Small craft Infrastructure. Yacht harbours. General requirements
ОКС 03.220.40
Дата введения - 1 января 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. N 915-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектируемым, поступающим в эксплуатацию и действующим яхтенным портам, а также дополнительные требования безопасности к их технологическому оборудованию, учитывающие специфические условия их эксплуатации.
В настоящем стандарте перечислены основные виды опасностей, связанных с материальными объектами яхтенных портов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к яхтенным портам.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.3.003 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности
ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 26600 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия
ГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования
ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 50597 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 55561-2013 Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности
ГОСТ Р 56242 Внутренний водный транспорт. Маяки створные лазерные в акваториях портов, на подходах к ним и участках водных путей со стесненными условиями плавания. Общие требования
ГОСТ Р 1.2.032-1.001.16 Инфраструктура маломерного флота. Общие положения
ГОСТ Р 1.2.032-1.003.16 Инфраструктура маломерного флота. Ремонтные базы и сервисы. Общие требования
ГОСТ Р 1.2.032-1.004.16 Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты Эксплуатация. Требования безопасности
ГОСТ Р 1.2.032-1.005.16 Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения
СП 2.13130 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 31-102 Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей.
СП 42.13330 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
СП 43.13330.2012 Сооружения промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2.09.03-85
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датируемая ссылка, внесено изменение, затрагивающее положения, на которые дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57617-2017, ГОСТ Р 57618.1-2017, ГОСТ Р 57618.4-2017, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 здание: Результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для деятельности людей, размещения производства, хранения грузов и материалов.
3.2 причальный бычок: Отдельно стоящее причальное сооружение небольшой длины, перекрывающее откос и обеспечивающее связь с берегом.
3.3 закрытый склад: Здание, имеющее крышу либо шатер, или помещение в таком здании.
3.4 открытый склад: Площадка с покрытием, подъездами, освещением, используемая для хранения грузов, не требующих закрытого или защищенного от атмосферных осадков и солнечных лучей способа хранения.
3.5 навес: Площадка, над которой на опорах сооружена крыша.
3.6 пожарный проезд: Специальный проезд, предназначенный для движения пожарных машин в случае возникновения пожара.
3.7 канализационная сеть: Система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
3.8 поверхностный сток: Сточные воды, образующиеся в результате выпадения атмосферных осадков, таяния снега, полива и мойки твердых покрытий.
3.9 очистное сооружение: Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод.
4 Основные положения
4.1 Яхтенный порт располагается на обособленной части прибрежной территории и акватории, примыкающей к этой территории части водного объекта. Структурная схема яхтенного порта представлена в приложении А.
4.2 Яхтенный порт должен соответствовать общим требованиям ГОСТ Р 57618.1-2017, предъявляемым к базам малых судов, а также требованиям настоящего стандарта.
4.3 Яхтенный порт предназначен для обслуживания яхт, других малых судов и плавсредств с целью обеспечения их нормальной безопасной эксплуатации для активного отдыха, спорта, путешествий; оказания сопутствующих услуг владельцам судов, экипажам, их гостям и/или просто любителям отдыха у воды.
4.4 При швартовке к причальным сооружениям яхтенного порта туристических и круизных судов морского и внутреннего водного транспорта комплекс причальных сооружений должен удовлетворять требованиям для судов соответствующего типа.
4.5 Функциональная схема яхтенного порта, включающая технологический комплекс яхтенного порта и его инфраструктуру, представлена в приложении А.
4.6 Объектами, входящими в технологический комплекс яхтенного порта, являются:
- комплекс причальных сооружений;
- комплекс по ремонту;
- сервисный комплекс;
- комплекс по обслуживанию экипажей;
- комплекс по оказанию дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям.
4.7 Комплекс по оказанию дополнительных услуг экипажам малых судов и их гостям включает в себя:
- объекты проживания;
- объекты питания;
- чартерные суда и прокатные плавсредства;
- суда яхтенного порта;
- центр по обучению управлением судов и других плавсредств;
- спортивно-оздоровительный и развлекательный комплекс;
- автостоянки.
