Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 июля 2018 г. N 03-04-05/46755
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу включения затрат на приобретение земельных участков в расходы, которые учитываются в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
На основании пункта 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Пунктом 2 статьи 256 Кодекса установлено, что не подлежат амортизации, в частности, земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Пунктом 31 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, также установлено, что земля не подлежит амортизации.
Таким образом, стоимость земли не переносится на производимую налогоплательщиком продукцию. Следовательно, оснований относить затраты, направленные на приобретение земельного участка, к материальным или прочим расходам, в составе которых учтены иные расходы собственников земли, землевладельцев и землепользователей, не имеется.
Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 14231/05.
Кроме того, порядок учета расходов на приобретение права на земельные участки, установленный положениями статьи 264.1 Кодекса, определяет учет расходов на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 Кодекса.
Таким образом, расходы на приобретение земельных участков, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, не учитываются в текущих расходах при формировании налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Однако, налогоплательщик имеет право учесть стоимость приобретенного земельного участка в расходах для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц при его реализации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.