Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 г. N 41-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Беляева И.Б. на решение Ростовского областного суда от 9 августа 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Беляева И.Б. об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога от 2 августа 2018 года N 103-4 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области шестого созыва, выдвинутого Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по одномандатному избирательному округу N 22 Таганрогский (западный) избирательный округ Карагодина Владимира Владимировича".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Беляева И.Б. - Селезнева Е.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Карагодина В.В. - Ермалаеву О.А., Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога Брасова В.Г., Ростовского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Черкезовой О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 7 июня 2018 года N 3082 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области шестого созыва.
Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Ростовской области шестого созыва по Таганрогскому (западному) одномандатному избирательному округу N 22 постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 31 мая 2018 года N 39-3 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Таганрога.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога от 2 августа 2018 года N 103-4 Карагодин В.В., выдвинутый Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по одномандатному избирательному округу N 22 Таганрогский (западный) избирательный округ, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области шестого созыва.
Беляев И.Б., зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидатом в депутаты, выдвинутый Региональным отделением Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Ростовской области, обратился в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил указанное постановление Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога отменить.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты в нарушение пунктов 2, 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Карагодин В.В. не уточнил, что осуществляет полномочия депутата Городской Думы г. Таганрога на непостоянной основе. В дальнейшем, изменив в заявлении, поданном в Избирательную комиссию, сведения "депутат Городской думы города Таганрога" на "депутат Законодательного Собрания Ростовской области", Карагодин В.В. вновь не указал, что исполняет обязанности депутата на непостоянной основе и не представил соответствующее решение Городской Думы г. Таганрога о сложении полномочий депутата. Избирательная комиссия не предложила в трёхдневный срок до даты регистрации кандидата внести необходимые уточнения и не разместила в системе ГАС "Выборы", на сайте ТИК г. Таганрога и на информационном стенде изменённые сведения о Карагодине В.В.
По его мнению, у Избирательной комиссии имелось основание для отказа в регистрации Карагодина В.В. кандидатом в депутаты, предусмотренное подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Ростовского областного суда от 9 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Беляева И.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Беляев И.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, Территориальной избирательной комиссией г. Таганрога, Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", представителем Карагодина В.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с вынесенным судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Вывод суда первой инстанции об обоснованности постановления Территориальной избирательной комиссии г. Таганрога от 2 августа 2018 года N 103-4 о регистрации Карагодина В.В. кандидатом в депутаты соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Согласно пункту 2 и подпункту "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть приведены сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа, а также приложены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что Избирательная комиссия Ростовской области постановлением от 12 июля 2018 года N 43-20 заверила список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области шестого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам Ростовским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в который Карагодин В.В. включен в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 22.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 5 июля 2018 года, поданном в Территориальную избирательную комиссию г. Таганрога, Карагодин В.В. указал основное место работы, занимаемую должность: публичное акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева", директор дирекции спецкомплексов, а также то, что является депутатом Городской Думы г. Таганрога. Кроме того, 27 июля 2018 года он представил в ту же избирательную комиссию информацию об изменениях в сведениях о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, в которой известил, что сведения о нём как депутате Городской Думы г. Таганрога следует изменить на сведения как о депутате Законодательного Собрания Ростовской области.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указание кандидатом места основной работы одновременно с тем, что он является депутатом, свидетельствует об исполнении им полномочий депутата именно на непостоянной основе. В случае исполнения им обязанностей депутата на постоянной основе сведения об этом указывались бы в разделе "основное место работы или службы, занимаемая должность".
Из материалов административного дела следует, что предусмотренная законом обязанность по представлению копии документа, подтверждающего то, что кандидат является депутатом, Карагодиным В.В. выполнена надлежащим образом. Им также своевременно подтверждены уточненные сведения о статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области.
При таких обстоятельствах не указание Карагодиным В.В. уточнения об исполнении им обязанностей депутата на непостоянной основе не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нём и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вопреки утверждениям административного истца, отсутствие у Избирательной комиссии документов, подтверждающих досрочное сложение Карагодиным В.В. полномочий депутата Городской Думы г. Таганрога, равно как и не размещение либо несвоевременное размещение в соответствующей форме (в системе ГАС "Выборы", на сайте избирательной комиссии, на информационном стенде) измененных сведений о кандидате, не могут квалифицироваться как какое-либо из оснований для отказа в регистрации из числа предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правовую судьбу обжалуемого судебного постановления, поскольку все они судом первой инстанции проверялись, им дана надлежащая судебная оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не усматривается, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ростовского областного суда от 9 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Беляева И.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 г. N 41-АПГ18-17
Текст определения официально опубликован не был