Draft laws considered by legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation. Requirements for technical legal implementation
ОКС 03.160
Дата введения - 1 июня 2018 г.
Введен впервые
Полужирный шрифт в тексте не приводится
Предисловие
1 Разработан Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1263-ст
4 Введен впервые
Введение
В связи с активизацией законодательной деятельности в субъектах Российской Федерации и эволюцией законодательства становится актуальной проблема качества законов, являющегося необходимым условием признания норм права общеобязательных и действующих правил поведения.
Качество законов и методы исполнения совокупности требований, составляющих законодательную базу, - понятия неразрывные. В связи с этим остро встает проблема внедрения современных методологических правил, позволяющих субъектам права законодательной инициативы и разработчикам законопроектов ориентироваться в вопросах законодательной техники.
Настоящий стандарт разработан с учетом наилучшего отечественного опыта законопроектной деятельности, а также практики нормотворческой деятельности зарубежных стран.
Цель стандарта состоит в соблюдении единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к юридико-техническому оформлению законопроектов, рассматриваемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Настоящий стандарт предназначен для применения Собраниями депутатов при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.
2 Структура законопроектов
2.1 Наименование
Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование законопроекта следует писать с прописной буквы по центру страницы полужирным шрифтом.
2.2 Преамбула (введение)
Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула предваряет текст законопроекта.
Преамбула не должна содержать самостоятельные нормативные предписания; подразделяться на статьи; содержать ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; содержать легальные дефиниции; формулировать предмет регулирования законопроекта; нумероваться. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
2.3 Структурные единицы законопроекта
Законопроект может быть разделен на структурные единицы. Употребляют следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
- раздел;
- глава;
- статья.
Не следует вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.
В случаях, когда текст законопроекта содержит всего несколько статей, текст законопроекта следует делить только на статьи, без деления на главы.
Часть законопроекта обозначается словами: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ и т.д.
Часть законопроекта может иметь наименование: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ либо обозначаться (в кодексах) следующим образом: ОБЩАЯ ЧАСТЬ; ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.
Обозначение и наименование части законопроекта следует писать прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта выделяют полужирным шрифтом.
2.4 Раздел
Раздел законопроекта должен иметь порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение и наименование раздела следует писать прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела выделяют полужирным шрифтом.
Пример
РАЗДЕЛ 2.
ТУРИСТЫ
В случае если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, обозначение и наименование раздела оформляют следующим образом.
Пример
РАЗДЕЛ 1.
ОБРАЗЕЦ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ
НАРОДНОГО ДРУЖИННИКА
2.5 Подраздел
Подраздел законопроекта должен иметь порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение подраздела следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
2.6 Глава
Глава законопроекта должна нумероваться арабскими цифрами и иметь наименование.
Обозначение главы следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример
Глава 2. Территориальная организация местного самоуправления
В случае если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела оформляют следующим образом.
Пример
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социальной поддержки населения
2.7 Параграф
Параграф законопроекта должен быть обозначен знаком с указанием порядкового номера, обозначаемого арабскими цифрами, и наименования.
Наименование параграфа следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример
1. Жилые зоны
2.8 Статья
Статья законопроекта является его основной структурной единицей. Она должна иметь порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование. В исключительных случаях наименование может отсутствовать.
Обозначение статьи следует писать с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Пример
Статья 11. Основные задачи Уполномоченного
1. ... (часть 1)
2. ... (часть 2)
Если статья не имеет наименования, то точку после номера статьи не ставят, а обозначение статьи пишут с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Пример
Статья 11
1. ... (часть 1)
2. ... (часть 2)
Каждая структурная единица статьи должна иметь только ей свойственное обозначение.
Статью законопроекта подразделяют на части.
Части статьи обозначают арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяют на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяют на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Пример
Статья 11. Основные задачи Уполномоченного
1. .... (часть 1)
2. ...: (абзац первый части 2)
1) ...; (пункт 1 части 2)
а) ...; (подпункт "а" пункта 1 части 2)
или
Статья 11
1. .... (часть 1)
2. ...: (абзац первый части 2)
1) ...; (пункт 1 части 2)
2) ...: (пункт 2 части 2)
а) ...; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) .... (подпункт "б" пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделять на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Не допускается деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта на пункты и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия.
Не допускается деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта на подпункты и абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия.
В случае если статья состоит из одной части, такая часть не имеет обозначения. Если подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, их следует считать пунктами и нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом.
Пример
Статья 20. Основные полномочия Губернатора Ленинградской области
Губернатор Ленинградской области:
1) представляет Ленинградскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ленинградской области; (пункт 1 статьи 20)
2) обнародует законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов, либо отклоняет областные законы, принятые Законодательным собранием Ленинградской области; (пункт 2 статьи 20)
Не допускается деление последнего в статье пункта (или подпункта) на абзацы, начинающиеся с прописной буквы.
