Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2018 г. N 5-АПГ18-56
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 14 марта 2018 года, которым удовлетворен административный иск акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод" о признании не действующими пунктов 5463, 8704, 8705, 8706, 8981, 8982 и 8983 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя акционерного общества "106 экспериментальный оптико-механический завод" Филимонова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы (http:www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 5463 в названный Перечень на 2016 год включено здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023, расположенное по адресу: г. Москва, район Гольяново, Щелковское шоссе, д. 23.
В результате внесенных постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП изменений приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
В указанный Перечень на 2017 включены: здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023, расположенное по адресу: г. Москва, район Гольяново, Щелковское шоссе, д. 23, строение 3 (пункт 8705), здание с кадастровым номером 77:03:0002010:2022, расположенное по адресу: г. Москва, район Гольяново, Щелковское шоссе, д. 23, строение 2 (пункт 8704) и здание с кадастровым номером 77:03:0002010:2024, расположенное по адресу: г. Москва, район Гольяново, Щелковское шоссе, д. 23, строение 4 (пункт 8706).
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года, данные здания согласно пунктам 8981, 8982 и 8983 включены в Перечень на 2018 год.
Акционерное общество "106 экспериментальный оптико-механический завод" обратилось в суд с административным иском о признании не действующими пунктов 5463, 8704, 8705, 8706, 8981, 8982 и 8983 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакциях постановлений правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) ссылаясь на то, что является собственником указанных зданий, которые не обладают предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Решением Московского городского суда от 14 марта 2018 года административный иск удовлетворен, признаны не действующими пункт 5463 Перечня с 1 января 2016 года, пункты 8704, 8705, 8706 Перечня с 1 января 2017 года и пункты 8981, 8982 и 8983 Перечня с 1 января 2018 года.
В апелляционной жалобе правительства Москвы ставится вопрос об отмене решения суда в части признания не действующими пункта 5463 Перечня с 1 января 2016 года, пунктов 8705, 8706 Перечня с 1 января 2017 года и пунктов 8982 и 8983 Перечня с 1 января 2018 года, принятии по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В остальной части решение Московского городского суда от 14 марта 2018 года не обжалуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечней на 2016 и 2017 годы) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.
Таким образом, с января 2017 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
До момента принятия оспариваемого постановления в городе Москве Правила землепользования и застройки утверждены не были.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве до утверждения правил землепользования и застройки установлен в постановлении правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 указанного порядка предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Названным классификатором определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе бытовое обслуживание (код 3.3), что включает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для: размещения гаражей и автостоянок (пункт 1.2.3), размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
В ходе рассмотрения дела, административный ответчик пояснил, что здания с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1023 и 77:03:0002010:1024, включены в Перечни на основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены; здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 включено в Перечни исходя из его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно сведениям, изложенным в письме Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве от 16 февраля 2018 года, здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3); здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002010:1006 с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3).
Разрешая дело, суд установил, что здания с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1023 и 77:03:0002010:1024 фактически расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002010:1006, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что не позволяет отнести объекты недвижимости к административно-деловому и (или) торговому центрам.
При этом судом учтено, что здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 является "проходной", здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 имеет производственное назначение и согласно акту обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 30 мая 2016 года 100% площади здания используются под цели промышленности и производства, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002010:1006, на котором фактически располагаются данные объекты недвижимости.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002010:1005 находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью "Сатори", вид разрешенного использования данного земельного участка установлен относительно использования расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу вышеизложенного, суд правомерно посчитал необоснованными доводы административного ответчика о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:03:0002010:1024 и 77:03:0002010:1023 расположены на земельном участке с видом разрешенного использования: "эксплуатация зданий и сооружений, хранения и ремонта автотранспортных средств и специальной техники" и подпадают под признаки налогообложения, предусмотренные пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены и принял правильное решение об удовлетворении административного иска в указанной части.
Из экспликации, составленной Восточным ТБТИ г. Москвы по состоянию на 2011 год к поэтажному плану здания с кадастровым номером 77:03:0002010:1022 общей площадью 3267,8 кв.м видно, что под "учрежденческие цели" предназначено 2574,6 кв.м, под "складские" - 55 кв.м, под "прочие" - 637,1 кв.м;
Согласно кадастровому паспорту, составленному ГУП МосгорБТИ (Восточное ТБТИ) по состоянию на 2011 год, здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1023 общей площадью 4021,7 кв.м имеет наименование: производственное, назначение: нежилое. Из экспликации к поэтажному плану здания видно, что помещения в нем отнесены к: складским 975,2 кв. м, прочим - 842,4 кв. м, гаражам - 302,7 кв. м, производственным - 1901,4 кв. м;
Из кадастрового паспорта, составленного ГУП МосгорБТИ (Восточное ТБТИ) по состоянию на 2011 год, усматривается, что здание с кадастровым номером 77:03:0002010:1024 общей площадью 91,1 кв.м имеет наименование: проходная, назначение: нежилое.
Из приведенного следует, что здания не подлежали включению в Перечни на основании сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, поскольку не предназначено для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска в части признания не действующими пунктов 5463, 8705, 8706, 8982 и 8983 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакциях постановлений правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 14 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2018 г. N 5-АПГ18-56
Текст определения официально опубликован не был