• ДОКУМЕНТ

Приложение. Методика составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления

ГАРАНТ:

Настоящая Методика вводится в действие с итогов за 2017 г.

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 15.08.2018 N 502

 

Методика
составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления

ГАРАНТ:

См. Методику составления баланса рыбы и рыбопродуктов для определения среднедушевого уровня их потребления, согласованную с Минсельхозом России и Росрыболовством, утвержденную приказом Росстата от 16 июля 2020 г. N 389

I. Общие положения

 

Настоящая Методика разработана с учетом рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по составлению балансов продовольственных ресурсов, в соответствии с которыми уровень среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов определяется на основе баланса ресурсов и использования рыбы и рыбопродуктов, сформированного в живом весе (весе сырца).

Баланс ресурсов и использования рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца)* представляет собой систему сбалансированных данных по источникам поступления ресурсов рыбы, других водных биоресурсов, продуктов их переработки и направлениям их использования.

Показатели баланса позволяют определять фонд личного потребления, рассчитывать среднедушевой уровень потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца), прогнозировать улов (добычу), экспорт рыбы и других водных биоресурсов, а также оценивать ситуацию на рынке, потребности в импорте этой продукции.

Баланс рыбы и рыбопродуктов содержит информацию, как по сырью, так и по продуктам его переработки.

Схема баланса рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца):

Ресурсы:

1. Запасы на начало года

2. Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов

3. Импорт

4. Итого ресурсов

Использование ресурсов:

5. Переработка на непищевые цели

6. Экспорт

7. Потери

8. Запасы на конец года

9. Фонд личного потребления

Баланс формируется Росстатом с использованием информации Минсельхоза России, Росрыболовства и ФТС России по отдельным статьям баланса за календарный год в натуральном выражении в живом весе (весе сырца) в целом по Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти (субъекты официального статистического учета), ответственные за расчеты статей баланса рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) приведены в приложении N 1.

Информационной базой для составления баланса являются данные федерального статистического наблюдения, выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, таможенной статистики, отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса и других источников, характеризующих образование ресурсов рыбы и рыбопродуктов и направления их использования. Кроме того, при определении отдельных статей баланса применяются экспертные оценки и экономические расчеты.

Объем ресурсов складывается из объемов улова рыбы и добычи других водных биоресурсов, их импорта (включая пищевые продукты их переработки), запасов на начало отчетного года.

Использование ресурсов формируется из объемов переработки рыбы и других водных биоресурсов на непищевые цели, экспорта рыбы и других водных биоресурсов и пищевых продуктов их переработки, потерь, фонда личного потребления и запасов на конец отчетного года.

Фонд личного потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) рассчитывается как разность между всеми приходными статьями баланса и статьями, отражающими расход рыбы и других водных биоресурсов: переработку продукции на непищевые цели, экспорт, потери, а также наличие запасов на конец отчетного года. Фонд личного потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) используется для оценки уровня потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) в расчете на душу населения.

 

II. Формирование отдельных статей баланса

 

Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов

 

Данные об улове рыбы и добыче других водных биоресурсов формируются Росрыболовством. Уловом (добычей) является рыба всех видов, ракообразные (например, крабы, раки, креветки), моллюски (например, кальмары, мидии, устрицы, морские гребешки), водоросли (например, ламинарии), морской зверь и киты, извлеченные из водной среды, но еще не подвергнутые процессу охлаждения и другим способам сохранения и переработки.

В общий итог улова включается также изъятая из водных объектов продукция товарной аквакультуры (товарного рыбопроизводства): рыба, ракообразные, моллюски и водоросли, выращенные и выловленные в морях и пресноводных водоемах (например, прудах, реках, водохранилищах, озерах) с целью реализации в живом виде при соблюдении соответствующих условий сохранения, а также для выработки пищевой и непищевой продукции.

Водные биологические ресурсы и объекты аквакультуры (рыбоводства) представлены в соответствии с принятой в отечественном рыбном хозяйстве биологической систематизацией, положенной в основу формы федерального статистического наблюдения N 1-П (рыба) и классификаторов ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2, в целом сопоставимых со Стандартной статистической классификацией водных животных и растений ФАО.

Улов всех водных биоресурсов учитывается в весе сырого неразделанного (нешкеренного) сырца (то есть в живом весе).