Пример
Статья 11
1. .... (часть 1)
2. ...: (абзац первый части 2)
1) ...; (пункт 1 части 2)
2) .... (пункт 2 части 2)
Введение такого абзаца не допускается, так как будет не ясно, к какой структурной единице он относится (или абзац второй пункта 2 части 2, или абзац четвертый части 2 данной статьи).
Пример
Статья 6. Финансовые меры стимулирования деятельности в сфере промышленности
1. Финансовые меры стимулирования деятельности в сфере промышленности осуществляются в формах, предусмотренных федеральным законодательством, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, с учетом особенностей и состояния отраслей промышленности города Москвы, (часть 1)
2. Финансовые меры стимулирования деятельности в сфере промышленности могут осуществляться в следующих формах: (абзац первый части 2)
1) предоставление льгот или установление понижающих ставок по: (абзац первый пункта 1 части 2)
а) налогу на имущество организаций; (подпункт "а" пункта 1 части 2)
б) земельному налогу; (подпункт "б" пункта 1 части 2)
в) налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы; (подпункт "б" пункта 1 части 2)
2) предоставление субсидий; (пункт 2 части 2)
3) предоставление дополнительных гарантий и компенсаций при реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы в сфере промышленности. (пункт 3 части 2)
2.9 Оформление законопроектов о ратификации
Законопроекты о ратификации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными государствами, а также с другими субъектами Российской Федерации, не содержащие никаких других нормативных предписаний, оформляют следующим образом:
Пример
О ратификации Соглашения о сотрудничестве между Московской областью и Кемеровской областью
Статья 1
Ратифицировать Соглашение о сотрудничестве между Московской областью и Кемеровской областью, подписанное в городе Красногорске Московской области, 10 ноября 2014 года.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Если законопроект о ратификации международных договоров Российской Федерации включает в себя ратификацию нескольких международных договоров или содержит положения о порядке его вступления в силу, такой законопроект оформляют в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов, содержащих статьи без наименования.
Наименование соглашения Российской Федерации в законопроекте о ратификации должно быть полностью идентично наименованию этого соглашения в подписанном оригинале. Внесение каких-либо изменений не допускается.
2.10 Оформление законопроектов о внесении изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации
Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты не имеют наименований статей; подразделяются на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут быть подразделены на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Пример
Статья 1
Внести в Закон ... от ... N ... "Об ..." следующие изменения:
1) ...; (пункт 1)
2) ...; (пункт 2)
а) ...; (подпункт "а" пункта 2)
б) ...; (подпункт "б" пункта 2)
или
Статья 1
Внести в Закон ... от ... N ... "Об ..." следующие изменения:
...; (абзац второй)
...; (абзац третий)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1) ...; (пункт 1)
2) ...; (пункт 2)
3) ...; (пункт 3)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
...; (абзац второй)
...; (абзац третий)
2.11 Нумерация структурных единиц законопроектов
Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Не допускается отдельная нумерация, например, статей каждой главы, или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Не допускается изменение нумерации частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Не допускается изменение нумерации частей статей, пунктов и буквенного обозначения подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносят в конец законодательного акта, необходимо продолжать нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносят в конец структурной единицы статьи, необходимо также продолжать нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).
Если законодательный акт дополняют новыми структурными единицами, новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 51, статья 72, часть 21, пункт 33, подпункт "б1").
Пример
Статья 2
Внести в Закон ... от ... N ... "Об ..." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:
1) дополнить статьей 151 следующего содержания:
"Статья 151. ...
1. ...
2. ...";
2) в статье 16:
часть 2 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21) ...;";
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б2" следующего содержания:
"б2) ...;".
При признании статьи или главы законодательного акта утратившей силу место этой статьи или главы в структуре законодательного акта сохраняют, а в текущей редакции законодательного акта делают следующую запись.
Пример
"Статья 6. (Утратила силу на основании Закона ... от ... N ....)".
При признании структурной единицы статьи законодательного акта утратившей силу ее место в структуре статьи сохраняют, а в текущей редакции законодательного акта делают следующую запись.
Пример
"6. (Часть 6 утратила силу на основании Закона ... от ... N ....)".
При дополнении законодательного акта новой структурной единицей следует убедиться в том, что в результате такого дополнения не образовываются "двойные" (по номеру или по букве, которыми они обозначены) структурные единицы.
2.12 Оформление статей о вступлении в силу
В статьях о вступлении законопроектов в силу следует использовать понятие "вступление в силу". Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить порядок вступления в силу данного законодательного акта.
Пример
Настоящий Закон ... вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
При определении срока вступления в силу не допускаются такие формулировки, как "по истечении месяца после дня официального опубликования".
Примечание - Месяцы включают в себя разное количество дней, это может быть тридцать, тридцать один, двадцать восемь и двадцать девять дней.
Если законодательный акт не является специальным законодательным актом о порядке вступления в силу другого законодательного акта, то он должен определять порядок вступления в силу только тех нормативных предписаний, которые содержатся в нем самом.
