Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Учебно-тренажерный центр Якутского института водного транспорта (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный университет водного транспорта" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0351100010518000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе не установлено условие о 25%-ом размере объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
2. Размер обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру аванса, что нарушает часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 16.07.2018 на 17.07.2018.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 180 448 720 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 11.07.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, допущенные к участие в Аукционе;
6) в Аукционе принимали участие 2 частника закупки;
7) победителем Аукциона признано ООО "Кинг-95" с предложением о цене контракта 175 937 502,40 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлено условие о 25%-ом размере объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г., не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В техническом задании документации об Аукционе, установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает 23 вида работ, в объеме не менее 15 процентов от цены контракта.
Согласно сведениям, размещенным 25.06.2018 в ЕИС, в документацию об Аукционе указана дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.07.2018.
Следовательно, заключение контракта возможно после 01.07.2018, то есть после вступления в силу положений Постановления Правительства N 570 о совокупном стоимостном выражении конкретных видов и объемов работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в размере не менее 25 процентов цены государственного контракта.
Вместе с тем, в документации об Аукционе указанных положений не установлено, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен совокупный стоимостной объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии Постановление Правительства N 570, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.
2 Согласно доводу Заявителя, размер обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру аванса, что нарушает часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, начальная (максимальная) цена контракта составляет 180 448 720 рублей.
Согласно пункту 33 информационной карты документации об Аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 18 044 872 (восемнадцать миллионов сорок четыре тысячи восемьсот семьдесят два) рубля 00 копеек.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что документацией об Аукционе, проектом государственного контракта не установлено условие о выплате аванса.
Таким образом, по мнению представителей Заказчика, Уполномоченного условие о том, что обеспечение исполнения контракта должно быть не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе не применяется.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ (приложение к техническому заданию документации об Аукционе), например:
Пункт 73 "Дверной блок": "Приведённое сопротивление теплопередаче не менее 0,5 м20С/Вт".
Пункт 154 "Тепловычислитель": "Относительная влажность окружающего воздуха при 35 °С 95%. Напряженность внешнего переменного магнитного поля частотой 50 ГЦ не более 400 А/м. вибрации частотой (5-25) Гц и амплитудой смещения до 0,1 мм; Степень защиты корпуса от проникновения пыли и воды IP54".
Пункт 217 "Установка по откачиванию воды". Температура перекачиваемой жидкости макс. 35° C, при 32/8 и 32/11 кратковременно (3 мин.) 90°.
Таким образом, в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, способ нанесения указанных товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки на указанном основании не отклонялись.
4. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не указан идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, в том числе дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разделе 23 информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата и время окончания срока подачи участниками закупки заявок на участие в аукционе 08 часов 00 минут (время московское) 11.07.2018.
Вместе с тем, согласно положению пункта 29 Информационной карты документации об Аукционе датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок установлено 04.11.2018.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при указании дат допущена техническая ошибка и пункт 29 информационной карты документации об Аукционе следует читать в следующей редакции: датой окончания срока, рассмотрения первых частей заявок 11.07.2018, а также следует руководствоваться информацией, опубликованной в ЕИС.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 3 заявки участников, допущенные к участие в Аукционе, а также сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на указанном основании, на заседании Комиссии не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" обоснованной в части отсутствия в документации об Аукционе условия о 25%-ом размере объема работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушения части 1 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.07.2018 N 18/44/105/872 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.