Положение
о V Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России"
(утв. Министерством образования и науки РФ 19 июня 2018 г.)
1. Общие положения
1.1. Организатором V Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России" (далее - Конкурс) является Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Организатор).
1.2. Оператором Конкурса является общество с ограниченной ответственностью "Пространство инноваций" (далее - Оператор).
1.3. Конкурс проводится в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования.
1.4. Основными задачами проведения Конкурса являются:
1.4.1. Привлечь внимание педагогического сообщества к включению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования.
1.4.2. Аккумулировать и проанализировать существующую практику инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации.
1.4.3. Привлечь внимание общественности и средств массовой информации к развитию идеи инклюзивного подхода в образовании.
1.5. Конкурс проводится по следующим номинациям:
- Лучшая инклюзивная школа;
- Лучший инклюзивный детский сад.
1.6. Конкурс проводится при активном участии руководящих и педагогических работников образовательных организаций, родителей и общественных организаций.
2. Порядок проведения конкурса
2.1. К участию в Конкурсе допускаются образовательные организации, реализующие основные и адаптированные образовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования (далее - образовательные организации), использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
К участию в Конкурсе не допускаются образовательные организации, принимавшие участие во Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа" прошлых лет.
2.2. Конкурс проводится в два этапа:
2.2.1. Первый этап (региональный) проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в области образования, с 1 августа по 30 сентября 2018 года.
Первый этап направлен на отбор финалистов - лучших представителей субъекта Российской Федерации в каждой из номинаций. Примерная форма заявки первого этапа конкурса в приложении 1.
Порядок проведения первого этапа Конкурса определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в области образования.
Критериями конкурсного отбора на первом этапе могут выступать:
1) Характеристика контингента детей с ограниченными возможностями здоровья (количество детей; соотношение количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общем количестве обучающихся, находящихся в общем образовательном пространстве, социальное партнерство образовательной организации).
2) Описание и анализ существующей практики образовательной организации по созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3) Анализ паспорта доступности объекта (в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Минобрнауки России N 1309 следует читать как "9 ноября 2015 г."
4) Наличие материально-технической базы и оснащение образовательного пространства в соответствии с потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы).
5) Наличие службы психолого-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума, тьюторов и ассистентов (помощников) в образовательной деятельности.
6) Наличие договоров о сетевом взаимодействии.
2.2.2. Второй этап (федеральный) проводится в Москве 29-30 октября 2018 года.
Федеральный этап состоит из заочной и очной частей, а также торжественной церемонии награждения победителей Конкурса.
Организатор Конкурса по предложению оператора определяет место проведения второго этапа Конкурса и для организации и проведения второго этапа (федерального) согласовывает состав жюри и Оргкомитет Конкурса.
Оргкомитет создается из числа представителей Организатора, представителей Оператора, представителей образовательных организаций, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в котором будет проходить II этап Конкурса, победителя Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2017", представителей общественных организаций инвалидов, родителей детей-инвалидов.
2.3. Оргкомитет Конкурса организует проведение второго этапа (федерального) конкурса, разрабатывает рейтинговую систему оценивания участников Конкурса, проводит награждение победителей Конкурса.
2.4. Оргкомитет состоит из председателя Оргкомитета, заместителя председателя Оргкомитета, ответственного секретаря, членов Оргкомитета.
2.5. Члены Оргкомитета осуществляют свою работу на общественных началах.
3. Условия участия в федеральном этапе Конкурса
3.1. Для участия во втором этапе (заочном) Конкурса орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, направляет в адрес Оргкомитета Конкурса не более одной заявки по каждой номинации Конкурса от субъекта Российской Федерации, содержащей:
1) сопроводительное письмо (приложение 2);
2) заполненную анкету-заявку, включающую информацию об образовательной организации, описание существующей практики инклюзии в образовательной организации в рамках номинаций Конкурса (приложение 3);
3) мультимедийную презентацию успешного опыта образовательной организации (предоставляется в формате *.pptx, количество сладов: не менее 15 и не более 25).
