Вашингтонская декларация
об интегрированном развитии разработок алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах в рамках имплементации Кимберлийского процесса 1
(Вашингтон, 29 ноября 2012 г.)
Резюме
В целях усиления внутреннего контроля в странах-производителях, в которых кустарная и мелкомасштабная алмазодобывающая отрасль промышленности занимает существенные позиции, Кимберлийский процесс (КП) должен усилить работу сообщества развития. Как отмечено в Московской декларации 2005 г. об усилении внутреннего контроля за производством алмазов из аллювиального месторождения, необходимо создать условия для улучшения отслеживаемости, регулирования и контроля за исполнением соответствующих требований.
Экономическая безопасность, официальное регулирование и устойчивое развитие субъектов разработок алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах все больше признаются в качестве необходимых инструментов для включения/введения необработанных алмазов в легитимную систему ответственности и обеспечения сохранности.
В последние годы Рабочая группа по кустарному и аллювиальному производству алмазов (WGAAP) сосредоточила свое внимание на указанных вопросах и пришла к выводу о том, что Кимберлийский процесс может сделать многое для обеспечения реализации указанных мер.
В июне 2012 г. в рамках международной пленарной встречи участников Кимберлийского процесса Агентство по международному развитию США (USAID), Инициатива алмазного развития и Всемирный банк организовали конференцию "Усиление научно-производственного потенциала разработок месторождений кустарным способом и в малых масштабах".
Основываясь на проделанной работе, участники конференции разработали ряд концепций по интеграции целей развития в рамках имплементации Кимберлийского процесса, в том числе создание форума о разработке месторождений (МАF) в дополнение к деятельности Рабочей группы по кустарному и аллювиальному производству алмазов (WGAAP) и организации "Инициатива алмазного развития".
Концепция MAF, который бы служил в качестве единого окна для технической экспертизы, обучения и горнодобывающего оборудования, к которому могли бы получить доступ алмазодобывающие организации и сообщества, занимающиеся кустарной разработкой алмазных месторождений, подлежит дальнейшему изучению.
Признавая, что сам по себе Кимберлийский процесс не является институтом развития, он, тем не менее, способствует принятию ряда передовых практик, которые обеспечат более совершенную интеграцию принципов и мер экономического развития в сектор экономики, отвечающий за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах. В дальнейшем раздел должен быть добавлен к ежегодным отчетам участников Кимберлийского процесса, описывающим мероприятия в области развития сектора экономики, отвечающего за разработки алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, в том числе передовые практики и накопленный опыт.
Краткая справка
Разработка алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах представляет примерно 25 процентов мирового оборота необработанных алмазов. Сектор экономики, отвечающий за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, представляет собой проблему для таких инициатив как Кимберлийский процесс, потому что он часто действует за рамками формальной экономики и, таким образом, уклоняется от внутреннего контроля, который формирует один из основных принципов Кимберлийского процесса. В качестве ответной меры на данную проблему на Московской пленарной встрече участников Кимберлийского процесса в 2005 г. была принята декларация "Усиление внутреннего контроля за аллювиальным производством".
Московская декларация содержит ряд рекомендаций, направленных на улучшение отслеживаемости разработок месторождений кустарным способом для экспорта, регулирования и формализации разработок алмазных месторождений кустарным способом и торговли аллювиальными алмазами, на предотвращение незаконной международной торговли и стимулирование старателей при их переходе в официальную экономику.
Также Московская декларация предлагает участникам Кимберлийского процесса и донорским сообществам обеспечить создание эффективных процедур отслеживаемости, содействовать процессу формализации сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом, и обеспечить региональные меры, направленные на предотвращение международной незаконной торговли необработанными алмазами.
Участники Кимберлийского процесса на Московской пленарной встрече сформировали рабочую подгруппу по кустарному и аллювиальному производству в целях обеспечения более эффективного внутреннего контроля за производством и оборотом аллювиальных алмазов. Группа по кустарному и аллювиальному производству стала самостоятельной рабочей группой на пленарной встрече в Ботсване в 2006 г.
Улучшенный внутренний контроль способствует тому, что только необработанные алмазы, добытые и реализованные в соответствии с национальным законодательством и Схемой сертификации Кимберлийского процесса (KPCS), поступают в легитимный торговый оборот. Рабочая группа по кустарному и аллювиальному производству алмазов (WGAAP), возглавляемая Анголой в качестве ее председателя, была вовлечена в дискуссию по широкому кругу вопросов, касающихся обеспечения улучшения внутреннего контроля в секторе экономики, отвечающем за разработку алмазных месторождений кустарным способом и улучшения комплексного развития отрасли.