4.8 Инфраструктура технологического комплекса включает следующие объекты:
- оградительные и берегоукрепительные сооружения;
- служебно-вспомогательные здания, сооружения и устройства;
- инженерные сети, средства связи, охранные средства;
- внутрипортовые подъездные автомобильные дороги;
- служебно-вспомогательные причальные сооружения судов яхтенного порта;
- аварийно-спасательный комплекс.
4.9 Безопасность технологического комплекса яхтенного порта обеспечивается безопасностью совокупности входящих в него объектов, выполнением требований ГОСТ Р 1.2.032-1.004.16 по их безопасной эксплуатации, выполнением требований ГОСТ 17.1.3.13 по охране поверхностных вод от загрязнения, а также безопасностью объектов инфраструктуры технологического комплекса яхтенного порта.
4.10 Общие характеристики объектов технологического комплекса яхтенного порта должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, а сами объекты размещаться на территории и в акватории яхтенного порта таким образом, чтобы исключить их взаимное негативное влияние.
4.11 Объекты технологического комплекса яхтенного порта и их элементы должны отвечать требованиям безопасности в течение всего срока их эксплуатации (службы) при условии выполнения персоналом эксплуатанта требований, установленных в эксплуатационной документации.
4.12 Конструкция, оснащенность и размещение всех объектов технологического комплекса яхтенного порта должны обеспечивать его энергетическую эффективность и экологическую безопасность.
4.13 Технические характеристики и конструкция объектов в процессе их эксплуатации должны сводить к минимуму возникновение опасных ситуаций для окружающей среды, судов, экипажей и гостей, а также их имущества, а также персонала эксплуатанта яхтенного порта.
4.14 Эксплуатант яхтенного порта должен разработать правила стоянки судов в яхтенном порту со схемами мест их стоянки, правила обеспечения безопасности и пользования причальными сооружениями, правила пожарной безопасности, правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории порта.
4.15 Эксплуатант яхтенного порта обеспечивает экипажи судов сведениями о границах и подходах к яхтенному порту, сведениями о технических возможностях яхтенного порта в части приема судов, о районах обязательной лоцманской проводки, о навигационной и гидрометеорологической обстановке.
5 Опасные ситуации, опасные зоны
5.1 Опасные ситуации, связанные с окружающей средой:
- воздействие на окружающую среду со стороны объектов яхтенного порта опасных и вредных факторов биологической, химической или физической природы;
- изменение гидрометеорологических условий, влияющих на техническое состояние объектов технологического комплекса яхтенного порта.
5.2 Опасные ситуации, связанные с судами и транспортными средствами:
- повреждение судна (транспортного средства) при взаимодействии с объектом технологического комплекса яхтенного порта (вследствие неверного выбора конструкции и/или характеристик взаимодействующих с транспортным средством объектов технологического комплекса порта, неработоспособного состояния объектов технологического комплекса порта);
- повреждение объектов яхтенного порта при взаимодействии с судами и транспортными средствами (вследствие неработоспособного состояния судна, транспортного средства или неверных приемов управления им).
5.3 Опасные ситуации, связанные с экипажами судов, пассажирами, гостями яхтенного порта:
- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей ввиду неверных характеристик и конструктивных недостатков зданий, сооружений, устройств, подъемно-транспортных машин и оборудования или их технического состояния;
- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей вследствие непринятия превентивных мер при обслуживании маломобильных групп населения.
5.4 Опасные ситуации, связанные с персоналом эксплуатанта объекта порта:
- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции сооружений и устройств;
- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции подъемно-транспортных машин и оборудования;
- получение травмы или нанесение вреда здоровью людей из-за неверных характеристик и конструкции судов.
