Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 августа 2018 г. N 34785-ВЯ/07
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 июля 2018 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 175-ФЗ) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции, определенной пунктом 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, доводит до сведения участников отношений по долевому строительству свою позицию по особенностям применения с 1 июля 2018 года норм Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) в редакции Федерального закона N 175-ФЗ в отношении застройщиков, получивших разрешения на строительство до 1 июля 2018 года, включая вопросы осуществления уполномоченными банками контроля за соответствием назначения и размера платежей застройщиков, получивших разрешения на строительство до 1 июля 2018 года.
В отношении застройщиков, получивших разрешения на строительство до 1 июля 2018 года (далее - застройщики), в соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ применение положений Федерального закона N 214-ФЗ имеет существенные особенности:
а) положения статьи 2, второго предложения части 1.1, частей 2 - 2.2 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и Федеральным законом N 175-ФЗ;
б) положения частей 2.3 и 2.6 статьи 3, а также положения статей 18 - 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ применяются в редакции Федерального закона N 175-ФЗ с учетом особенностей, установленных переходными положениями Федерального закона N 175-ФЗ, в частности, частями 8-10 статьи 8.
В соответствии с положениями части 8 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ застройщики до 1 сентября 2018 года обязаны открыть расчетный счет в уполномоченном банке в отношении каждого разрешения на строительство, полученного до 1 июля 2018 года. Реквизиты указанного счета должны быть указаны в проектной декларации застройщика, при этом федеральным законодателем не ограничена возможность открытия застройщиком указанных счетов в разных уполномоченных банках. Указанные расчетные счета могут быть открыты застройщиком в разное время, но в пределах срока, установленного частью 8 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ (до 1 сентября 2018 года).
Обязанность открытия в том же уполномоченном банке расчетных счетов технического заказчика и генерального подрядчика, взаимодействующих с застройщиком в рамках осуществления строительства, разрешение на которое получено до 1 июля 2018 года, действующей редакцией Федерального закона N 214-ФЗ не предусмотрена.
Федеральный закон N 214-ФЗ не ограничивает застройщика в праве использовать расчетный счет, открытый в уполномоченном банке ранее 1 июля 2018 года, для осуществления операций с учетом особенностей, предусмотренных частью 8 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ, если сведения о таком счете указаны в проектной декларации.
Застройщик также не ограничен в праве расторгнуть ранее заключенный с уполномоченным банком договор, закрыть расчетный счет в данном банке с учетом условий договора банковского счета и открыть расчетный счет в ином уполномоченном банке.
Установленная Федеральным законом N 175-ФЗ обязанность открытия застройщиками расчетных счетов в уполномоченных банках в отношении каждого полученного до 1 июля 2018 года разрешения на строительство не влечет обязанности закрытия застройщиками их расчетных счетов, иных банковских счетов, используемых для осуществления операций, связанных с иной (помимо создания объектов долевого строительства) хозяйственной деятельностью застройщиков.
Уполномоченный банк исполняет распоряжение застройщика о проведении операции по расчетному счету застройщика не позднее следующего рабочего дня со дня его получения. При этом уполномоченный банк вправе приостановить исполнение распоряжения или отказать в его исполнении в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ.
Уполномоченный банк приостанавливает на срок до трех рабочих дней исполнение распоряжения застройщика при одновременном наличии двух условий:
если указанные в графе "Назначение платежа" распоряжения сведения не позволяют очевидным образом установить, что данная операция является операцией по исполнению обязательств застройщика, возникших до 1 июля 2018 года;
при наличии фактов, очевидных признаков, свидетельствующих о нарушении застройщиком требований части 3 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ, применяемых с учетом части 8 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ, а именно за исключением исполнения обязательств застройщика, которые возникли до 1 июля 2018 года.
При приостановлении исполнения распоряжения уполномоченный банк вправе потребовать от застройщика предоставления документов, являющихся основанием для составления распоряжения и подтверждающих соблюдение застройщиком требований части 3 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ, применяемых с учетом части 8 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ, а именно за исключением исполнения обязательств застройщика, которые возникли до 1 июля 2018 года.