Конференция по развитию, июнь 2012 г.
В рамках пленарной встречи участников Кимберлийского процесса в Вашингтоне, округ Колумбия, в 2012 г. Агентство международного развития США (USAID), Инициатива алмазного развития и Всемирный банк организовали конференцию "Повышение потенциала развития разработок алмазных происхождений кустарным способом и в малых масштабах".
Организационный принцип конференции заключался в том, что в целях улучшения внутреннего контроля в странах-производителях с сильно развитым сектором экономики, отвечающем за кустарное и мелкомасштабное производство алмазов, и создания потенциала развития сектора экономики, отвечающего за кустарные алмазные разработки, участники и наблюдатели Кимберлийского процесса должны изучить способы оптимизации работы сообщества развития по уменьшению неофициального и сомнительного характера разработки алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах.
В то время как улучшенная отслеживаемость, регулирование и контроль за исполнением соответствующих требований представляются абсолютно необходимыми, большая экономическая безопасность и устойчивое развитие представляют собой равноценно важные цели в том случае, если необработанные алмазы подлежат введению в легитимную систему ответственности и обеспечения сохранности, и старатели планируют перейти в официальную экономику.
Кимберлийский процесс не имеет сферы полномочий, средств, источников или опыта по расширению его роли в сфере развития. Однако конференция показала, что уже существует ряд организаций, вовлеченных в устойчивое развитие сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом или в малых масштабах, с которыми Кимберлийский процесс и его участники могли бы эффективно сотрудничать.
Указанные организации включают в себя, inter alia, организаторов конференции: проект Агентства международного развития США "Право собственности и развитие разработок алмазных месторождений кустарным способом" (PRADD), который функционирует для обеспечения исполнения прав собственности старателей в Центральной Африканской Республике и Либерии; организация "Инициатива алмазного развития", которая функционирует для регистрации старателей и разработки этических стандартов, которые могли бы применяться к алмазам, добываемым кустарным способом; проект Всемирного банка по устойчивой энергетике, союз нефтегазопромышленников (SEGOM), который разрабатывает стратегии по решению социальных и экологических проблем, связанных с разработкой алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах.
Принципы интеграционного развития и последствия имплементации Кимберлийского процесса также должны рассматриваться как необходимость, обусловленная прогрессом, достигнутым другими инициативами, такими как Международная конференция в районе Великих Озер и Инициатива прозрачности в добывающих отраслях.
Государства-производители проявляют инициативу по принятию своих собственных стратегий по ускорению устойчивого развития и приведению своего сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, в официальное русло. Бразилия и Либерия, например, учредили национальные специальные группы из множества заинтересованных лиц, объединяющих местных экспертов гражданского общества и представителей промышленности, для оказания помощи правительству по укреплению внутригосударственного контроля за исполнением и имплементацией соответствующих положений, а в Гвинее недавно апробировали программу, в соответствии с которой правительство и гражданское общество объединились для мониторинга регионов добычи алмазов кустарным способом.
Стратегические цели по совершенствованию развития сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, и совершенствованию имплементации Кимберлийского процесса
Для того чтобы опереться на положения Московской декларации, Кимберлийский процесс содействует поиску способов содействия и углубления развития сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, в интересах совершенствования имплементации Кимберлийского процесса. Указанные способы включают в себя следующие стратегические цели:
А. Оптимизация формализации разработки алмазных месторождений кустарным способом
А.1. Уменьшение размера пошлин и повышение доступности лицензий на добычу:
участникам сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, оказывают содействие при обсуждении разработки мероприятий, которые предоставят субъектам, осуществляющим разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах, большую мотивацию для формализации их деятельности. Формализация сектора экономики, отвечающего за разработку алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах включает в себя широкий спектр мер, включая следующие меры, но не ограничиваясь ими: регистрация и лицензирование старателей и заявок на открытие рудника.
Уменьшение размера лицензионных пошлин и увеличение срока действия лицензии представляют собой эффективную мотивацию во многих сферах горнодобывающей промышленности, включая с недавнего времени Демократическую республику Конго, что подтверждается деятельностью организации "Инициатива алмазного развития".