Срок вступления в силу законодательного акта и/или его структурных единиц определяется точной датой, а не промежутком времени. Например, недопустимы такие формулировки, как "вступает в силу со дня официального опубликования, но не позднее 1 января 2017 года".
Если в статье о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц законопроекта, необходимо формировать текст законопроекта таким образом, чтобы иметь возможность точно вычленить эти структурные единицы.
Пример
Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, за исключением пункта 2 части 2 и части 3 статьи 8, которые вступают в силу с 1 января 2018 года.
2.13 Употребление понятия "введение в действие"
Понятие "введение в действие" употребляют только по отношению к кодексам, принимаемым на уровне федерального законодательства. Самостоятельный федеральный закон о введении в действие принимают только в отношении кодексов.
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации с наименованием "Кодекс" понятие "введение в действие" не употребляется, отдельный закон субъекта Российской Федерации о введении в действие не принимается.
2.14 Примечания к статьям
Следует избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такие положения следует формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Обозначение примечания следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом и располагать после текста статьи законодательного акта с абзацного отступа. После слова "Примечание" ставят точку. Текст примечания печатают в строку с обозначением примечания.
Пример
Примечание. Для целей применения настоящей статьи под домовладением понимается жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Если имеется несколько примечаний, слово "примечание" употребляют во множественном числе. Обозначение примечаний следует писать с прописной буквы полужирным шрифтом и располагать после текста статьи законодательного акта с абзацного отступа. После слова "примечание" ставят двоеточие. Текст каждого примечания располагают после обозначения примечаний с абзацного отступа и обозначают арабской цифрой с точкой, означающей в данном случае порядковый номер примечания.
Пример
Примечания:
1. Под платными парковками в настоящей статье понимаются парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, в отношении которых в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, принято решение об использовании их на платной основе.
2. Под занятием парковочного места на платной парковке без оплаты в настоящей статье понимается:
размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке без внесения установленной в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга, платы (далее - плата);
размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке в случае внесения платы в меньшем размере.
При внесении изменений в примечания к статьям законодательного акта рекомендуется использовать следующие формы:
Пример
1) в статье 4:
а) ...;
б) примечания 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. ....
2. ....";
2) статью 5 дополнить примечанием 3 следующего содержания:
"3. ....";
3) статью 6 дополнить примечанием 11 следующего содержания:
"11. ....";
Примечания:
1. ....
2. ....
2) в примечании 2 к статье 8 слова "..." исключить;
3) в статье 9:
а) в примечании 1 слова "..." заменить словами "...";
4) примечание 3 к статье 10 признать утратившим силу.
При внесении изменений в уже имеющиеся примечания к статьям законодательного акта следует придерживаться тех вариантов оформления, которые были ранее применены в данном законодательном акте.
2.15 Приложения к законопроектам
Законопроекты могут иметь приложения, в которых приведены перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
В приложения следует помещать только те положения законодательного акта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи законодательного акта, но которые должны быть урегулированы на уровне законодательного акта.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруют арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак "N" также не указывают.
Наименование приложения располагают по центру страницы.
Обозначение приложения располагают в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Пример
Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О целевой программе Санкт-Петербурга
"Молодежи - доступное жилье"
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
"МОЛОДЕЖИ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"
или
Приложение 1
к Закону Санкт-Петербурга
"О внесении изменений в отдельные
законы Санкт-Петербурга в связи
с введением государственной должности
Санкт-Петербурга Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Санкт-Петербурге"
СПРАВКА
О ДОХОДАХ, ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО
ХАРАКТЕРА ЛИЦА, ЗАМЕЩАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В случаях, когда в приложение вносят несколько изменений или трудно определить, что конкретно подлежит изменению в приложении (строка, позиция), рекомендуется полностью представить приложение в новой редакции.
Пример
4) приложение 1 изложить в новой редакции (прилагается);
или
4) приложение 1 изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к Закону ... "О ..."
(в редакции Закона ...
"О внесении изменений
в Закон ... "О ...")
(Наименование приложения)
(Текст приложения в новой редакции.)".
3 Порядок использования ссылок
3.1 Ссылки на статьи данного законопроекта и на другие законодательные акты
Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяют только в случаях, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
3.2 Использование ссылок и действие законодательного акта
Допускается использование ссылок только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты не допускаются.
3.3 Необходимые реквизиты, используемые при ссылках
При необходимости использовать в законопроекте ссылку на законодательный акт указывают следующие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта. При отсутствии номера законодательного акта указывают его вид, дату подписания и наименование законодательного акта.
Пример
"в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "25 июля 2005 года"
или
"утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 5 июня 2008 года N 657".
3.4 Оформление неоднократных ссылок
При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяют следующую форму.