5.5 К зонам действия потенциально опасных факторов относятся:
- зоны перемещения судов и транспортных средств по акватории и территории порта;
- зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;
- места, над которыми происходит перемещение судов (в т.ч. кранами);
- поверхности, над которыми происходит монтаж/демонтаж оборудования;
- зоны расположения членов экипажа, гостей яхтенного порта или рабочего места персонала эксплуатанта объекта яхтенного порта на значительной высоте относительно поверхности земли (воды, пола, палубы);
- зоны расположения электрических цепей опасного для человека напряжения, замыкание которых может произойти через тело человека;
- зоны повышенного уровня вибрации;
- зоны повышенного уровня шума;
- зоны повышенной запыленности или загазованности;
- места возможного поражения людей при аварийном выбросе жидкости или пара.
6 Акватория яхтенного порта
6.1 Общие положения
6.1.1 Акватория яхтенного порта включает подходы к рейдам, причальным сооружениям, сооружениям и средствам комплексного обслуживания судов, месту спуска/подъема судов на воду; рейды; акватории причальных сооружений; акватории сооружений и средств комплексного обслуживания судов; акватории мест спуска/подъема судов и плавсредств на воду.
6.1.2 Акватория порта должна располагаться вне границ транзитного судового хода.
6.1.3 В отношении акватории порта должны выполняться следующие требования:
1) границы акватории порта должны быть четко обозначены;
2) глубины акватории должны обеспечивать свободный подход и отход судов в период навигации;
3) в пределах акватории порта должна быть установлена необходимая навигационная обстановка - судовой ход, рейды, причалы должны быть четко обозначены.
6.1.4 Плавучие причалы на акватории должны надежно фиксироваться и обеспечиваться подходами к ним с берега или доставкой судами яхтенного порта.
6.1.5 При отсутствии места для выполнения оборота судов и составов непосредственно в районе причалов или ковша допускается размещать маневровые рейды выше и/или ниже по течению.
6.1.6 Глубина акватории должна соответствовать при необходимости условиям зимнего отстоя флота.
6.1.7 С целью обеспечения безопасности акватории порта, находящихся на ней судов, территории и сооружений порта от волнения и ледохода, паводков, штормов и шквалов, волнового воздействия, навалов и ударов судов, плавучих средств и плавающих на воде предметов, а также уменьшения заносимости акватории порта грунтом могут быть предусмотрены оградительные сооружения (насыпи, молы, волноломы и ледорезы).
6.1.8 Создание волнозащитных сооружений рекомендуется в тех случаях, если нормальная среднегодовая высота волны на незащищенной акватории превышает 0.3 м.
6.1.9 Для защиты марины от волн и ветра используются волноломы.
6.1.10 Выбор того или иного типа волноломов зависит от расстояния разгона волны, волновых и ветровых условий в регионе, конфигурации береговой линии.
6.1.11 Основные способы защиты от волн:
- насыпной волнолом из естественного камня, щебня или специальных изготовленных железобетонных блоков (тетраэдров), при этом высота насыпи должна быть выше самой высокой волны не менее чем на метр;
- плавучий волнолом на основе тяжелых железобетонных понтонов;
- стационарные "заборы" из щитов любого материала - бетонные плиты, деревянные щиты, металлические листы, закрепленные на свайных основаниях так, чтобы верхний край был выше горба самой высокой волны, а нижний - ниже впадины волны;
- перфорированные щиты (или плотные решетки) в качестве поглотителей энергии волны;
- вертикальная бетонная или металлическая стенка.
Примечания
1 С внутренней стороны насыпного волнолома могут устраиваться причал-стенка или набережная.
2 Тяжелые железобетонные понтоны гасят короткие невысокие волны, снижая их высоту до 80 %; однако длинные волны они практически не гасят, качаясь вместе с ними.
3 Сплошные вертикальные бетонные или металлические стенки создают отраженную волну.
В некоторых ситуациях необходимо применять эшелонированную защиту, например, из насыпи и плавучих волноломов.