И в Демократической Республике Конго, и в Центральной Африканской Республике уменьшение пошлины за лицензии на разработку алмазных месторождений кустарным способом или в малых масштабах действительно повысило доходы государственной казны, поскольку много старателей перешло в официальную экономику.
Правительствам рекомендовано также повысить доступность горнодобывающих лицензий. Регионы разработок алмазных месторождений часто располагаются далеко от органов государственного управления, и требуется много времени и существенные затраты, чтобы туда добраться: мобильные средства лицензирования предлагают частичное решение.
А.2. Увеличение сбора и анализа данных: как отмечается в рекомендациях Московской декларации, участникам Кимберлийского процесса рекомендовано собирать демографические и географические данные в областях, где осуществляется разработка алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах. Участники КП могут обсудить использование доступного анализа изображений, полученных с помощью ИСЗ для мониторинга мест разработок алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах.
Примером такого использования технологий был недавно успешно реализован в Гане. Правительство Центральной африканской республики также использует GPS-технологии с помощью проекта PRADD для нанесения на карту районов добычи алмазов и отслеживания производства и продажи аллювиальных алмазов в рамках географической информационной системы. Другим примером использования технологий для обеспечения имплементации Кимберлийского процесса является проект Инициативы алмазного развития в Демократической Республике Конго, который собирает социально-экономическую информацию и сведения о местонахождении с помощью устройств GPS во время регистрации старателей на площадке. Указанная система использовалась для отслеживания алмазного производства кустарным способом и в малых масштабах, подготовке отчетов о социально-экономических и производственных данных, а также для нанесения на карту регионов разработок алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах.
Наконец, Геологическая служба США осуществляла свою деятельность для обеспечения имплементации Кимберлийского процесса и его рабочих групп (WGDE, WGM) в целях разработки методологии оценки алмазов, добытых из регионов, разработка алмазных месторождений в которых производится кустарным способом и в малых масштабах, и основывалась на анализе изображений, получаемых с помощью ИСЗ, геологических данных и топографической съемки в некоторых странах. Кроме того, Геологическая служба США запустила пилотную программу в Гвинее, правительство и представители гражданского общества которой сотрудничали друг с другом в целях проведения исследований и мониторинга кустарного и маломасштабного производства алмазов. Указанная информация оказалась крайне необходимой и для правительства, и для старателей в целях мониторинга освоения их природных ресурсов. Рабочая группа по кустарному и аллювиальному производству алмазов могла бы предоставить такие сведения, как информация о передаче денежных средств или каратов, реализуемых из аллювиальных источников.
А.3. Укрепление прав собственности:
Защита права собственности представляет собой необходимое условие для перевода множества форм экономической деятельности в официальную экономику и дополнения рекомендаций Московской декларации в части разработки эффективных систем кадастрового учета с целью сохранения достоверной и обновленной информации о производственных площадках и лицензий на добычу.
Проект Агентства международного развития США "Право собственности и развитие разработок алмазных месторождений кустарным способом" (PRADD) продемонстрировал значение укрепления прав собственности старателей. Исследование Агентства международного развития США подтвердило положительную взаимосвязь между укреплением прав собственности и уменьшением споров о праве собственности, переходом мест разработок алмазов в другую плоскость экономического использования и увеличением дохода старателей.
В соответствующих случаях участникам Кимберлийского процесса рекомендуется изучить возможности практической реализации укрепления прав собственности посредством разъяснения, разграничения и оформления земли и прав на разработку месторождений в соответствии с нормами национального законодательства.
А.4. Финансовая прозрачность и надлежащее управление:
Участникам КП настоятельно рекомендуется признать тот факт, что финансовая прозрачность и добросовестное управление укрепят тот факт, что все граждане окажутся в выигрыше от добычи алмазов и что все чрезвычайно заинтересованы в процессе принятия решений.
А.5. Предоставление старателям права сотрудничать с покупателями и инвесторами:
Расширенный доступ к покупателям и инвесторам может улучшить жизнь старателей, обеспечивая переход все большего количества необработанных алмазов в официальную цепь поставок.
Участникам сектора экономики, отвечающего за кустарное
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вашингтонская декларация об интегрированном развитии разработок алмазных месторождений кустарным способом и в малых масштабах в рамках имплементации Кимберлийского процесса (Вашингтон, 29 ноября 2012 г.)
Текст Декларации официально опубликован не был
Переводчик - Сидорова Н.А.