Пример
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации"), Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В случае, если по редакционным причинам при первом упоминании законодательного акта невозможно сделать запись "(далее - Федеральный закон "О ...")", подобную запись не делают, а при всех последующих упоминаниях законодательного акта указывают дату его подписания и регистрационный номер.
3.5 Оформление ссылок на законодательный акт, полностью изложенный в новой редакции
Все ссылки на законодательные акты (независимо от того, были они изложены в новой редакции полностью или нет) следует оформлять единым образом с указанием даты подписания законодательного акта, его регистрационного номера и наименования, без указания в скобках даты подписания и регистрационного номера законодательного акта, в котором была приведена новая редакция:
Пример
на основании статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации";
в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей"
Исключение составляет оформление ссылок только на три законодательных акта:
1) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (поскольку ранее он был Законом РСФСР и имеет отличные от федеральных законов дату подписания и регистрационный номер - от 2 декабря 1990 года N 395-I);
2) Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (поскольку ранее он был Законом Российской Федерации и имеет отличные от федеральных законов дату подписания и регистрационный номер - от 17 января 1992 года N 2202-I);
3) Федеральный закон "О беженцах" (поскольку ранее он был Законом Российской Федерации и имеет отличные от федеральных законов дату подписания и регистрационный номер - от 19 февраля 1993 года N 4528-I).
Ссылки на указанные законодательные акты не должны содержать дату их подписания и регистрационный номер.
Пример
Периоды замещения должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
3.6 Оформление ссылок на Конституцию Российской Федерации
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляют следующим образом:
Пример
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
3.7 Оформление ссылок на кодексы Российской Федерации
При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указывают.
Пример
на основании Налогового кодекса Российской Федерации
в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации
в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации
3.8 Оформление ссылок на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывают.
Пример
в соответствии с пунктом 3 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации с соблюдением положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.9 Последовательность указания структурных единиц законодательного акта при ссылках
При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу, сначала указывают эту конкретную единицу, начиная с наименьшей.
Пример
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.10 Обозначение структурных единиц законодательного акта при ссылках
Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатают цифрами, обозначения подпунктов печатают строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Пример
подпункт "а2" пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 5
глава 5
разделы III и IV
3.11 Оформление ссылок на абзацы
Обозначения абзацев при ссылках на них указывают словами.
Пример
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример
Статья 11. Основные задачи Уполномоченного
1. .... (часть 1)
2. ...: (абзац первый части 2)
1) ...; (пункт 1 части 2)
2) ...: (абзац первый пункта 2 части 2)
а) ...; (абзац первый подпункта "а" пункта 2 части 2)
...; (абзац второй подпункта "а" пункта 2 части 2)
б) .... (подпункт "б" пункта 2 части 2)
3.12 Оформление ссылок на структурные единицы одного и того же законодательного акта
Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляют следующим образом:
Пример
положение части 4 статьи 9 настоящего областного закона
в связи с положениями настоящей главы
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга
содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы
3.13 Ссылки на акты разной юридической силы
Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются, например, ссылка в законодательном акте на конкретное постановление Правительства Российской Федерации.
3.14 Недопустимость ссылок на отсылочные нормы других законодательных актов
В тексте законопроекта не допускаются ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
4 Порядок указания источников официального опубликования
4.1 Источники официального опубликования законодательных актов субъекта Российской Федерации
Источники официального опубликования определяются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно. В качестве источников официального опубликования могут выступать официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", публикация в печатном средстве массовой информации.
Пример
Официальным опубликованием закона Санкт-Петербурга является первое размещение его полного текста на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в виде электронной копии бумажного документа, предназначенной для подробного воспроизведения графического образа и созданной с использованием открытых растровых графических форматов (*.bmp, *.jpeg и другие) или гибридных текстово-растровых форматов (*.pdf, *.djvu и другие) (далее - электронная копия бумажного документа), либо первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации: в журналах "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", в газетах "Санкт-Петербургские ведомости", "Петербургский дневник".
При официальном опубликовании законодательного акта субъекта Российской Федерации указывают его наименование, дату принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дату подписания, регистрационный номер.
При официальном опубликовании законодательного акта субъекта Российской Федерации допускается размещение электронной копии бумажного документа, не содержащей графического образа подписи должностного лица, подписавшего законодательный акт субъекта Российской Федерации.
4.2 Дата официального опубликования
Датой официального опубликования законодательного акта субъекта Российской Федерации является дата выхода в свет очередного номера периодического печатного издания, в котором законодательный акт субъекта Российской Федерации был впервые опубликован в полном объеме, либо дата первого размещения (опубликования) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если для официального опубликования законодательного акта субъекта Российской Федерации требуется несколько выпусков одного периодического печатного издания, датой его официального опубликования является дата выхода в свет последнего номера периодического печатного издания, в котором была завершена публикация этого законодательного акта субъекта Российской Федерации в полном объеме.