6.2 Акватории причалов
6.2.1 Акватории причалов должны быть безопасными:
- для швартовки и стоянки судов у причала;
- при отходе судов от причала.
6.2.2 Длина акватории причала должна соответствовать длине обслуживаемых судов и способам их обслуживания.
6.2.3 Углы разворота акваторий примыкающих друг к другу причалов должны обеспечивать безопасный подход и отход судов к причалам.
6.2.4 При определении ширины акватории причалов до кромки судового хода или водных подходов следует учитывать расположение причалов относительно берега, необходимость выполнения оборота судна при отвале его от причала, наличие прижимного течения, криволинейность судового хода.
6.2.5 При необходимости выполнения оборота судна при отвале его от причала в отдельных обоснованных случаях допускается использовать для выполнения оборота судна акваторию транзитного судового хода.
6.2.6 Глубина акватории у причалов должна обеспечивать безопасное нахождение судна у причала с учетом:
- осадки судна с полной нагрузкой;
- запаса глубины на дифферент судна, связанный с его разгрузкой и загрузкой, и на засорение акватории;
- запаса глубины на волнение;
- запаса глубины на сгон;
- навигационного запаса под днищем судна.
6.3 Водные подходы к порту
6.3.1 Водные подходы к порту должны предоставлять судам возможность беспрепятственно передвигаться, входить и выходить как из порта на судовые ходы, так и в обратном направлении. Подходы к порту должны быть безопасными и доступными для судов в течение всей навигации.
6.3.2 Водные подходы должны, как правило, обеспечивать двухстороннее движение судов и судовых составов. Допускается также одностороннее движение с устройством разъездов.
6.3.3 Ширина судового хода на криволинейных участках должна быть увеличена по сравнению с ее значением на прямолинейных участках.
6.3.4 Надводные габариты судового хода на водных подходах должны соответствовать требованиям ГОСТ 26775.
6.3.5 Минимальный радиус закругления оси судового хода должен обеспечивать безопасность прохождения самоходного судна, судна максимального размера в буксируемом судовом составе, толкаемого судового состава.
6.4 Навигационная обстановка
6.4.1 Навигационная обстановка акватории порта должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность причальных, гидротехнических сооружений.
6.4.2 Действие береговых и плавучих знаков навигационной обстановки и маяков должно обеспечиваться в навигационный период.
6.4.3 Форма, размеры, окраска и характеристики знаков и огней всей судоходной обстановки на внутренних водных путях должны соответствовать ГОСТ 26600.
6.4.4 Створные лазерные маяки на подходах к порту должны соответствовать ГОСТ Р 56242.
6.4.5 У затопляемых весенними паводками оградительных сооружений на период затопления должны устанавливаться знаки обстановки.
7 Территория
7.1 Санитарно-защитные зоны
7.1.1 Яхтенные порты и их территориально обособленные объекты должны иметь санитарно-защитные зоны.
7.1.2 Санитарно-защитные зоны яхтенных портов и их объектов следует устанавливать в соответствии с требованиями [1].
7.2 Требования к территории
7.2.1 Территория яхтенного порта должна быть ограждена.
7.2.2 При въезде в порт должно быть помещение-проходная.
7.2.3 При отсутствии на территории разворотной площадки должно быть предусмотрено не менее двух въездов в порт.
7.2.4 При установке распашных ворот для въезда и выезда с территории порта различного транспорта эти ворота должны открываться внутрь, причем необходимо предусмотреть, что возможность их произвольного закрывания должна быть исключена.
Ширину ворот для автомобильных въездов надлежит соразмерять с максимальными габаритами въезжающих на территорию порта автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м.
7.2.5 Отметка территории причала у кордона должна обеспечить безопасность береговых объектов порта при всех ожидаемых уровнях воды и ледоходе, с учетом назначения причала, рельефа прилегающей территории, применяемого технологического оборудования и др.
