Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2018 г. N 5-КГ18-159
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Нефедова О.Н. и Зинченко И.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО НПО "Центр", ООО НПО "Технология-Центр", ООО НПО "Технология-Запад", ООО НПО "Технология", ООО НПО "Запад", АО "Московский шёлк", ООО "Перевал", ООО НПО "Технология-Восток", ЗАО "Бизнес-Центр Замоскворечье" о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 973-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП" по кассационным жалобам ООО НПО "Центр", ООО НПО "Технология-Центр", ООО НПО "Технология-Запад", ООО НПО "Технология", ООО НПО "Запад", АО "Московский шёлк", ООО "Перевал", ООО НПО "Технология-Восток", ЗАО "Бизнес-Центр Замоскворечье" на определение Московского городского суда от 27 июня 2017 года и апелляционное определение Судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 27 сентября 2017 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного постановления следует читать как "N 937-ПП"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей ООО НПО "Центр", ООО НПО "Технология-Центр", ООО НПО "Технология-Запад", ООО НПО "Технология", ООО НПО "Запад", АО "Московский шёлк", ООО "Перевал", ООО НПО "Технология-Восток", ЗАО "Бизнес-Центр Замоскворечье" Пахорукова Я.В., Краснова М.Ю., Полушина И.С., представителя ООО НПО "Центр", ООО НПО "Технология-Центр", ООО НПО "Технология-Запад", ООО НПО "Технология", ООО НПО "Запад", ООО НПО "Технология-Восток" Пивоварчика С.С., пояснения представителя Правительства Москвы Моисеева А.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ООО НПО "Центр", ООО НПО "Технология-Центр", ООО НПО "Технология-Запад", ООО НПО "Технология", ООО НПО "Запад", АО "Московский шёлк", ООО "Перевал", ООО НПО "Технология-Восток", ЗАО "Бизнес-Центр Замоскворечье" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 973-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП".
Определением Московского городского суда от 27 июня 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 27 сентября 2017 года, производство по административному делу прекращено.
Прекращая производство по административному делу, суд исходил из того, что оспариваемый пункт 3 постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП, устанавливающий порядок применения названного постановления, фактически утратил силу с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП, которым утверждена новая кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года, в связи с чем не является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов административных истцов.
В кассационных жалобах ООО НПО "Центр", ООО НПО "Технология-Центр", ООО НПО "Технология-Запад", ООО НПО "Технология", ООО НПО "Запад", АО "Московский шёлк", ООО "Перевал", ООО НПО "Технология-Восток", ЗАО "Бизнес-Центр Замоскворечье" просят об отмене названных выше судебных актов в связи с неправильным применением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационных жалоб и материалов административного дела Судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, Правительством Москвы 21 ноября 2014 года принято Постановление N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Москвы 26 декабря 2016 года N 937-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
Пунктами 1.1-1.57 Постановления N 937-ПП в таблицы 3.2-3.3.15, 3.19, 3.28-3.32, 3.34-3.36, 3.40, 3.42, 3.43, 3.45, 3.47, 3.48, 3.52, 3.56-3.61, 3.66-3.73, 3.75, 3.77-3.84, 3.90-3.92, 3.95 приложения к Постановлению N 688-ПП внесены изменения, которые изложены в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Пунктом 3 Постановления N 937-ПП установлено, что Постановление N 688-ПП (в редакции настоящего постановления) применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
Заявителям на праве собственности принадлежат нежилые помещения, в связи с чем они являются плательщиками налога на имущество организаций.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налога на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Таким образом, постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП, изменяя кадастровую стоимость принадлежащих заявителям на праве собственности объектов недвижимости на период 2016 года, изменило налоговую базу, что привело к увеличению размера налога на имущество организаций в отношении указанных объектов.
Применение оспариваемого постановления с 1 января 2016 года, явилось основанием для вынесения налоговым органом актов камеральной налоговой проверки, в соответствии с которыми определение налоговой базы, установленной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП (без учёта изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП) квалифицировано как занижение кадастровой стоимости.
Устанавливающее новую кадастровую стоимость постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.
Таким образом, постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2016 года N 937-ПП регулирует налоговые правоотношения в налоговом периоде 2016 года, и непосредственно затрагивает права, обязанности и законные интересы административных истцов.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 6-П, следует, что возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя, и, в случае подтверждения такой возможности, производство по делу должно быть начато.
В связи с допущенными существенными нарушениями норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административных истцов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение Московского городского суда от 27 июня 2017 года и апелляционное определение Судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 27 сентября 2017 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2018 г. N 5-КГ18-159
Текст определения официально опубликован не был