4.3 Эталонный текст законодательного акта
Текст законодательного акта субъекта Российской Федерации, который впервые был опубликован в полном объеме в периодическом печатном изданий либо размещен (опубликован) в полном объеме на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", считается эталонным текстом законодательного акта субъекта Российской Федерации.
Пример
7. Официальными считаются тексты правовых актов Ленинградской области, которые были опубликованы и (или) размещены:
в официальных периодических печатных изданиях Ленинградской области;
в периодических печатных изданиях, не являющихся официальными периодическими печатными изданиями Ленинградской области, в рамках закупок работ (услуг) для обеспечения государственных нужд Ленинградской области в опубликовании правовых актов Ленинградской области;
в сборниках правовых актов Ленинградской области, которые изданы органами государственной власти Ленинградской области;
на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);
на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области в сети "Интернет" (www.lenobl.ru);
на открытых для свободного доступа официальных сайтах органов государственной власти Ленинградской области в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет", на иных официальных сайтах в случаях, установленных федеральным законом;
в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонном банке данных правовой информации) "Законодательство России", создание, оперативное обслуживание и поддержка которого осуществляются органами государственной охраны;
в региональной информационной системе "Банк правовых актов Ленинградской области".
5 Внесение изменений в законодательные акты
5.1 Приведение законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты
Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовят предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
5.2 Случаи внесения изменений
Внесением изменений считают:
- замену слов, цифр;
- исключение слов, цифр, предложений;
- исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
- новую редакцию структурной единицы законодательного акта;
- дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
- дополнение структурными единицами законодательного акта;
- приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
- продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
Исключению подлежат только отдельные слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц законодательного акта, тогда как структурные единицы законодательного акта (главы, статьи, части статьи, пункты, подпункты, абзацы) подлежат признанию утратившими силу.
Пока законодательный акт или отдельные его структурные единицы не вступили в силу, признать их утратившими силу нельзя. Еще не вступившие в силу, но потерявшие свое значение структурные единицы законодательного акта подлежат исключению.
Если необходимость в законодательном акте отпала, а он еще не вступил в силу, применяется резолюция "Отменить".
5.3 Порядок внесения изменений в законодательные акты при принятии законодательных актов, устанавливающих новое правовое регулирование
Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Исключение составляют законопроекты о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
5.4 Оформление внесения изменений в законодательные акты
Внесение изменений в законодательные акты оформляют самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляют самостоятельными статьями.
Пример
"О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Татарстан "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" и Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан"
Статья 1
В абзаце восьмом статьи 3 Закона Республики Татарстан от 19 июля 1994 года N 2180-XII "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" (в редакции Закона Республики Татарстан от 22 января 2008 года N 6-ЗРТ) (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1994, N 7; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2001, N 7-8; 2003, N 9 (II часть); 2008, N 1) слово "и" заменить словом "или".
Статья 2
Внести в Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1998, N 12; 2003, N 6; 2005, N 7-8; 2009, N 7-8 (I часть) следующие изменения:
В статьях законопроекта законодательные акты, подлежащие изменению, располагают в хронологическом порядке по дате их подписания. В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагают в порядке возрастания их регистрационных номеров.
5.5 Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта
При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Если требуется внести различные изменения в законодательный акт и признать утратившими силу некоторые структурные единицы этого же законодательного акта, внесение изменений и признание утратившими силу структурных единиц оформляют одной статьей законопроекта.
Пример
Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1998, N 12; 2003, N 6; 2005, N 7-8; 2009, N 7-8 (I часть) следующие изменения:
1) в преамбуле слово "..." исключить;
2) часть вторую статьи 2 изложить в следующей редакции:
3) в части первой статьи 3 слова "..." исключить;
4) в части восьмой статьи 4 слова "..." заменить словами "...";
5) в абзаце втором части первой статьи 6 слова "..." исключить;
6) в статье 9:
а) абзац восьмой дополнить словами "...";
б) абзац шестнадцатый признать утратившим силу;
5.6 Указание реквизитов законодательного акта при внесении в него изменений
При внесении изменений в законодательный акт обязательно указывают вид акта, дату подписания акта, регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Пример
Внести в Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года N 9-ЗРК "О государственных должностях Республики Крым" (газета "Крымские известия" от 31 мая 2014 года N 105-106) изменение, дополнив статью 16 частью 4 следующего содержания:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указывают его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указывают вид законодательного акта, дату подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
5.7 Наименование законопроектов, вносящих изменения в законодательные акты
Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляют следующим образом:
Пример
О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О некоторых вопросах перевода земель или земельных участков в Удмуртской Республике из одной категории в другую"
или
О внесении изменений в некоторые областные законы в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области
Это же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения.
