Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 августа 2018 г. N 03-03-06/3/61792
В дополнение к настоящему письму см. письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 октября 2018 г. N 03-03-06/3/73409
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о порядке применения отдельных положений пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.
Согласно положениям пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению по перечню таких поступлений, поименованных в данном пункте. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям, поименованным в данном пункте, отнесены, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Из вышеизложенных норм законодательства следует, что пожертвование, поступившее некоммерческой организации, не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии, что оно получено и использовано на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации.
Погашение задолженности по кредиту банка, по мнению Департамента, не может рассматриваться в качестве общеполезной цели.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.