Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2018 г. N 3-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Петкова С.Ю. на решение Верховного Суда Республики Коми от 28 февраля 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании подпункта 21 пункта 1 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", являющегося приложением N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденному постановлением правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 декабря 2007 года правительством Республики Коми издано постановление N 302, которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми. Приложением N 2 к названному Положению является Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно подпункту 21 пункта 1 которого право на присвоение звания "Ветеран труда" дает медаль "За отличие в службе" I степени Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Петков С.Ю. обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании подпункта 21 пункта 1 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", являющегося приложением N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми недействующим.
В обоснование своего требования заявитель ссылался на противоречие оспариваемой нормы пункту 1.1. статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и подпункту 3.4 пункта 3 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N 220 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Коми от 28 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Петков С.Ю. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, письменных возражений названных выше лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что правительство Республики Коми как высший постоянно действующий исполнительный орган государственной власти Республики Коми, уполномоченный на решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета Республики Коми, вправе самостоятельно определить перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. Отсутствие в оспариваемом Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", медали Министерства внутренних дел Российской Федерации "За отличие в службе" II степени, по мнению суда, положениям пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" не противоречит.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы суда первой инстанции неправильными, основанными на неверном истолковании норм материального права.
Из оспариваемого положения следует, что из медалей Министерства внутренних дел Российской Федерации "За отличие в службе" только медаль I степени является основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
Между тем такое условие присвоения звания "Ветеран труда" противоречит федеральным нормативным правовым актам.
Действительно, как верно указал суд первой инстанции, на основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и предложением вторым пункта 1.1 статьи 7 указанного федерального закона ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в службе, учрежденными в качестве знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными государственными органами.
В этой связи применительно к обстоятельствам настоящего административного дела суду первой инстанции при рассмотрении и разрешении дела следовало учесть, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, согласно пункту 4 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, приказом от 20 апреля 2017 года N 220 в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" учредило ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", среди которых, помимо медали "За отличие в службе" I степени, также указана медаль "За отличие в службе" II степени (подпункт 3.4 пункта 3 данного приказа).
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации иные условия присвоения звания "Ветеран труда", чем тем, что определены нормативными правовыми актами федеральных государственных органов в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", определены быть не могут.
Однако в оспариваемом перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", в противоречие предложению второму пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" и подпункту 3.4 пункта 3 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации" такие иные условия присвоения звания "Ветеран труда" определены, поскольку медаль Министерства внутренних дел Российской Федерации "За отличие в службе" II степени в данном перечне не указана.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что подпункт 21 пункта 1 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", являющегося приложением N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, не мог быть признан судом первой инстанции соответствующим названным федеральным нормативным правовым актами, в связи с чем, оспариваемое нормативное положение подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
На основании изложенного обжалуемое решение Верховного Суда Республики Коми подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о признании подпункта 21 пункта 1 оспариваемого Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не действующим со дня вступления решения суда об этом в законную силу в той мере, в которой данной нормой медаль Министерства внутренних дел Российской Федерации "За отличие в службе" II степени не предусмотрена в качестве ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с суждениями суда первой инстанции о том, что вопросы о законности решений об отказе в присвоении званий "Ветеран труда" в рамках абстрактного нормоконтроля разрешению не подлежат. Кроме этого, следует отметить, что приведенные выше нормы федерального законодательства действуют в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", изложившего подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции и дополнившего эту же статью пунктом 1.1. При разрешении настоящего административного дела суд проверяет соответствие оспариваемого положениям нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на день рассмотрения административного дела, поэтому и вопросы о применении федерального законодательства в действующей редакции в отношении лиц, награжденных теми или иными ведомственными знаками отличия до изменения правового регулирования и претендующих в настоящее время на присвоение звания "Ветеран труда", также находятся за рамками настоящего административного дела.
Новое административное исковое требование, приведенное в просительной части апелляционной жалобы, о признании недействующим абзаца второго пункта 5 оспариваемого Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", которое не было предметом рассмотрения в суде первой инстанции,
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не принимается и не рассматривается.
Как видно из материалов административного дела, в административном исковом заявлении Петков С.Ю. просил о взыскании с административного ответчика судебных расходов, состоящих из государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Согласно частям 1 и 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего кодекса. В случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей.
По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 28 февраля 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового требования Петкова С.Ю. о признании недействующим подпункта 21 пункта 1 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", являющегося приложением N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденному постановлением правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым подпункт 21 пункта 1 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", являющегося приложением N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденному постановлением правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, признать не действующим со дня вступления решения суда об этом в законную силу в той мере, в которой названной нормой медаль Министерства внутренних дел Российской Федерации "За отличие в службе" II степени не предусмотрена в качестве ведомственного знака отличия, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда".
Взыскать с правительства Республики Коми в пользу Петкова Степана Юльяновича, 10 ноября 1972 года рождения, государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей, уплаченную им за подачу административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта государственного органа в суд общей юрисдикции.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2018 г. N 3-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был