Пример
Статья 1
Внести в Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1998, N 12; 2003, N 6; 2005, N 7-8; 2009, N 7-8 (I часть) следующие изменения:
1) в преамбуле слово "..." исключить;
2) часть вторую статьи 2 изложить в следующей редакции:
3) в части первой статьи 3 слова "..." исключить;
4) в части восьмой статьи 4 слова "..." заменить словами "...";
5) в абзаце втором части первой статьи 6 слова "..." исключить;
6) в статье 9:
а) абзац восьмой дополнить словами "...";
б) абзац шестнадцатый признать утратившим силу;
Если изменяется (в любом виде) несколько структурных единиц законодательного акта или вносится несколько любых изменений в одну структурную единицу законодательного акта, в наименовании и абзаце первом законопроекта слово "изменение" употребляют во множественном числе.
5.8 Конкретизация наименования законопроекта о внесении изменений в законодательные акты
При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.
Пример
О внесении изменения в статью 9 Закона Волгоградской области от 21 октября 2008 г. N 1748-ОД "О социальном партнерстве в Волгоградской области"
5.9 Законодательный акт, в который могут вноситься изменения
Изменения всегда вносят только в основной законодательный акт. Не допускается вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт.
5.10 Недопустимость внесения в постоянно действующий законодательный акт правовых норм временного характера
Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается. При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимают самостоятельный законодательный акт.
5.11 Использование кавычек при оформлении внесения изменений
При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
5.12 Последовательность изложения внесения изменений в законодательный акт
Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
5.13 Дополнение законодательного акта структурной единицей, находящейся на стыке более крупных структурных единиц
При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывают точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть законодательного акта.
Пример
(в главе 1 имеется 14 статей)
Главу 1 Закона ... от ... N ... "О ..." дополнить статьей 141 следующего содержания:
или
Главу 2 Закона ... от ... N ... "О ..." дополнить статьей 141 следующего содержания:
5.14 Недопустимость внесения изменений в обобщенной форме
Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу не вносятся никакие другие изменения, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
Пример
В статье 10 Закона ... от ... N ... "О ..." слова "..." заменить словами "...".
или
Статью 10 Закона ... от ... N ... "О ..." после слов "..." дополнить словами "...".
5.15 Замена слов в статье законодательного акта, употребленных в разных числах и падежах
Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяют следующую формулировку:
Пример
б) в абзаце первом части 4:
слова "образовательное учреждение" заменить словами "образовательная организация" в соответствующих числе и падеже
5.16 Последовательность указания структурных единиц при внесении изменений
При внесении изменения в законодательный акт сначала указывают, какая структурная единица изменяется, потом указывают характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример
Часть 1 статьи 7 Закона ... от ... N ... "О ..." дополнить предложением следующего содержания: "..."
или
в подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 слова "..." заменить словами "..."
5.17 Внесение дополнений в структурные единицы статьи
При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример
статью 1 после слов "..." дополнить словами "..."
5.18 Внесение дополнений в конец структурной единицы статьи
В случае, если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяют следующую формулировку:
Пример:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "..."
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняют без указания на него после внесенного дополнения.
5.19 Порядок оформления внесения изменений в различные структурные единицы статьи
Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляют следующим образом:
Пример
Статья 1
Внести в Закон ... от ... N ... "О ..." следующие изменения:
1) в статье 2:
части 1 слова "..." заменить словами "...";
часть 2 после слов "..." дополнить словами "...";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. ...";
1) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "...";
2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ...".
В случае если оформление ранее принятого законодательного акта не в полной мере согласуется с указанными требованиями, то при внесении изменений необходимо придерживаться обозначений структурных единиц, принятых в изменяемом законодательном акте.
5.20 Дополнение статьи структурными единицами
При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указывают порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Пример
статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ...";
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. ...";
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5. ...".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте законопроекта).
При дополнении статьи законодательного акта частями, не имеющими цифрового обозначения, которые необходимо расположить в конце статьи, также следует указать порядковые номера дополняемых частей.
Пример
статью 2 дополнить частью третьей следующего содержания:
"...."
5.21 Дополнение структурных единиц статьи абзацами
В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может осуществляться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости включить новый абзац между уже имеющимися абзацами, дают новую редакцию той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не проводится. Утративший силу абзац учитывается в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
Не допускается включать новый абзац путем замены действующего абзаца двумя (или более) новыми. В этом случае рекомендуется изложение в новой редакции только всей структурной единицы, которая состоит из абзацев.
5.22 Случаи необходимости принятия нового законодательного акта вместо оформления внесения изменений
Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не рекомендуется.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
- необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
- необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
- сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
- необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
5.23 Новая редакция структурной единицы законодательного акта
Структурную единицу законодательного акта излагают в новой редакции в случаях, если:
- необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
- неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
5.24 Промежуточные редакции структурной единицы законодательного акта при изложении ее в новой редакции
Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
Признавать утратившими силу все изменения и редакции законодательного акта необходимо только в случае принятия нового законодательного акта, регулирующего данный вид правоотношений.
5.25 Формулировка, применяемая при необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции
При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяют следующую формулировку:
Пример
Внести в статью 16 Закона Санкт-Петербурга от ... N ... "О ..." изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. ...".
