Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2018 г. N 38-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринг" о признании недействующим в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 14 декабря 2016 г. N 47/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителями Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющим источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг." по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринг" на решение Тульского областного суда от 12 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринг" Денисова Д.Б., пояснения представителя комитета Тульской области по тарифам Волковой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Инжиниринг" (далее - ООО "Инжиниринг") обратилось с заявлением о признании недействующим в части постановления комитета Тульской области по тарифам от 14, декабря 2016 г. N 47/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителями Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющим источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2015-2019, 2016-2018 и 2016-2019 гг.".
Решением Тульского областного суда от 12 марта 2018 г. в заявление ООО "Инжиниринг" в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Инжиниринг" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права и признать недействующим нормативный правовой акт в оспариваемой части.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, комитетом Тульской области по тарифам и прокуратурой Тульской области, представлены возражения.
В судебное заседание представители ПАО Квадра-генерирующая компания, прокуратуры Тульской области, извещенные надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Тульской области является комитет Тульской области по тарифам, в соответствии с Положением о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011 г. N 17.
14 декабря 2016 г. комитетом Тульской области по тарифами принято постановление N 47/3 которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО "Квадра-генерирующая компания" по блочно-модульной котельной филиала ПАО "Квадра - "Центральная генерация" на 2017 г. долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.
Постановление официально опубликовано в сетевом издании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, а также на сайте комитета.
Согласно материалам дела ООО "Инжиниринг" является потребителем тепловой энергии в горячей воде в соответствии с заключенным договором от 25 июля 2014 г. N 35 с ПАО "Квадра-генерирующая компания" на снабжение тепловой энергии в горячей воде, согласно которому организация подает абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение нежилых помещений, являющихся собственностью ООО "Инжиниринг", а общество принимает и оплачивает принятую тепловую энергию в порядке, определенным договором.
ООО "Инжиниринг" не согласно с установленными тарифами, поскольку полагает, что регулирующий орган необоснованно завысил установленные на 2016-2018 годы тарифы на тепловую энергию по блочно-модульной котельной филиала ПАО "Квадра - "Центральная генерация" в связи с принятием на 2017 год завышенных капитальных вложений инвестора при строительстве блочно-модельной котельной с учетом ее амортизации и уплачиваемого налога на имущество, а также в связи с применением для расчета тарифа метода индексации, тогда как имелись правовые основания для применения метода сравнения аналогов. Указанные нарушения, по мнению истца, свидетельствуют о несоблюдении баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителя.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд сделал вывод о том, что обстоятельств, препятствующих или исключающих выбор метода индексации, установленных тарифным органом, как и оснований для изменения в середине долгосрочного периода метода регулирования тарифов не имеется. Размер расходов на амортизацию основных средств, учтенных в тарифе на тепловую энергию по блочно-модульной котельной рассчитан в соответствии с законодательством.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно с частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении до 1 января 2016 г. осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования, в соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Как следует из материалов дела ОАО "Квадра-генерирующая компания" филиал ОАО "Квадра" - "Центральная генерация" обратилось в 2015 году в комитет Тульской области по тарифам с заявлением о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию и теплоноситель для потребителей общества на территории Тульской области на 2016, 2017, и 2018 годы, в котором просило установить тарифы на тепловую энергию методом индексации.
Постановлением регулирующего органа от 07 мая 2015 г. N 15/1 методом регулирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, услуги по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения на 20162018 годы для филиала ПАС "Квадра - "Центральная генерация" выбран метод индексации установленных тарифов.
Постановлением комитета Тульской области по тарифам от 27 ноября 2015 г. N 43/5 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО "Квадра-генерирующая компания" по блочно-модульной котельной филиала ПАО "Квадра - "Центральная генерация" на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы.
При утверждении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии для ПАО "Квадра-генерирующая компания" по блочно-модульной котельной филиала ПАО "Квадра - "Центральная генерация" на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 годы в соответствии с постановлением тарифного органа от 07 мая 2015 г. N 15/1, а также с учетом предложения филиала применен метод индексации установленных тарифов. Метод выбран органом регулирования на основании предложения организации и анализа представленных материалов с учетом того, что 2017 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования тарифов 2016-2018 годов для филиала ПАО "Квадра - "Центральная генерация".
Обстоятельств, исключающих выбор метода индексации при установлении тарифов, как и оснований для изменения метода регулирования в середине долгосрочного периода у органа регулирования не имелось.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о завышении тарифа на тепловую энергию по блочно-модульной котельной филиала ПАО "Квадра - "Центральная генерация" в результате завышения амортизационных отчислений, судом отклоняется.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В силу пункта 73 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 39 Методических указаний N 760-э амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", согласно которой срок полезного использования автоматизированной блочно-модульной котельной - 20 лет (7 амортизационная группа), газопровода котельной - 35 лет (10 амортизационная группа).
В силу пункта 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Исходя из приведенных норм и представленных акционерным обществом документов амортизационные отчисления по котельной для организации составили 957 702,21 руб., а по газопроводу - 61 815,6 руб. Таким образом, органом регулирования правомерно учтены в тарифе на тепловую энергию расходы по статье "амортизация" в размере: 957 702,21 + 61 815,6 = 1 019 517,8 руб.
Довод заявителя о необходимости консервации котлов предназначенных для большего количества домов и не используемых обществом отклоняется, поскольку амортизация исчисляется по максимальному сроку использования оборудования, вне зависимости от его эксплуатации с учетом возврата потраченных на него средств.
Расчет налога на имущество в тарифе на тепловую энергию на 2017 год произведен регулирующим органом, исходя из остаточной стоимости блочно-модульной котельной и газопровода котельной, что соответствует требованиям статьи 380 и статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тульского областного суда от 12 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2018 г. N 38-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был