейды, дежурства), из них плановых проверок - 7 261, внеплановых - 13 804, выявлено 26 279 нарушений.
По выявленным нарушениям в 2017 году приняты следующие меры:
- выдано 9 634 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере федерального государственного ветеринарного надзора, а также вынесено постановлений 26 081.
- составлено протоколов об административных правонарушениях - 25 030, из которых направлено по подведомственности - 2 210.
Наиболее характерные нарушения обязательных требований при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере федерального государственного ветеринарного надзора приведены ниже.
1. Статья 10.6 КоАП РФ - нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил - 6 804 нарушений;
2. Статья 10.8 КоАП РФ - нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства - 12 352 нарушений;
3. Статья 14.43 КоАП РФ - нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов 4 161 нарушений.
Наиболее количество нарушений приходится на статью 10.8 КоАП РФ. Как правило, это нарушения в части:
- утилизации биологических отходов;
- отсутствия ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную государственному ветеринарному надзору продукцию;
- хранения, реализации продукции животного происхождения, в том числе, хранения и реализации продукции животного происхождения с истекшим сроком годности;
- наличия продукции животного происхождения без признаков проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в полном объеме, отсутствие оттиска клейма "ГОСВЕТНАДЗОР";
- хранения, реализации продукции животного происхождения без маркировки;
- отсутствия документов, подтверждающих проведение химико-бактериологического анализа воды, используемой для переработки продукции животного происхождения;
- отсутствия в сопроводительных документах информации об охлаждении молока сырого, а так же указания времени начала транспортировки молока сырого;
- отсутствия проведения лабораторного контроля сырья, а также достоверности и полноты контроля за пищевым сырьем, подконтрольным государственному ветеринарному надзору.
В части нарушения статьи 10.6 КоАП РФ, наиболее характерны следующие нарушения:
- отсутствие ограждения территории животноводческой фермы;
- отсутствие при въезде на территорию животноводческих ферм дезинфекционных барьеров;
- отсутствие при входе на территорию молочных ферм санитарного пропускного пункта для смены одежды, обуви, а также прохождения гигиенического душа;
- отсутствие дезковриков при входе в помещения объектов, подконтрольных государственному ветеринарному контролю (надзору);
- неудовлетворительное состояние помещений объектов, подконтрольных государственному ветеринарному контролю (надзору);
- отсутствие микробиологического контроля санитарного состояния воздуха холодильных камер, а также отсутствие документов, подтверждающих проведение мойки и дезинфекции холодильных камер, протоколы лабораторных исследований на эффективность качества дезинфекции;
- отсутствие документов, подтверждающих организацию и проведение мойки и санитарной обработки производственных помещений, технологического оборудования;
- несоблюдение кратность контроля санитарного состояния производства и эффективности проведения санитарной обработки производственного оборудования, инвентаря, рук работающего персонала;
- несоблюдение кратности проведения плановой дезинсекции складских и подсобных помещений;
- отсутствие стерилизатора для дезинфекции ножей и мусатов;
- отсутствие отдельной закрывающейся маркированной емкости цвета, отличающего от цвета остальных контейнеров для сбора непищевых боенских отходов;
- несоблюдение плана профилактических противоэпизоотических мероприятий;
- несоблюдение правил карантина животных;
- убой скота на необорудованных убойных площадках;
- отсутствие оборудованных вскрывочных для вскрытия трупов животных на свиноводческих предприятиях;
В части статьи 14.43 КоАП РФ, наиболее типичными нарушениями являются:
- использование мяса непромышленного изготовления для переработки и производства мясных полуфабрикатов;
- отсутствие приборов учета температурного режима производства, а также документов, подтверждающих, соблюдение температурного режима;
- пересечение технологических потоков готовой продукции и сырья на производстве;
- отсутствие приборов учета, а также соблюдение норм относительной влажности воздуха в камере хранения продукции животного происхождения (яйцо пищевое);
- программа производственного контроля выполняется не в полном объеме;
- фальсификация молочной продукции;
- наличие или превышение норм остатков запрещенных веществ в молочной продукции;
- отсутствие на производстве и/или несоблюдение принципов ХАССП;
- совместное хранение в холодильной камере мяса для пищевых и непищевых целей;
- хранение и реализация продукции животного происхождения с истекшим сроком годности;
- отсутствие маркировки на продукции животного происхождения, несоответствие информации, заявленной на маркировке с составом продукции животного происхождения;
- нарушения требований хранения продукции животного происхождения во вскрытой вакуумной защитной упаковке;
- отсутствие документов, подтверждающих безопасность сырья животного происхождения (мяса и мясной продукции);
- несоблюдение условий хранения парного и охлажденного мяса;
- перевозка молока сырого в неопломбированных емкостях;
- в товаросопроводительных документах не указывается время отгрузки и температура отгрузки молока сырого, номер партии;
- отсутствие журналов регистрации, а также несоблюдение показателей контрольно-измерительных приборов коптильных камер на рыбоперерабатывающих предприятиях.
- хранение и реализация кормов для непродуктивных животных без маркировки;
- нарушения технологических процессов на мясоперерабатывающих предприятиях, нарушение технологических потоков на мясоперерабатывающих предприятиях;
- хранение и реализация кормов для непродуктивных животных с истекшим сроком годности.
В части ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления
Динамика и распределение изменений показателей, затрагивающих контрольно-надзорные мероприятия в сфере ветеринарии
Динамика и распределение изменений показателей, затрагивающих контрольно-надзорные мероприятия в части ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления
Россельхознадзором и его территориальными управлениями в 2017 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного ветеринарного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований ветеринарного законодательства.
В частности:
- в печати опубликовано свыше 2765 материалов;
- репортажей на телевидении - 1071,
- выступлений на радио - 2433;
- на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 15133 материала (новостей), в других интернет-изданиях размещено 15744 материала;
- в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного ветеринарного надзора более 7030 гражданам;
- выдано более 260 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере государственного ветеринарного надзора.
Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на официальных сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного ветеринарного надзора.
Общий объем выявленных в 2017 году нарушений составил 26279 против 29631 в 2016 году.
Проблемы, на решение которых направлена Программа
Основными проблемами, которые по своей сути являются причинами основной части нарушений требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, выявляемых Россельхознадзором, являются:
1. Низкий уровень знания подконтрольных субъектов в части требований, предъявляемых к ним ветеринарным законодательством Российской Федерации.
Решением данной проблемы является активное проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями работы по разъяснению обязательных требований подконтрольным субъектам. Предполагается также дальнейшее ежеквартальное проведение территориальными управлениями Россельхознадзора публичных мероприятий.
2. Сознательное бездействие подконтрольных субъектов.
В качестве решения данной проблемы может быть организация первостепенной профилактической работы (мероприятий) подконтрольными субъектами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.