В данном случае наименование законодательного акта должно быть "О внесении изменения в статью 16 Закона Санкт-Петербурга "О ...".
Аналогичным образом следует поступать и в случаях дополнения законодательного акта новой структурной единицей либо новыми словами, цифрами или предложениями, исключения из законодательного акта слов, цифр или предложений, а также в случае замены слов.
Пример
О внесении изменения
в Закон Санкт-Петербурга "О ..."
Внести в Закон Санкт-Петербурга от ... N ... "О ..." изменение, дополнив его статьей 161 следующего содержания:
"Статья 161 ..."
5.26 Изложение в новой редакции приложения
При необходимости внести изменение в приложение, оно излагается в новой редакции. Текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта, а не является приложением к нему.
5.27 Замена цифровых обозначений
При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры".
Пример
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126"
цифры "21" заменить цифрами "21-24"
5.28 Замена цифровых обозначений и слов
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"
5.29 Наименование законопроекта, содержащего статьи о внесении изменений в законодательные акты и статью с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Пример
О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О региональных целевых программах Кемеровской области" и некоторые другие законодательные акты Кемеровской области
Статьи о признании законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу находят отражение в наименовании законопроекта только в том случае, если они носят самостоятельный характер.
В наименованиях законов не используются слова "о признании утратившими силу" в тех случаях, когда утратившими силу признают положения тех же самых законодательных актов или законодательных актов, которыми были внесены изменения в законы, уже упомянутые в наименовании.
6 Требования к перечню законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
6.1 Приведение законодательных актов в соответствие с вновь принятым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу
Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам подготавливают предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
Если признается утратившим силу законодательный акт, которым ранее признавался утратившим силу другой законодательный акт, этот другой законодательный акт не становится действующим. Для того, чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежними наименованием и содержанием.
6.2 Включение законодательных актов (их структурных единиц) в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают:
- законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывают как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения.
Пример
Статья 1. Отменить:
Закон Кемеровской области от 23.12.98 N 65-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области" ("Кузбасс" от 29.12.98, N 243);
Закон Кемеровской области от 14.01.2000 N 3-ОЗ "О внесении изменения в Закон Кемеровской области от 23.12.98 N 65-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области" ("Кузбасс" от 19.01.2000, N 9).
- законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица законодательного акта, так и все законодательные акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
Пример
Статья 1. Признать утратившими силу:
1) пункт 3 статьи 1 Закона Волгоградской области от 16 ноября 2000 г. N 457-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 354-ОД "О плате за землю" ("Волгоградская правда", N 221, 28.11.2000);
2) пункты 2 и 3 статьи 1 Закона Волгоградской области от 27 марта 2002 г. N 685-ОД "О внесении изменений и дополнений в Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 354-ОД "О ставках земельного налога" ("Волгоградская правда", N 63, 10.04.2002);
3) Закон Волгоградской области от 28 марта 2003 г. N 802-ОД "О внесении дополнения в статью 2 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 354-ОД "О ставках земельного налога" ("Волгоградская правда", N 62, 08.04.2003);
4) Закон Волгоградской области от 30 июня 2003 г. N 838-ОД "О внесении дополнения в статью 2 Закона Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 354-ОД "О ставках земельного налога" ("Волгоградская правда", N 120, 09.07.2003).
- в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).
Пример
Статью 71 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1464) в части сроков возврата задолженности федеральному бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг Российской Федерации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организациями-заемщиками.
или
Федеральный закон от 2 января 2000 года N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 158) в части, касающейся уголовного судопроизводства.
Примечания к статьям (пункты примечаний к статьям) также являются структурными единицами и должны при необходимости признаваться утратившими силу.
Если статья содержала примечание, то признание данной статьи утратившей силу означает, что признается утратившим силу и примечание к ней.
6.3 Оформление перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта осуществляется в соответствии с 5.5 настоящего стандарта.
В случае если признание утратившим силу законодательного акта (или утратившими силу структурных единиц законодательного акта) оформляют отдельным законодательным актом, то наименование такого законодательного акта должно быть оформлено следующим образом: "О признании утратившими силу ...".
В случае если в законодательном акте, устанавливающем новое правовое регулирование, содержится статья о признании законодательных актов (или их структурных единиц), ранее регулировавших данные правоотношения, утратившими силу, то в наименовании законодательного акта такую статью не отражают.
Слова "о признании утратившими силу" не используют в наименовании законодательных актов, когда статьи, признающие законодательный акт (его структурные единицы) утратившими силу, не самостоятельны, не имеют собственного предмета регулирования, а вводят для приведения законодательства в соответствие с внесенными другими статьями этого же законодательного акта изменениями.
6.4 Требования к перечню законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
6.5 Реквизиты законодательного акта, указываемые при включении законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.
6.6 Необходимость признания утратившими силу законодательных актов (их структурных единиц), которыми в признаваемый утратившим силу законодательный акт вносились изменения
Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения, не допускается.