7.2.6 Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарными или плавучими навигационными знаками.
7.2.7 Ширина территории порта рассчитывается, исходя из условия размещения на ней перегрузочных механизмов, крановых и железнодорожных путей, площадок для складирования грузов, проездов и площадок для стоянки и маневрирования автомобильного транспорта, закрытых складов, производственных, вспомогательных и пассажирских зданий с соблюдением действующих стандартов, санитарных, противопожарных и других норм.
7.2.8 Территория порта должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить удобный подъезд к складским помещениям, площадкам.
7.2.9 С целью обеспечения поверхностного стока территория порта должна быть спланирована в сторону водоприемных или водоотводных устройств с уклоном в соответствии с ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.24).
7.2.10 Ямы и другие углубления, имеющиеся на территории порта для технических целей, должны иметь плотные и прочные закрытия или ограждения.
7.2.11 Для портов с территорией, расположенной на двух отметках, пандусы между террасами при применении авто- и электропогрузчиков, а также при регулярном автомобильном движении должны иметь уклон не более 60 промилле, при наличии нерегулярного, только автомобильного движения допускается увеличить уклон до 90 промилле.
7.2.12 С целью обеспечения противопожарных мероприятий и забора из акватории воды пожарными автомобилями необходимо обеспечить возможность их удобного подъезда к линии кордона, если иное не предусмотрено проектом.
7.3 Требования к зданиям и сооружениям технологического комплекса яхтенного порта
7.3.1 Объекты порта, аналогичные соответствующим объектам промышленных предприятий (ремонтные мастерские, гаражи, электростанции, котельные, внутри- и внеплощадочные сети инженерного обеспечения и др.), должны соответствовать требованиям, установленным СП 43.13330, [2], если в отношении этих объектов настоящими требованиями не оговорены дополнительные специальные требования.
7.3.2 Для хранения грузозахватных приспособлений и перегрузочного инвентаря необходимо предусматривать такелажные помещения.
7.3.3 Такелажные помещения должны размещаться в отапливаемых зданиях, причем как можно ближе к производственным участкам.
7.3.4 В помещениях для хранения такелажа должны предусматриваться специальные отделения и ячейки для хранения различных грузозахватных приспособлений.
7.3.5 Для хранения громоздких грузозахватных приспособлений следует предусматривать специально отведенные открытые площадки.
7.3.6 Пожаро- и взрывоопасные помещения ремонтно-механических мастерских должны быть изолированы капитальными стенами.
7.3.7 Ворота ремонтно-механических мастерских должны быть оборудованы тепловой завесой.
7.3.8 Открытые площадки ремонтно-механических мастерских должны быть с твердым покрытием.
7.3.9 Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны соответствовать требованиям СП 3.13130 и СП 5.13130.
7.3.10 Системы отопления зданий технологического комплекса рекомендуется оснащать системами уменьшения подачи теплового потока в нерабочее время.
7.4 Требования к причальным сооружениям
7.4.1 Причальные сооружения могут быть береговыми или плавучими.
7.4.2 Требования к конструкции причальных сооружений и устройств, а также к нагрузкам на них - по ГОСТ Р 55561.
7.4.3 Плавучие причалы должны быть фиксированы на месте относительно дна.
7.4.4 Размеры причалов, высота надводного борта, конструкция, прочность, водоизмещение устанавливаются исходя из типов судов, на которые они рассчитаны, и типов стояночных мест.
7.4.5 Типы стояночных мест:
- бортом к причалу,
- под углом кормой или носом к причалу.
7.4.6 Длина причала должна обеспечивать безопасный подход, стоянку и отход (отвод) судна, а также посадку-высадку людей.
Длину причала следует определять, как расстояние между границами причала, измеряемое по линии кордона.
7.4.7 При расчете длины причального сооружения (причальной стенки, ряда бычков или пал) должно учитываться размещение на нем швартовных и отбойных устройств.