 

Импорт/экспорт товаров из рыбы и других водных биоресурсов

 

Данные о количестве товаров в натуральном выражении (нетто) из рыбы и других водных биоресурсов, поступивших за год на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом "импорт" и вывезенных в соответствии с таможенным режимом "экспорт" в другие страны, агрегируются по отдельным товарным позициям в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС на основании таможенной статистики, а также сведений о взаимной торговле с государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), формируемых на основании Статистической формы учета перемещения товаров. В экспорт также включены товары из рыбы и других водных биоресурсов, выгруженные в иностранных портах или перегруженные с борта российских судов на борт иностранных судов в открытом море, то есть проданные вне зоны действия таможенного контроля, по данным формы федерального статистического наблюдения N 8-ВЭС-рыба. Объемы импорта и экспорта из веса нетто пересчитываются Росрыболовством с применением коэффициентов перевода в живой вес (вес сырца) по отдельным товарным позициям в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС. В расчете используются данные о количестве товаров из рыбы и других водных биоресурсов для пищевых целей.

 

Переработка на непищевые цели

 

Данные об объеме переработки рыбы и других водных биоресурсов на непищевые цели: муку тонкого и грубого помола, гранулы и продукты прочие из рыбы, ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, не пригодные для употребления в пищу, определяются Росстатом по данным форм федерального статистического наблюдения с последующим пересчетом по усредненным коэффициентам перевода в живой вес (вес сырца), рассчитываемым Росрыболовством.

 

Потери продукции

 

Объем потерь:

в сельскохозяйственных организациях при хранении и транспортировке определяется Минсельхозом России на основании данных отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса с распространением до полного круга организаций с последующим пересчетом по средневзвешенному переводному коэффициенту в живой вес (вес сырца), рассчитываемому Росстатом;

в организациях, осуществляющих переработку рыбы и других водных биоресурсов, на транспорте определяется Росрыболовством на основе экспертных оценок.

 

Запасы продукции

 

Объем запасов продукции:

в организациях, осуществляющих переработку рыбы и других водных биоресурсов, определяется Росстатом по данным форм федерального статистического наблюдения с последующим пересчетом по усредненным коэффициентам перевода в живой вес (вес сырца), рассчитываемым Росрыболовством;

в организациях, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, определяется Росстатом по данным форм федерального статистического наблюдения с последующим пересчетом по средневзвешенным переводным коэффициентам в живой вес (вес сырца), рассчитываемым Росстатом;

в сельскохозяйственных организациях определяется Минсельхозом России по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса с распространением до полного круга организаций с последующим пересчетом по средневзвешенному переводному коэффициенту в живой вес (вес сырца), рассчитываемому Росстатом;

у населения формируется Росстатом по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств с распространением на все население и с последующим пересчетом по средневзвешенным переводным коэффициентам в живой вес (вес сырца), рассчитываемым Росстатом.

 

Фонд личного потребления

 

Фонд личного потребления рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) определяется исключением из всех ресурсов той их части, которая не была использована в отчетном году на питание: переработка на непищевые цели, потери в организациях, осуществляющих переработку рыбы и других водных биоресурсов, на транспорте, в сельскохозяйственных организациях при хранении и транспортировке, экспорт, запасы на конец года.

Исходя из фонда потребления и среднегодовой численности населения определяется среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца).

Источники информации и алгоритмы расчета статей баланса рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) приведены в приложении N 2.

 

III. Информационное обеспечение расчета статей баланса рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца)

 

Источниками информации для расчета статей баланса рыбы и рыбопродуктов в живом весе (весе сырца) являются:

1. Форма федерального статистического наблюдения N 1-П (рыба) "Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и изъятии объектов товарной аквакультуры (товарного рыбопроизводства)";

2. Форма федерального статистического наблюдения N 1-натура-БМ "Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей";

3. Форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) - натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием";

4. Форма федерального статистического наблюдения N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием";

5. Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем";

6. Форма федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";

7. Форма федерального статистического наблюдения N 1-В "Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств";

8. Форма федерального статистического наблюдения N 1-А "Дневник домохозяйства";

9. Форма федерального статистического наблюдения N 8-ВЭС-рыба "Сведения об экспорте рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов";

10. Форма федерального статистического наблюдения N 1-потребительские цены "Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению";

11. Форма федерального статистического наблюдения N 16-АПК "Баланс продукции" (отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса);

12. Форма федерального статистического наблюдения N 3-торг (ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия";

13. Данные таможенной статистики.

 

______________________________

* Определение дано исключительно в целях применения в данной Методике.

 

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости