Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СКФ "ГОРСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ реконструкции системы водоотведения пгт. Ноглики (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0161300001418000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлен объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту в размере 15% от цены муниципального контракта;
2. Заказчиком установлены требования к товару "Дизель-генераторная установка С13", которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя;
3. Документация об Аукционе содержит ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
4. Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки поскольку проектная документация носит необъективный характер и не позволяет определить потребности Заказчика в рамках объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 391 746 440 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано две заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено две заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 02.08.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства N 570) установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Пунктом 6.1.1.2 проекта муниципального контракта документации об Аукционе установлено, что в течение 10 рабочих дней со дня получения проектной документации и рабочей документации подрядчик обязуется предоставить на утверждение Заказчику сметный расчет стоимости конкретных видов и объемов работ, определенных из числа видов и объемов работ, предусмотренных техническим заданием в соответствии с Постановлением Правительства N 570. Стоимость указанного сметного расчета должна быть не менее 15 процентов цены контракта.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата проведения Аукциона - 02.08.2018.
Кроме того, согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, регламентированный срок заключения государственного контракта не ранее 20.08.2018.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, заказчиком установлены требования к товару "Дизель-генераторная установка С13", которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 стати 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 14 технического задания документации об Аукционе установлены требования к материалам и оборудованию, используемым при выполнении работ, в том числе требование о поставке "Дизель-генераторная установка С13, установленная в контейнере".
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые сведения о методе определения начальной (максимальной) цены контракта и применении индекса пересчета начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки поскольку проектная документация носит необъективный характер и не позволяет определить потребности Заказчика в рамках объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация, включая смету и результаты инженерных изысканий, по объекту капитального строительства "Реконструкция системы водоотведения пгт. Ноглики" прошла государственную экспертизу (положительное заключение ОАУ "УГЭ Сахалинской области" от 12.08.2014 N 65-1-5-0121-14).
Кроме того, документация об Аукционе содержит техническое задание с указанием технико-экономических показателей объектов, основных объемов производимых работ, требования к материалам и оборудованию, используемому при выполнении работ, при этом в ЕИС размещена сметная документация.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
5. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок по итогам рассмотрения обращения ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" по делу от 31.07.2018 N 18/44/99/391 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном размещении в ЕИС двух документов "Аукционная документация". Содержащих ряд разночтений, в том числе, о сроке выполнения работ;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе сведений о датах начала и окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации об Аукционе;
- части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении требования в проекте муниципального контракта документации об Аукционе о подтверждении членства подрядчика в саморегулируемой организации;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении ответа на запрос N 989392 о разъяснении положений документации об Аукционе;
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем установлении в проекте муниципального контракта документации об Аукционе объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
На основании вышеуказанного решения Заказчику выдано предписание, в соответствии с которым предписано в срок до 14.08.2018 при заключении муниципального контракта по результатам проведения Аукциона надлежащим образом установить срок выполнения работ, а также привести положения муниципального контракта в части объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту и подтверждения членства подрядчика в саморегулируемой организации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО СКФ "ГОРСТРОЙ" обоснованной в части ненадлежащего установления в документации об Аукционе объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
2. Довод жалобы ООО СКФ "ГОРСТРОЙ" в части ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 34, части 4 статьи 65, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391, по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 31.07.2018 по делу N 18/44/99/391 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2018 г. N 18/44/105/958 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был