7.4.8 Для причальных сооружений в виде бычков или пал расстояние в свету между бычками или палами необходимо принимать по ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.6).
Для причалов кратковременного пользования расстояние в свету между бычками и палами может быть увеличено и принято равным 2/3 длины судна за вычетом удвоенной ширины (длины по причальному фронту) бычка или пала.
7.4.9 Расположение швартовных устройств - по ГОСТ Р 55561-2013 (пункт 6.4.8).
Крайние швартовные устройства следует располагать по возможности ближе к концам набережной.
7.4.10 Причалы имеют, как правило, защитные покрытия или отбойные устройства.
7.4.11 Конструкции отбойных устройств должны исключать задержание привального бруса судна при изменении высоты сухого борта, связанном с колебанием уровней воды.
7.4.12 Плавучие причалы соединяются с берегом с помощью эстакад, переходных мостиков и скользящих трапов.
7.4.13 Поверхности, по которым возможно передвижение людей, должны исключать возможность скольжения.
7.5 Стоянки судов на берегу
7.5.1 Стоянки судов на берегу организовывают на открытой площадке, под навесом, в холодном эллинге, в обогреваемом эллинге.
7.5.2 На открытой площадке между рядами стояночных мест должен быть проезд, достаточный для провоза любого судна и маневров, связанных с выемкой и установкой судна на место.
7.5.3 Проезды на открытой площадке должны иметь твердое покрытие.
7.5.4 Стояночные места на открытой площадке, как правило, группируются по размерам.
7.5.5 Расстояния между стояночными местами должны обеспечивать возможность прохода человека вокруг любого судна с учетом лесенки-трапа для подъема на судно.
7.5.6 На открытой площадке должны быть разводка электричества и водопровод, предусмотрены пожарные проезды и средства пожаротушения.
7.5.7 Холодный эллинг представляет собой помещение, закрытое со всех сторон и защищенное от атмосферных воздействий.
7.5.8 Холодный эллинг не отапливается в холодное время года.
7.5.9 Стены и крыша эллинга должны быть исполнены с теплоизоляцией.
7.5.10 Суда, имеющие встроенные системы кондиционирования (способные обогревать судно в холодный период), как правило, размещают в отдельном холодном эллинге.
7.5.11 Канализационные решетки в эллинге должны располагаться так, чтобы они не оказывались под колесами тяжелой техники, перевозящей суда.
7.5.12 Крыша эллинга должна быть устроена таким образом, чтобы при таянии на ней снега перед воротами эллинга не намерзал ледяной бруствер от капели.
7.5.13 В районах с холодной зимой используют обогреваемые эллинги.
7.5.14 Система обогрева должна обеспечивать внутри эллинга для зимнего хранения судов температуру более 5 °С.
7.5.15 Размеры эллинга (длина, ширина, высота) определяются, исходя из:
- размеров и расположения имеющегося участка для размещения;
- выбранной технологии установки лодок в эллинг и вывоза;
- размеров и количества судов, планируемых к обслуживанию.
7.5.16 В эллинге должно быть минимальное количество опор.
7.5.17 Высота и ширина ворот эллинга должны соответствовать размерам самого большого из хранимых судов.
7.5.18 При хранении судов в эллинге на стеллажах размещение и параметры стеллажей должны соответствовать требованиям обеспечения противопожарной безопасности.
7.5.19 Перемещение судов по территории порта производится при помощи прицепов автомобилей (оборудования) владельцев (эксплуатантов) судов или машин и оборудования эксплуатанта порта.
7.5.20 Спуск судов на воду и подъем из воды может производиться с использованием слипа и/или перегрузочного оборудования эксплуатанта порта.
7.5.21 Размеры и допустимые нагрузки на слип должны соответствовать размерам и массе судов, которые предполагается спускать на воду и поднимать, характеристикам используемых для спуска/подъема машин и оборудования.