3.2. Анкета-заявка с описанием существующей практики инклюзии в образовательной организации должна быть объемом не более 5 страниц. Текст документа представляется в формате *.doc (шрифт Times New Roman, 14pt, 1,5 интервал) одним файлом.
3.3. Прием документов для участия во втором этапе Конкурса осуществляется до 5 октября 2018 года. Документы, поступившие позже 5 октября 2018 г., к участию не допускаются.
3.4. Пакет документов, помещенный в архив (формат *.zip или *.rar), должен быть представлен на адрес электронной почты Оператора Конкурса edu.konkurs@mail.ru (одним письмом на одну номинацию).
3.5. Критериями конкурсного отбора на втором этапе (заочном) выступают:
1) Полнота предоставляемого материала;
2) Описание архитектурной доступности / наличие паспорта доступности здания образовательной организации;
3) Кадровое обеспечение образовательного процесса (наличие специалистов: дефектологи, психологи, логопеды, тьюторы, ассистенты);
4) Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: наличие адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы, авторских методик.
5) Характеристика контингента обучающихся образовательной организации: количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всего, каких нозологических групп, на каких уровнях образования обучаются.
6) Социальное партнерство образовательной организации: работа с родителями, сотрудничество с местным сообществом, с общественными организациями, в том числе организациями инвалидов.
7) Наличие специальных условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: локальные акты организации, регламентирующие инклюзивный процесс, материально-техническая база, оснащенность образовательного процесса.
8) Наличие службы сопровождения: работа психолого-медико-педагогического консилиума, доля специалистов службы сопровождения относительно общего педагогического состава, связь с психолого-медико-педагогическими комиссиями.
3.6. Каждый критерий оценивается в баллах. Общее количество баллов по всем критериям суммируется.
3.7. Жюри определят финалистов второго этапа (заочного), не менее десяти по каждой из номинаций. Работа членов жюри фиксируется протоколом (приложение 4).
3.8. Победители заочной части Конкурса приглашаются для участия в очной части Конкурса.
3.9. Очная часть Конкурса проводится в г. Москве. Проезд, проживание и питание участников второго этапа Конкурса обеспечивается за счет направляющей стороны. Оператором Конкурса предоставляется информация о местах для проживания и питания.
4. Деятельность жюри
4.1. Для оценивания конкурсных заданий создаётся жюри. В состав жюри входят специалисты, имеющие опыт практической и научной работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных состязаний.
4.2. По итогам работы членов жюри по каждой из номинаций заполняется протокол (приложение 4).
5. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей
5.1. Итоги конкурса будут подведены в октябре 2018 года в Москве.
5.2. Финал Конкурса проходит в течение двух дней:
5.2.1. В первый день проводится презентация лучших практик по номинациям, представленным в Конкурсе (очная часть второго этапа), определяются победители Конкурса по номинациям. Жюри на основании первого протокола и оценки очных презентаций определяет трех победителей по каждой номинации (приложение 5).
5.2.2. Во второй день проводится торжественная церемония награждения победителей Конкурса.
5.3. Участникам - победителям регионального этапа Конкурса вручаются сертификаты финалиста Конкурса.
Лауреаты Конкурса награждаются дипломами лауреатов Конкурса.
Победители Конкурса, занявшие II и III место, награждаются дипломами победителей Конкурса (II, III место) и ценными призами в рамках торжественной церемонии награждения победителей Конкурса.
Победители Конкурса, занявшие I место, награждаются дипломами победителей Конкурса (I место) (по номинациям), ценными призами и кубками:
Победитель в номинации "Лучшая инклюзивная школа".
Победитель в номинации "Лучший инклюзивный детский сад".
Заместитель Министра образования |
Т.Ю. Синюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о V Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России" (утв. Министерством образования и науки РФ 19 июня 2018 г.)
Текст положения официально опубликован не был