Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 г. N 310-ЭС18-781
Резолютивная часть определения объявлена 6 августа 2018 г.
Определение изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Самуйлова С.В.,
судей Букиной И.А. и Капкаева Д.В.,
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородскому району (г. Белгород; далее - отдел МВД)
на определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 (судья Серегина Л.А.) и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2017 (судьи Платов Н.В., Егорова С.Г., Шинельникова М.В.) по делу Арбитражного суда Белгородской области N А08-5276/2017
по иску публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" (г. Белгород; далее - теплоснабжающая компания) к отделу МВД о взыскании задолженности.
В заседании приняла участие представитель отдела МВД - Торгушина Н.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Самуйлова С.В., вынесшего определение от 03.07.2018 о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании, а также объяснения представителя заявителя, судебная коллегия установила:
как следует из судебных актов и материалов дела, решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.08.2017 иск удовлетворен частично: с отдела МВД в пользу теплоснабжающей компании взыскано 33 530,23 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной по государственному контракту от 31.03.2017, и 696,40 руб. пеней; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отдел МВД обжаловал его в апелляционный суд.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 апелляционная жалоба отдела МВД оставлена без движения в связи с неуплатой государственной пошлины. Заявителю предложено до 23.10.2017 представить в суд документ об уплате государственной пошлины и указано, что в противном случае жалоба будет ему возвращена.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2017 указанное определение оставлено без изменения.
Суды исходили из того, что в данном деле отдел МВД является должником по гражданско-правовому обязательству и не выступает в суде в защиту публичных интересов, что исключает его освобождение от уплаты государственной пошлины.
Суды руководствовались статьями 333.18, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и разъяснениями, данными в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - постановление N 46).
В кассационной жалобе отдел МВД просил определение суда апелляционной инстанции и постановление суда округа отменить, ссылаясь на нарушение судами подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. Заявитель указал, что наличие у него (ответчика по делу) статуса государственного органа достаточно для освобождения от уплаты государственной пошлины. Статус государственного органа подтвержден заявителем ссылками на Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
В судебном заседании представитель отдела МВД поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители теплоснабжающей компании в судебное заседание не явились.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 261 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к ее форме и содержанию, принимается к производству арбитражного суда апелляционной инстанции. В случае нарушения указанных требований арбитражный суд или оставляет жалобу без движения, или возвращает ее в порядке, предусмотренном в статьях 263 и 264 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 260 АПК РФ к апелляционной жалобе помимо прочего должен прилагаться документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 НК РФ).
Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ следует, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Вопреки выводам судов подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ неприменим в данном случае, поскольку в нем установлена льгота не для государственных органов и органов местного самоуправления, а для иных органов, под которыми понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов (пункт 32 постановления N 46).
Таким образом, законодательством о налогах и сборах установлено правило, что наличие у лица процессуальной роли истца или ответчика наряду со статусом государственного органа или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для его освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины.
Государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, имеющие определенную компетенцию и внутреннее строение (структуру) и обладающие властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699) следует, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Статус территориальных органов МВД России на районном уровне, в том числе отделов МВД России по районам, регулируется Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне (утверждено приказом МВД России от 05.06.2017 N 355). В соответствии с пунктами 3, 4 этого положения территориальный орган создается в целях реализации возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации задач по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности на территории соответствующего муниципального образования. Территориальный орган входит в состав органов внутренних дел, подчиняется соответствующему министерству, главному управлению, управлению МВД России по субъекту Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в пределах границ соответствующего муниципального образования (нескольких муниципальных образований), части территории административного центра субъекта Российской Федерации, особо важного и режимного объекта согласно утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации схемам размещения территориальных органов.
Статус территориальных органов МВД России на региональном уровне установлен утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородскому району является государственным органом. Будучи ответчиком по арбитражному делу, он в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на решение вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов отдела МВД в сфере экономической деятельности, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ обжалованные судебные акты по делу N А08-5276/2017 подлежат отмене с направлением дела в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству, если не имеется иных причин, препятствующих этому процессуальному действию.
Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2017 по делу N А08-5276/2017 отменить, направить дело в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородскому району.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий судья |
Самуйлов С.В. |
Судья |
Букина И.А. |
Судья |
Капкаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отдел МВД России по району (ответчик) подал апелляционную жалобу на судебное решение о взыскании с него задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной по госконтракту.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала, что отдел освобожден от уплаты госпошлины, поскольку является госорганом.
Из НК РФ следует, что наличие у лица наряду со статусом государственного или муниципального органа процессуальной роли истца или ответчика является самостоятельным и достаточным основанием для его освобождения от уплаты госпошлины.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 г. N 310-ЭС18-781 по делу N А08-5276/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7023/17
09.02.2018 Определение Арбитражного суда Белгородской области N А08-5276/17
10.11.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5219/17
10.11.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7023/17
31.08.2017 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-5276/17