7.6 Требования к складам
7.6.1 Складские здания и сооружения портов должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации [1], [2].
7.6.2 Склады должны обеспечивать раздельное хранение несовместимых материалов.
7.6.3 Категория складов и класс зоны или участков по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать свойствам хранящихся в них материалов по СП 2.13130, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.044, [3], [4], [5].
7.6.4 Уклоны открытых площадок для складирования принимают не менее 5 и не более 20 промилле.
7.6.5 Все внутрипортовые площадки, дороги и проезды, как правило, должны иметь твердые покрытия, тип которых устанавливается с учетом климатических условий, в зависимости от наличия местных строительных материалов и характеристики транспорта.
7.6.6 Отметка пола закрытых складов и служебных зданий должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятностью превышения 0,5 %-5,0 %.
Отметки полов складов и служебных зданий не должны быть ниже отметки территории яхтенного порта.
7.6.7 Предельный угол пандусов рамп, предназначенных для въезда на них погрузчиков, не должен превышать 120 промилле.
7.6.8 Ворота складов должны быть оборудованы безопасными, легко управляемыми и надежными в эксплуатации приспособлениями для их открытия, закрытия и остановки в требуемом положении.
7.6.9 Окраска элементов строительных конструкций складов должна быть предусмотрена в проекте в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.
7.6.10 Полы закрытых складов и их рампы должны быть покрыты твердым, ровным, нескользким материалом с уклоном для стока воды, не превышающим 15 промилле.
7.6.11 Для работы погрузчиков, тягачей и аккумуляторных тележек, имеющих колеса с грузошинами, необходимо предусматривать асфальтовое, бетонное или дощатое покрытие пола склада. При использовании машин, имеющих колеса на пневматических шинах, покрытие должно быть твердым.
7.6.12 В проезжей части проемов ворот складов не должно быть выступающих частей, препятствующих проезду погрузчиков и других средств напольного транспорта.
7.6.13 На складах должны быть в наличии легкие передвижные подъемники (или другие устройства), обеспечивающие безопасные условия работы по замене разбитых или перегоревших электроламп освещения.
7.6.14 В складских помещениях должен быть предусмотрен сток дождевых вод с крыш складов по водосточным трубам.
7.6.15 Освещенность территорий, дорог, проездов и рабочих мест на открытых площадках в темное время суток должна отвечать требованиям, представленным в таблице 1.
Таблица 1 - Освещенность территории порта
Объект |
Наименьшая освещенность, лк |
Плоскость, в которой нормируется освещенность |
Примечание |
Дороги |
0,5 |
На уровне проезжей части |
- |
Стоянки для автотранспорта и строительных машин, территория и дороги в районе ведения работ |
2 |
На уровне освещаемой поверхности |
|
Лестницы, мостики для переходов |
3 |
На уровне освещаемой поверхности |
|
Погрузка и разгрузка судов, оборудования и деталей |
10 |
Горизонтальная |
На площадках приема и подачи |
7.6.16 Для осветительных сетей должна применяться электрическая система в соответствии с [6].
7.6.17 Производство сварочных работ должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.003.
7.7 Требования к автомобильным дорогам
7.7.1 Ширина дорог должна соответствовать применяемым транспортным средствам, габаритам перемещаемых судов и интенсивности движения с учетом встречного транспортного потока. На территории порта должны быть установлены указатели проездов и проходов с ограждением опасных зон, а также предусмотрено освещение предупредительных надписей в ночное время суток.
7.7.2 Для передвижения пешеходов вдоль главной дороги с одной стороны необходимо предусмотреть тротуар шириной не менее 1,5 м, который должен быть поднят не менее чем на 15 см над покрытием дороги или отделен от нее зеленой полосой, засаженной кустарником. Тротуар должен быть с твердым покрытием и иметь уклон для стока воды.
7.7.3 Техническое состояние автомобильных дорог должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.
7.7.4 Места стоянки автомобилей следует располагать за пределами проезжей части дорог в виде специально отведенных площадок.
