Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПКК "Модерн инжиниринг системс"(далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ реконструкции системы водоотведения пгт. Ноглики (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0161300001418000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе отсутствует информация о совокупном размере обязательств подрядчика по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов;
2. В документации об Аукционе неправомерно не установлено положение о том, что срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи;
3. Заказчиком неправомерно не размещены разъяснения положений документации об Аукционе;
4. Представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации в части субъекта и уровня ответственности обеспечения договорных обязательств члена саморегулируемой организации;
5. Представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации в части отсутствия раздела "Спецификация материалов, изделий, оборудования", в соответствии с которым необходимо представлять сведения о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, в первой части заявки на участие в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 391 746 440 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано две заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено две заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 02.08.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе отсутствует информация о совокупном размере обязательств подрядчика по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
Кроме того, согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 статьи 55.8 ГрК РФ дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
При этом, согласно части 6 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ контроль соответствия совокупного размера обязательств по договорам подряда размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств осуществляют саморегулируемая организация и ее участники.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждение.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлено положение о том, что срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии счастью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Согласно пункту 27 информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ).
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлено требование об установлении в документации об Аукционе положения о сроке действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждение.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно не размещены разъяснения положений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 20.07.2018 N РД7, а именно:
Вопрос: "При этом не указано, что требуемый Совокупный размер обязательств Подрядчика по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств и срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Отсутствие данной информации вводит потенциального участника аукциона в электронной форме в заблуждение и может привести к отклонению заявки, просим привести документацию в надлежащий вид в соответствие с 44-ФЗ".
Ответ: "Ответ готовит Валентина Бирюкова".
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным однозначно прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчику, исполнителя).
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации в части субъекта и уровня ответственности обеспечения договорных обязательств члена саморегулируемой организации.
По мнению Заявителя, единственным субъектом, имеющим обязанность осуществления контроля не превышения совокупного размера обязательств подрядчика по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, уровня ответственности члена реестра саморегулируемой организации по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств является исключительно член саморегулируемой организации. Кроме того, по мнению Заявителя, при оценке уровня ответственности участника реестра саморегулируемой организации по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств необходимо учитывать не только начальную (максимальную) цену контракта, но и стоимость всех заключенных с помощью конкурентных способов договоров (контрактов), что противоречит требованию документации об Аукционе о соответствии участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом, часть 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливает минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
На основании изложенного, положения ГрК РФ содержат порядок осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов.
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе в части субъекта и уровня ответственности обеспечения договорных обязательств члена саморегулируемой организации в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 25.07.2018 N РД10, а именно:
Ответ: "В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, функции по осуществлению контроля за совокупным размером обязательств участника по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, в части превышения уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств должны осуществляться саморегулируемой организацией.
Таким образом, если участник закупки принимает решение участвовать в данной процедуре, то он в состав второй части заявки включает выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", где указываются "Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств" (п. 6) с учетом начальной (максимальной цены) контракта в размере 1 391 746 440 руб.".
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, а также не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации в части отсутствия раздела "Спецификация материалов, изделий, оборудования", в соответствии с которым необходимо представлять сведения о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, в первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 27 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом "наименования, технические и функциональные характеристики, используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), должны соответствовать наименованиям, максимальным и (или) минимальным значениям технических, функциональных характеристик строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), а также их конкретным значениям, указанным в Спецификации материалов, изделий, оборудовании (при наличии) Раздел 3 "Технические требования" настоящей документации".
В ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 20.07.2018 N РД6, а именно:
Вопрос: "Разделе 3 аукционной документации отсутствует документ (раздел) "Спецификация". Правильно ли мы понимаем, что при подготовке первой части заявки участник должен руководствоваться требованиями, установленными в п. 14 "Материалы и оборудование используемые в данном проекте" Технического задания Раздела 3 Технические требования?".
Ответ: "В отношении настоящей аукционной документации указанной в Инструкцией по заполнению заявки Спецификацией материалов, изделий, оборудовании (перечнем) является пункт 14 "Материалы и оборудование используемые в данном проекте" Технического задания Раздела 3 Технические требования. Таким образом, при подготовке первой части заявки участник должен руководствоваться требованиями, установленными в п. 14 "Материалы и оборудование, используемые в данном проекте" Технического задания Раздела 3 Технические требования".
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, а также не представил доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок по итогам рассмотрения обращения ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" по делу от 31.07.2018 N 18/44/99/391 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении в ЕИС двух документов "Аукционная документация". Содержащих ряд разночтений, в том числе, о сроке выполнения работ;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе сведений о датах начала и окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации об Аукционе;
- части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требования в проекте муниципального контракта документации об Аукционе о подтверждении членства подрядчика в саморегулируемой организации;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении ответа на запрос N 989392 о разъяснении положений документации об Аукционе;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте муниципального контракта документации об Аукционе объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
На основании вышеуказанного решения Заказчику выдано предписание, в соответствии с которым предписано в срок до 14.08.2018 при заключении муниципального контракта по результатам проведения Аукциона надлежащим образом установить срок выполнения работ, а также привести положения муниципального контракта в части объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту и подтверждения членства подрядчика в саморегулируемой организации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПКК "Модерн инжиниринг системс" обоснованной в части неразмещения ответа на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 34, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2018 г. N 18/44/105/957 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был