По истечении срока, на который операция приостановлена, уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня исполняет распоряжение, либо, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ, отказывает в проведении операции по расчетному счету застройщика и уведомляет об этом контролирующий орган и публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в день отказа от проведения операции по счету.
Уполномоченный банк отказывает в проведении операции по расчетному счету застройщика в случае, когда совершение такой операции будет нарушать требования, установленные частью 3 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ.
В случае, если при проверке назначения платежа по операции и (или) прилагаемых документов, необходимых для проведения операции, уполномоченный банк выяснит, что такая операция подпадает под запрет, предусмотренный частью 3 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ, уполномоченный банк проверяет дату возникновения обязательства исходя из условий, установленных в договоре, и исполняет распоряжение застройщика, если платеж направлен на исполнение обязательств такого застройщика, которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона N 175-ФЗ.
Необходимо отметить, что часть 1.1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ была введена Федеральным законом N 218-ФЗ и изменена Федеральным законом N 175-ФЗ. Исходя из совокупности положений части 7 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ, руководствуясь логикой законодателя, направленной на применение в отношении застройщиков, получивших разрешения на строительство до 1 июля 2018 года, положений части 1.1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ без учета изменений, предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ и Федеральным законом N 175-ФЗ, запрет на привлечение застройщиками средств участников долевого строительства одновременно по всем разрешениям на строительство, выданным им до 1 июля 2018 года, отсутствует, в том числе в случаях, когда строительство по таким разрешениям осуществляется не в рамках одного градостроительного плана земельного участка или проекта планировки территории.
Таким образом, застройщик, получивший два или более разрешений на строительство до 1 июля 2018 года, вправе начать или продолжать одновременное привлечение средств граждан - участников долевого строительства объектов долевого строительства или их комплексов по каждому из таких разрешений. По смыслу части 7 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ к застройщикам в отношении проектов долевого строительства, осуществляемых по разрешениям на строительство, полученным до 1 июля 2018 года, часть 2.6 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ применяется к застройщикам только в части подпункта 3.
С учетом положений частей 7 и 8 статьи 8 Федерального закона N 175-ФЗ, исходя из смыслового содержания положений статей 18 и 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона N 175-ФЗ ) в их совокупности и взаимосвязи, по мнению Минстроя России, в отношении застройщиков, получивших разрешения на строительство до 1 июля 2018 года, статья 18 применяется в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ и Федеральным законом N 175-ФЗ, с одновременным распространением на указанных застройщиков положений части 3 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции Федерального закона N 175-ФЗ) по обязательствам, возникшим после 1 июля 2018 года.
Положения статьи 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ в редакции Федерального закона N 175-ФЗ следует применять к застройщикам, получившим разрешения на строительство до 1 июля 2018 года, только в части пункта 1 части 3 указанной статьи.
|
В.В. Якушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минстроем России разъяснены особенности применения норм вступивших в силу поправок в Закон о долевом строительстве.
Затронуты вопросы осуществления уполномоченными банками контроля за соответствием назначения и размера платежей застройщиков, получивших разрешения на строительство до 1 июля 2018 г.
Отметим, поправки действуют с 1 июля 2018 г. и устанавливают обязательное банковское сопровождение расчетных счетов застройщиков.
Согласно разъяснениям застройщики обязаны до 1 сентября 2018 г. открыть расчетный счет в уполномоченном банке в отношении каждого разрешения на строительство, полученного до 1 июля 2018 г. Уполномоченный банк приостанавливает проведение операции по счету, если не может установить, что она является операцией по исполнению обязательств застройщика, возникших до 1 июля 2018 г.
Обязанность открытия в том же уполномоченном банке расчетных счетов технического заказчика и генерального подрядчика, взаимодействующих с застройщиком в рамках осуществления строительства, разрешение на которое получено до 1 июля 2018 г., не предусмотрена.
Также указано, что застройщик, получивший два и более разрешений на строительство до 1 июля 2018 г., вправе начать и продолжать привлечение денежных средств участников долевого строительство по каждому из таких разрешений на строительство.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 августа 2018 г. N 34785-ВЯ/07
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", сентябрь 2018 г., N 9, в информационном бюллетене "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", 2018 г., N 5