7.7.5 Размеры площадок должны соответствовать количеству и типу автомобилей.
7.7.6 Размеры площадок для одного автомобиля следует устанавливать в зависимости от типа автотранспортного средства и перевозимого на прицепе судна.
Ширина площадки:
- 3,50 м - при ширине автомобиля до 2,75 м;
- 4,50 м - при ширине автомобиля более 2,75 м.
7.7.7 Для работы погрузчиков, тягачей и аккумуляторных тележек, имеющих колеса с цельнолитыми шинами, необходимо предусматривать асфальтовое, бетонное или дощатое покрытие дорог и площадок.
7.8 Комплексы по обслуживанию экипажей и их гостей
7.8.1 Комплексы по обслуживанию экипажей, их гостей должны отвечать требованиям [4], [7], СП 42.13330.
7.8.2 Причалы должны соответствовать следующим требованиям:
- безопасная посадка и высадка экипажей, погрузка и выгрузка багажа должны быть возможными при любых уровнях воды;
- расположение швартовных устройств на каждом причале должно обеспечивать безопасную для людей и судов швартовку расчетных типов судов при любом уровне воды;
- размещение причалов должно позволять судоводителям выполнить маневры, необходимые для безопасного подхода и отхода судов;
- количество, ширина лестниц и мостков, ведущих к причалам, должны обеспечивать безопасное движение максимально возможного количества человек к причалам и обратно.
7.8.3 Для судов на воздушной подушке, а также экскурсионных судов следует предусматривать отдельные причалы.
7.8.4 Для причальных сооружений и устройств должны выполняться требования 7.4.
7.8.5 Переходные мостки и пандусы для прохода должны иметь уклон не более 1:8.
7.8.6 Швартовные тумбы, или кнехты, на причалах следует размещать с учетом расположения швартовных устройств на судне и обеспечения надежной расчалки судна при любом навигационном уровне воды.
7.8.7 Набережные должны быть снабжены спасательными кругами.
7.8.8 Оборудование для оказания справочно-информационных услуг, уборочных работ и процессы его эксплуатации должны удовлетворять требованиям специальных технических регламентов, устанавливающих требования безопасности соответствующих видов оборудования.
7.8.9 В порту должны быть предусмотрены помещения, оборудованные всем необходимым для оказания первой медицинской помощи.
7.8.10 Яхтенные порты должны удовлетворять требованиям доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения по СП 31-102;
- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за специфики архитектурной среды зданий;
- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
- избежание плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
- предупреждение о зонах, представляющих потенциальную опасность;
- исключение ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска;
- возможность пользования подъемно-транспортным оборудованием, оборудованием и сооружениями (устройствами) посадки на суда.
7.9 Требования безопасности к оборудованию технологического комплекса
7.9.1 Объекты технологического комплекса яхтенного порта должны быть оборудованы средствами предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод, прилегающих территорий и воздушной среды, обеспечивающими экологическую безопасность технологического комплекса яхтенного порта в целом.
7.9.2 Оборудование технологического комплекса яхтенного порта должно обеспечивать безопасность при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации в составе технологических линий береговых и плавучих перегрузочных комплексов, добывающих перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов, объектов инфраструктуры технологического комплекса при соблюдении требований, предусмотренных эксплуатационной документацией.
7.9.3 Общие требования безопасности к производственному оборудованию должны соответствовать ГОСТ Р 1.2.032-1.003.16.
Библиография
[1] |
Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов |
|
[2] |
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" |
|
[3] |
Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности |
|
[4] |
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" |
|
[5] |
Пожарная безопасность зданий и сооружений (ред. от 19 июля 2002 г.) |
|
[6] |
Правила устройства электроустановок. Издание седьмое (утвержденные приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204) |
|
[7] |
Общественные здания и сооружения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57618.2-2017 "Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. N 915-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 января 2018 г.