Данное правило распространяется и на случаи признания утратившими силу структурных единиц законодательного акта: не допускается признание утратившей силу структурной единицы законодательного акта без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время вносились изменения в эту структурную единицу.
Под изменениями, которые необходимо признать утратившими силу, в данном случае понимается следующее: изложение законодательного акта или его структурных единиц в новой редакции; дополнение законодательного акта новыми структурными единицами; дополнение структурных единиц законодательного акта словами, цифрами, предложениями; замена слов, цифр.
6.7 Включение законодательных актов в перечень законодательных актов, признаваемых утратившими силу
Каждый законодательный акт включают в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в перечне, могут иметь порядковую нумерацию. В таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой.
6.8 Признание утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции
При признании утратившей силу структурной единицы законодательного акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включают:
- данную структурную единицу;
- структурную единицу законодательного акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
6.9 Хронологический порядок расположения законодательных актов в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу
Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагают в хронологическом порядке по дате их подписания. В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагают в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
6.10 Оформление перечня законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу с разных дат
При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяет на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
Пример
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) ...;
2) ...;
3) ...;
4) ....
Статья 3
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением статьи 2 настоящего Закона.
2. Пункты 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона вступают в силу с 15 июля 2008 года.
3. Пункты 3 и 4 статьи 2 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2009 года.
Если необходимо в перечне признать утратившими силу с разных дат структурные единицы одного и того же законодательного акта, оформление осуществляют следующим образом.
Пример
Статья 9
1. Признать утратившими силу:
8) абзац четвертый пункта 5 статьи 1 Закона субъекта РФ от 1 января 2015 года N 1 "О внесении изменений в ";
....
2. Признать утратившими силу с 1 января 2016 года:
...;
5) абзацы пятый, шестой и восьмой пункта 5 статьи Закона субъекта РФ от 1 января 2015 года N 1 "О внесении изменений в ".
6.11 Признание утратившим силу законодательного акта, в котором осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу
Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признать утратившим силу весь законодательный акт полностью.
Если необходимо признать утратившим силу практически весь законодательный акт, оставив действовать одну или две его структурные единицы, то структурные единицы законодательного акта должны быть перечислены, формулировка "за исключением статей ... и ..." не допускается.
Пример
"... раздел I, главу 3, статьи 50-56, главу 5, статьи 64-66 Закона от ... N ... "..." признать утратившими силу"
6.12 Признание утратившим силу законодательного акта, содержащего статьи о признании утратившими силу других законодательных актов (их структурных единиц)
Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
Если в законодательном акте имеются две статьи, одна из которых вносит изменения в какой-то законодательный акт, а вторая признает утратившим силу другой ранее действовавший законодательный акт, то при необходимости признать утратившей силу статью о внесении изменений нужно признавать утратившим силу законодательный акт полностью.
Если статья законодательного акта наряду с внесением изменений в иной законодательный акт одновременно признавала отдельные его структурные единицы утратившими силу, то при необходимости признать данную статью утратившей силу она признается утратившей силу полностью.
6.13 Законодательные акты, фактически утратившие силу
В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только законодательные акты, которые действовали до принятия нового законодательного акта, но также законодательные акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу, либо поглощены последующими законодательными актами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
6.14 Включение в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, законодательных актов временного характера
В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включают законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включают как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
Если в законодательный акт временного характера до истечения срока его действия вносились изменения, то после истечения срока его действия необходимо признавать утратившими силу все законодательные акты о внесении изменений в законодательный акт временного характера.
Если действие законодательного акта временного характера было продлено на срок, который еще не истек, или на неопределенный срок, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают основной законодательный акт, законодательный акт, продлевающий его действие, а также все законодательные акты (или их структурные единицы) о внесении изменений в основной законодательный акт.
6.15 Признание утратившими силу структурной единицы, содержащей указание на приложение, и самого приложения
Если подлежащие признанию утратившими силу пункт или статья содержат указание на приложение, которое должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают только этот пункт или эту статью, а приложение отдельно не указывают, при этом оно также считается утратившим силу.
6.16 Признание утратившими силу структурной единицы, содержащей указание на приложение, а также на другие вопросы, сохраняющие свое значение, и самого приложения
Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают этот пункт или эту статью только в части, относящейся к приложению.
6.17 Признание утратившими силу структурных единиц приложения
Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают только структурные единицы приложения.
Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включают только отдельные структурные единицы приложения. Пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу, не допускается признавать утратившей силу структурную единицу, которая утверждала приложение.
Пример
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от ... N ... "Об ...".
6.18 Употребление резолюции "Отменить"
Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяют резолюцию "Отменить".
Если отпала необходимость в структурной единице, не вступившей в силу, используют резолюцию "Исключить".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57726-2017 "Законопроекты, рассматриваемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Требования к юридико-техническому оформлению" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1263-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 июня 2018 г.