Определение Верховного Суда РФ от 24 августа 2018 г. N 306-КГ18-6024
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2017 по делу N А55-6969/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2018 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "имени Антонова" (далее - общество) об оспаривании предписания управления от 28.12.2016 N 07-13/01.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ишин Сергей Анатольевич, Департамент ветеринарии Самарской области (далее - департамент ветеринарии), установила:
обществу управлением выдано предписание об устранении нарушений санитарных правил, обязывающее на помещение для убоя животных, положительно реагирующих на бруцеллез, оформить разрешение от органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; к убою на бруцеллез животных допускать работников, прошедших диспансерное обследование на бруцеллез и привитых против бруцеллеза; утвердить руководителем список работников, допущенных к работе по убою и переработке положительного на бруцеллез поголовья животных.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.02.2018, заявление удовлетворено.
Суды, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 201 названного Кодекса, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 4.7.1, 4.7.3.1, 4.7.3.4 СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП 3.1.7.2613-10), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 39, пришли к выводу о том, что предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды исходили из отсутствия подтверждения того, что само общество осуществляет убой и переработку животных, положительно реагирующих на бруцеллез; помещение, в котором производится убой животных, положительно реагирующих на бруцеллез, не принадлежит обществу и не используется им в указанных целях; работники общества не имеют доступа к убою и переработке таких животных, в связи с чем исполнение обществом оспариваемого предписания невозможно.
Суды отклонили довод управления о неподведомственности спора арбитражному суду, указав на то, что оспариваемое предписание является ненормативным правовым актов, затрагивающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, поскольку этим предписанием на общество возложены обязанности, неисполнение которых может повлечь для него негативные последствия.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управление ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
В обоснование своей позиции управление приводит следующие доводы.
В 2016 году в Кинельском районе в обществе "имени Антонова" зарегистрировано два очага групповой заболеваемости людей бруцеллезом: в мае 2016 года с количеством пострадавших из 8 человек и в ноябре 2016 года в отделении N 3 (молочная ферма) с количеством пострадавших из 5 человек. Из числа выявленных пострадавших троим установлено профессиональное заболевание.
Ухудшение эпидемиологической ситуации по заболеваемости бруцеллезом людей связано с неблагополучной ситуацией по бруцеллезу среди сельскохозяйственных животных.
В настоящее время, по информации департамента ветеринарии, в рамках мониторинга за возбудителями болезней, общих для человека и животных, среди сельскохозяйственных и домашних животных, в обществе ежемесячно выявляется положительно реагирующий на бруцеллез крупный рогатый скот.
В нарушение пункта 4.7.1 СП 3.1.7.2613-10 забой положительно реагирующих на бруцеллез животных осуществляется Ишиным С.А. на убойном пункте без соответствующего разрешения органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Помещение сдано Ишину С.А. обществом в субаренду по договору от 05.09.2016.
Факт привлечения к уходу за животными, положительно реагирующими на бруцеллез, неуполномоченного персонала и лиц без серологического обследования в хозяйстве в целом подтвержден актом эпидемиологического обследования (расследования) очага инфекционного (паразитарного) заболевания от 28.12.2016 N 07-13/17.
В названном акте отмечено, что на убойном пункте отсутствует необходимый набор бытовых помещений, гардеробная для раздельного хранения домашней, санитарной и специальной одежды и обуви для персонала, аптечка первой медицинской помощи; к убою больных животных допущены работники, не прошедшие диспансерное обследование на бруцеллез и не привитые против бруцеллеза; не утвержден руководителем список работников, допущенных к работе по убою и переработке положительного на бруцеллез скота.
Ишин С.А. не является индивидуальным предпринимателем и не имеет в своем штате сотрудников, но осуществляет деятельность по убою скота.
Договор забоя или утилизации сельскохозяйственных животных заключен между обществом (заказчиком) и Ишиным С.А. (исполнителем). Факт нахождения на территории общества посторонних лиц, не входящих в штат работников общества, не установлен.
Управление ссылается на то, что оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на предотвращение угрозы распространения опасного инфекционного заболевания, угрожающего здоровью и жизни неопределенного круга лиц, в связи с чем является законным и обоснованным.
Кроме того, по мнению управления, заявление общества об обжаловании оспариваемого предписания подлежало рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные управлением доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 августа 2018 г. N 306-КГ18-6024 по делу N А55-6969/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 19-ПЭК19
26.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30008/18
21.11.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14267/17
08.09.2017 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12238/17
25.07.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6969/17
28.03.2017 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-6969/17